Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
Таким образом, позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области можно разделить следующим образом:
Глава 2.
Перспективы социально-
2.1 Выявление
проблем развития
В начале 90-х, когда
область оказалась физически
отрезана от основной территории страны
и ее экономика, в то время глубоко
интегрированная в экономику
СССР, была на грани полного краха,
властям региона удалось
К началу XXI века стало очевидно, что такая схема для Калининградской области не может быть вечной хотя бы потому, что она, стимулируя развитие импортозамещения в отдельном регионе, тем самым сдерживала развитие подобных производств на остальной территории страны вследствие искусственного создания более благоприятных условий для калининградских предпринимателей.
Разразившийся в 2008 мировой кризис больно ударил по калининградской экономике. В условиях падения цен на нефть руководство страны приняло решение о стимулировании импортозамещения в стране в целом, снизив ввозные пошлины на целый ряд импортных комплектующих. В результате множество калининградских компаний, использовавших эту схему ведения бизнеса, перекочевало в большую Россию, где и логистика лучше, и ресурсы дешевле. Таким образом, Калининградская область, показав стране в целом пример создания и развития импортозамещающего сектора экономики, оказалась у «разбитого корыта». А с учетом настойчивого стремления России стать членом ВТО, перспективы будущего импортозамещающего типа экономики в Калининградской области стремятся к нулю.
Сегодня, на наш взгляд, речь должна идти, в первую очередь, о глубокой степени реальной модернизации региональной экономики и обустройства всего нашего регионального сообщества.
Калининградская область
находится почти в центре Европы,
внутри Европейского союза, на пересечении
традиционных транспортных путей как
по линии восток-запад, так и по
линии север-юг. С другой стороны
регион - часть огромной страны, а
это значит, что, если Россия захочет
задействовать потенциал своей
территории и своих транспортных
артерий по линии Владивосток - Западная
Европа, то Калининградская область
могла в этой стратегии сыграть
ключевую роль крупного мультимодального
российского логистического центра,
причем работающего как с востока
на запад (азиатские сырье и
Очевидно, что данный
проект является проектом общероссийского
и даже международного уровня, поскольку
его успешная реализация невозможна
без скоординированных и
Кризис вскрыл болевые
точки портового комплекса
Прибалтийским портам Калининград проигрывает из-за чрезмерно сложного оформления грузов и судов из-за обилия бюрократических процедур. В Прибалтике это оформление проходит очень быстро.
Кроме этого существуют
инфраструктурные проблемы, которые
связаны с более низким техническим
уровнем развития и оснащения
портов Калининградской области
по сравнению с портами-
Главную роль в ухудшении положения Калининградского портового комплекса сыграла тарифная политика Литвы и Белоруссии: с середины 2008 года тарифы на калининградском направлении выросли на 65%. Помимо этого, Литва значительно снизила тарифы для грузовладельцев, сотрудничающих с морским портом в Клайпеде.
В Литве стоимость тонно-километра по направлению к Калининграду в два раза выше, чем по направлению к Клайпеде
Калининград находится в более невыгодной ситуации по сравнению не только с прибалтийскими портами, но и с российскими
Тариф до Калининграда делится на три части - российскую, белорусскую и литовскую. И в сумме цена провоза груза по трем отрезкам до нас оказывается выше, чем до Питера, хотя по расстоянию мы ближе.
Опасность создает
и познаваемая в сравнении
с российской действительностью
внешняя привлекательность и
относительное бытовое
В регионе Балтийского моря представителями европейской цивилизации являются страны Скандинавии, Германия, Польша, Финляндия, страны Прибалтики
При этом полюсами геополитической интеграции (стратегическими столицами) являются Брюссель и Москва. Связь между ними образует столь необходимую для мира в Европе геополитическую ось, проходящую через Калининград
Указанные выше геополитические аспекты должны найти отражение в федеральной политике в отношении Калининградской области.
Введение визового
режима сопредельными с
Но кроме этого
возникла и конституционная проблема,
которая связана с нарушением
конституционных прав человека и
гражданина на территории Калининградской
области. Анализ данной проблемы показывает,
что калининградцы имеют
То есть, не выполняется конституционное требование (часть 1 статьи 27 Конституции), в соответствии с которым «каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства» на всей ее территории.
Автор полагает, что
требования России на установление безвизового
транзитного коридора вполне обоснованны,
поскольку право государств на проход
к своим анклавам закреплено в
международных нормативно-
Не могут быть реализованы в Калининградской области и требования части 1 статьи 37 Конституции, в соответствии с которой «...труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию». Жители Калининградской области, по вышеуказанным обстоятельствам, при выборе места и рода деятельности на территории других регионов Российской Федерации находятся в неравном с жителями «остальной» России положении.
Нельзя забывать и о проблеме экономического положения Калининградской области, фактически «выпадающей» из системы конституционных гарантий единого экономического пространства. Эта проблема имеет те же причины, что и проблема свободного передвижения жителей области.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 8 Конституции «в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности». Таким образом, определены обязанности государства (всех государственных органов и должностных лиц) в экономической сфере.
Следует подчеркнуть, что данные обязательства не «берутся» на себя государством, они возложены на него самим фактом принятия и вступления в силу в 1993 году Конституции Российской Федерации, учредившую новую, демократическую Россию как правовое государство. В этом смысле они выступают как оценочный критерий всей деятельности в сфере экономики органов государственной власти.
Более того, Конституция Российской Федерации прямо запрещает установление на территории России таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (часть 1 статьи 74 Конституции). В результате наличия общегосударственного таможенного регулирования (пункт «ж» статьи 71 Конституции), а также общепринятой международной практики экономической защиты внутреннего рынка мы вынуждены термином «территория» обозначать таможенную территорию Российской Федерации, то есть пространство в рамках ее таможенных границ.
Железнодорожный транспорт,
работающий на территории других регионов
России, практически в едином экономическом
пространстве сети железных дорог, в
условиях Калининградской области
попадает в двойственное состояние:
с одной стороны
Калининградская область,
будучи субъектом Российской Федерации,
должна входить в единое экономическое
пространство России, на котором действует
вышеуказанная система
Житель Калининградской
области не может (ограничен в
своих правах, хотя это ему гарантируется
в соответствии с частью 1 статьи
34 Конституции) свободно использовать
свои способности и имущество
для предпринимательской и иной
не запрещенной законом
Имеются условия и для нарушения требований части 2 статьи 34 Конституции, которая запрещает недобросовестную конкуренцию. Калининградский предприниматель уже изначально ущемлен в своих возможностях работы на общероссийском рынке из-за особенностей местонахождения и геополитического положения Калининградской области. Себестоимость его продукции увеличивается за счет дополнительных составляющих (таможенной, транспортной и др.), которых нет у иных (в других регионах) российских предпринимателей.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области