Стратегическое планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:12, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка основных направлений совершенствования системы стратегического планирования на предприятии.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ 4
1.1 Планирование и его виды 4
1.2 Понятие стратегического планирования, цели и этапы 9
1.3. Структура стратегического планирования 14
1.4 Преимущества и недостатки стратегического планирования 20
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ 23
2.1 Планирование производства и реализации продукции 23
2.2 Планирование потребности в персонале и росте производительности труда. Система управления персоналом на предприятии 25
2.4 Планирование финансов и сметы затрат на производство продукции 29
2.5 Планирование риска 31
2.6 Оперативно-производственное планирование 35
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОАО «ММК» 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая1.docx

— 81.67 Кб (Скачать файл)

    - устойчивые пассивы (кредиторская  задолженность);

    - средства от продажи ценных  бумаг;

    - паевые и членские взносы;

    - долгосрочные кредиты;

    - займы;

    - благотворительные взносы;

    - финансовые ресурсы.

    Планирование  расходов предусматривает следующие  статьи:

    1) отчисления в фонд накопления, фонд потребления, резервный фонд, на благотворительные цели;

    2) свободная прибыль;

    3) свободная амортизация;

    4) прочие расходы на собственные  нужды предприятия;

    5) итого расходов и отчислений;

    6) превышение доходов над расходами  или наоборот.

    Методика  планирования расходов предприятия:

    1. Капитальные вложения, составляющие  значительную часть инвестиций.

    2. Прирост собственных оборотных  средств. Основой служат расчеты  по формированию оборотных средств  на конец года.

    3. Проценты по долгосрочным кредитам:

    - метод простых процентов. Проценты  начисляются и выплачиваются  ежегодно в установленном размере;

    - метод сложных процентов. Ежегодно  начисляемые проценты не выплачиваются  в течение всего срока пользования  кредитом, а присоединяются к  сумме задолженности по кредиту;

    - метод снижающихся процентов.

    4. Расходы по смете фонда потребления.  Здесь необходимо учитывать обязательства  принятые в договоре или уставе  предприятия по социальной защите  членов коллектива.

    5. Платежи в бюджет, которые включают  не только платежи, но и налог  на недвижимость, налог на доходы, налог на прибыль.

    Плановая  смета затрат на производство помимо определения общей суммы расходов предприятия преследует следующие  цели:

    - расчет себестоимости валовой,  товарной и реализованной продукции;

    - определение и анализ структуры  затрат на производство;

    - проверка согласованности различных  частей плана по издержкам;

    - расчет нормативов оборотных  средств и другие экономические  показатели.

    Свод  затрат на производство – это матрица, в которой по вертикалям указываются  калькуляционные статьи затрат, а  по горизонтали – элементы сметы  затрат.

    Свод  затрат обеспечивает согласование плановых издержек, позволяет проверить все  расчеты, выявить внутренний оборот затрат, не включаемых в себестоимость. [6]

2.5 Планирование риска

 

    Риск  – это степень неопределенности, с которой прогнозируется результат, изменяющийся от нуля до единицы.

    Существуют  следующие виды рисков:

    1. Допустимый риск – это риск, который покрывается прибылью.

    2. Критический риск – это риск, который покрывается прибылью  без остатка.

    3. Катастрофический риск – это  риск, который покрывается всем  имуществом предприятия.

    При формировании риска в разделе  бизнес-плана ставиться задача оценки меры неопределенности достижения цели, выяснение времени и места  наступления последствий, анализа  основных видов риска, их источников и разработка мероприятий по снижению потерь финансовых ресурсов.

    Для снижения степени риска связанного с производством и сбытом продукции  разрабатывается программа освоения новой техники.

    Предотвратить риск и снижение продаж из-за уменьшения платежеспособности потребителя можно  за счет разработанных мероприятий, предусматривающих:

    1) переориентацию производства на  выпуск изделий мирового уровня  и расширение экспорта;

    2) расширение системы лизинговых  отношений;

    3) проведению взаиморасчетов с  поставщиками;

    4) предоставлению отсрочек покупателям.

    Мероприятия по уменьшению денежных потерь связанных предпринимательским риском можно свести в группы:

    1. страховые организации, к которым  предприятие планирует обратиться;

    2. наиболее подходящие типы договоров  о планируемом страховании;

    3. мероприятия по не страхуемым  видам риска.

    Целесообразно оценить вариант рентабельности производства, который будет достигнут  с учетом проведенных мероприятий  и под влиянием вероятности технического успеха, высокой доли продажи и  прогнозируемом увеличении валовой  прибыли и снижение издержек.

    Для снижения степени риска следует  проверять постоянный анализ конъюнктуры  рынка, корректировку принятых решений, маневрирование ресурсами. Существует пропорциональная зависимость между  затратами на получение информации об экономических процессах и  рисках. Чем больше потрачено средств  и усилий на получение экономической  информации, тем с большей точностью  можно будет определить степень  риска. В условиях рынка решения  принимаются оперативно, пока не меняются условия.

    Целью снижения негативных последствий рисковых решений на предприятии целесообразно  создавать фонды риска. Снижение убытков можно обеспечить путем  страхования. В бизнес-плане разрабатываются  такие меры, создается инновационный  фонд, куда предприятие каждый месяц  производит отчисления. При реализации инновационных проектов предприятие  получает необходимые суммы. Отчисления в инновационный фонд для государственный  предприятий являются обязательными.

    В зависимости от источников возникновения  рисков и возможности их устранения существует следующая классификация:

  • риски системные (рыночные);
  • риски несистемные (диверсифицируемые).

    Тот риск, который может быть устранен в рамках одного экономического цикла  посредством инновационной диверсификации можно назвать несистемным. Он может  вызываться такими событиями как  отсутствие инвестиций, влияние конкурентов. Эти события специфичны для отдельных  предприятий и их влияние может  быть устранено за счет этого. [3]

    При вложении капитала в предприятие  риск учитывается за счет коэффициента дисконтирования рассчитываемого  по формуле:

    Д = Ди + Р / 100,               (11)

    где Д – коэффициент дисконтирования,

    Ди - коэффициент дисконтирования без  учета риска инвестиций,

    Р – поправка на риск.

    Величину  «Р» по отдельным направлениям вложения капитала можно определить статистическим методом, путем анализа и оценки потерь инвестиций в отчетном периоде. Расчет поправки определяется по установленной  шкале. Всю систему рисков сводят к следующим видам:

    1) производственный риск – вызывает:

    - недостатки снабжения;

    - задержки поставок сырья;

    - снижение объемов производства  и отраслей – поставщиков;

    - материальное обеспечение.

    2) коммерческий риск делят на:

    - рыночный риск;

    - маркетинговый риск;

    - торговый риск.

    Риск  сдерживания спроса на производство продукции связан с ухудшением финансового  состояния ее потребителя, недостатком  оборотного капитала, сокращением объемов  производства на товары народного потребления  – со снижением платежеспособного  спроса, ростом цен в связи с  инфляцией, на другие товары – с  изменением налоговой и таможенной политики, ростом цен на энергоносители в условиях энергоемкого производства, с просчетами в маркетинговой  стратегии.

    3) финансовый риск, связанный с  недостатком собственных оборотных  средств, длительностью нахождения  средств в расчетах, отсутствием  независимой оценки кредитного  обеспечения как гарантии для  предоставления ссуд, длительностью  технологического цикла при невозможности  авансирования производственными  потребителями, длительностью отвлечения  оборотных средств в расчетах.

    4) риски связанные с поведением  конкурентов, возникающие в следствии:

    - снижения цен конкурентами;

    - увеличения объемов производства  конкурентами;

    - освоение конкурентами новых  видов продукции;

    - появление новых конкурентов.

    Для снижения этих рисков предприятие расширяет  маркетинговые исследования и прогнозирует поведение основных конкурентов, учитывая их достижения.

    5) инновационный риск, связанный с  эффективностью нововведения. [9]

2.6 Оперативно-производственное планирование

 

    Оперативно-производственное планирование – это система мер  направленная на конкретизацию технико-экономического плана во времени и пространстве.

    Задачами  являются:

    1. Детализация и распространение  производственной программы и  других показателей плана по  времени. Решение этой задачи  обеспечивает равномерную загрузку  оборудования, рабочей силы и  выполнение установленного договорами  сроков поставки.

    2. Конкретизация и доведение заданий  до цехов с указанием срока.

    3. Разработка прогрессивных плановых  нормативов.

    4. Обеспечение рабочих мест сырьем  и необходимым оборудованием.

    5. Составление графиков движения  предметов труда.

    6. Координация работы цехов.

    7. Контроль и регулирование хода  производства.

    Решение этих задач обеспечивает ритмичную  работу всех подразделений предприятия. Оперативно-производственное планирование призвано обеспечить функционирование производственного процесса. Оно  имеет такие направления как:

    - календарное, которое включает  расчеты загрузки оборудования, определение календарных нормативов  движения производства, составление  оперативно-производственного планирования;

    - диспетчирование – непрерывный  учет, контроль и регулирование  хода производства в соответствии  с календарным графиком. [2]

    В зависимости от типа производства используются системы оперативно-производственного  планирования:

    - машинно-комплексное;

    - комплектно-групповое;

    - складское.

    Выбор системы оперативно-производственного  планирования определяется факторами:

    1) типом производства;

    2) объемом выпущенной продукции;

Информация о работе Стратегическое планирование на предприятии