Стратегия социально-экономического развития калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика1.docx

— 382.97 Кб (Скачать файл)

Обеспечение прав человека и гражданина в Калининградской  области - это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные  условия его жизни, гарантировать  свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.

В соответствии с  частью 2 статьи 19 Конституции именно «государство гарантирует равенство  прав и свобод человека и гражданина независимо от...места жительства,...а  также других обстоятельств». То есть федеральные органы государственной  власти в соответствии с федеральной  конституцией обязаны создать условия, при которых указанные конституционные  требования не будут нарушаться. В  противном случае в соответствии со статьей 53 Конституции «каждый  имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной  власти или их должностных лиц». Такой вред определяется каждым жителем  Калининградской области самостоятельно, а его размер - судами Российской Федерации общей и конституционной  юрисдикции.

Не может решить этой проблемы и закон об Особой экономической зоне на территории Калининградской  области, т.к. он является составной  частью именно внутреннего законодательства России и недостаточно учитывает  нормы международного права, которыми руководствуются соседние с областью страны. Сама Особая экономическая  зона не является органом государственной  власти и не обладает правами на самостоятельное регулирование  налогообложения, таможенных сборов и  пошлин, тарифов на грузоперевозки, введение квот и лицензий. Поэтому, прежде всего, необходимо полноценное  правовое обеспечение свободной  экономической зоны на территории нашей  области с учетом окружающего  ее европейского экономического пространства. Кроме того, этот закон регулирует только экономическую деятельность, в которой занято далеко не все  население региона, а остальные  стороны жизни калининградцев, определяющие их цивилизационное развитие, оставляет  без внимания.

Реализация конституционно-правового  статуса Калининградской области  в современных условиях имеет  особенности, которые можно подразделить на несколько групп:

особенности, связанные  с действием принятой Конституции  РФ и российского законодательства;

особенности, относящиеся  к перспективе развития отношений  Калининградской области с ЕС;

особенности, обусловленные  перспективой реализации интересов  граждан Калининградской области  и граждан России в целом.

Учет выделенных особенностей в правовом положении  Калининградской области как  субъекта РФ, объективно требует и  конкретной программы и плана  действий государственной власти в  лице ее законодательных органов, исполнительных и судебной власти.

В первом приближении  решением проблемы свободного перемещения  жителей Калининградской области  на территорию Российской Федерации  могло бы стать международное  соглашение между Российской Федерацией и Литовской Республикой по указанной  проблеме. Правда, без санкции Евросоюза  данный документ появиться не может. Возможно и другое решение - обеспечение  каждого жителя Калининградской  области шенгенской визой, которая  бы позволила калининградцам беспрепятственно достигать российской границы и  перемещаться по территории Европейского Союза.

Годы функционирования ОЭЗ, и особенно кризис конца 2008-2009 годов, от которого и областной бюджет, и калининградский бизнес понесли  весьма ощутимые потери, с очевидностью показали узкие места нормативно-правового  обеспечения ОЭЗ, её таможенного  регулирования, необходимость новых  решений и новых подходов.

На наш взгляд, существующий закон «Об особой экономической  зоне в Калининградской области» нуждается в изменении в части  продления до 2021 года действия переходного  периода для резидентов особой экономической  зоны, чтобы сохранить преференции  для предприятий.

Также видится целесообразным создать условия для развития логистического бизнеса в области  как самостоятельного направления. Для этого необходимо вернуть  закрытые маршруты перевозок через  Калининград и произвести единовременную амнистию по пошлинам для всех закупленных  для этих целей машин. Необходимо также разрешить свободное обращение  на территории России без уплаты таможенных пошлин и налогов легковых автомобилей, ввезенных до 1 июля 2006 года.

В условиях эксклавности и оторванности региона особое значение имеют условия взаимодействия федерального таможенного органа и таможенных органов области. Необходим особый режим таможенного регулирования  и администрирования по отношению  к Калининградской области. Следует  придать региональной таможне статус таможни центрального подчинения, что  позволит снять лишние административные барьеры, повысить управляемость процессами на границе. Считаем необходимым  также внести изменения в перечень товаров, запрещенных к помещению  под режим свободной таможенной зоны, чтобы стимулировать экспорт. Необходимо также продлить льготный период экспорта рапса, произведенного в Калининградской области.

Можно выделить семь основных проблем социально-экономического развития Калининградской области, наиболее обострившихся в период кризиса (табл. 5)

 

Таблица 12. Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области

Группа проблем

Проблемы

1.Проблемы общего характера

Неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и  ЕС и статуса Калининградской области в этих отношениях

Импортозависимость и дефицит прямых инвестиций

Недостаточная экспортная ориентация имеющихся производств

2.Проблемы демографии, миграции  и рынка труда

Демографический дисбаланс 

Дисбаланс рынка образования и рынка труда

Устаревший электросетевой комплекс

Наличие на предприятиях региона  значительного количества рабочих  мест с вредными условиями труда

3.Проблемы энергетики

Дефицит энергетических ресурсов

Устаревший электросетевой комплекс

Слабая диверсификация, создающая  высокую зависимость от мировой  конъюнктуры цен на основные экспортные товары

4.Проблемы земель и  земельного рынка

Проблемы использования  земли, земельные отношения

Проблема мелиорации земель

Наличие на территории области  больших объемов высвобожденного  и неиспользуемого военного имущества

5.Проблемы транспортной, производственной рыночной и  финансово-экономической инфраструктур  и основных отраслей экономики

Отставания развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств

Проблема доступа хозяйствующих  субъектов Калининградской области на рынки России и Европы

Недостаточно развитая производственная и рыночная инфраструктура АПК

Неравномерность развития территории области. Наличие «депрессивных» муниципальных образований

Недостаточная развитость инвестиционной инфраструктуры

6.Проблемы ЖКХ

Отсутствие необходимой  инфраструктуры жизнедеятельности, как социальной, так и инженерной

Низкий уровень конкуренции  и высокая доля нерыночного сектора

7.Проблемы социальной  сферы и качества жизни 

Существенные масштабы бедности, недостаточное качество жизни населения области

Потребность в повышении  эффективности системы социальной защиты и социального обслуживания

Проблемы социальной сферы  села


 

В основе этих проблем  лежит инвестиционная недостаточность, являющаяся следствие «инвестиционного голода», который обострился в России с начала девяностых годов ХХ века.

На сегодняшний  день Калининградская область предоставляет  широкий выбор инвестиционных возможностей, что подтверждается устойчивым ростом инвестиционной активности в регионе (табл. 13).

 

 

Таблица 13. Основные инвестиционные возможности Калининградской области

Инвестиционные возможности

Описание

1. Особые условия хозяйствования, предусмотренные Законом об Особой  экономической зоне.

Резиденты ОЭЗ освобождены  от уплаты налога на прибыль и налога на имущество в течение первых 6 лет экономической деятельности, и на 50% освобождение от уплаты этих налогов в течение последующих 6 лет Зарегистрированные в Калининградской  области компании (за исключением  резидентов ОЭЗ) имеют право ввоза  и использования на территории области  импортных товаров без уплаты таможенных пошлин и налогов.

2. Тестовая площадка для  вхождения на российский рынок.

Калининград - реальная возможность  отработки ведения бизнеса в  российских условиях с последующим  выходом на рынки основной территории России.

3. Близость европейских  рынков.

Калининградская область  имеет общую границу с двумя  государствами ЕС: на севере и востоке - с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша.

4. Доступность балтийских  и атлантических морских путей.

Порт Калининград - единственный незамерзающий российский порт на Балтике  с причалами для Ро-Ро и пассажирских судов, железнодорожных паромов, генеральных  и контейнерных грузов, с возможностью осуществления таможенных, пограничных  и других обязательных процедур.

5. Значительный туристско-рекреационный  потенциал.

Мягкий климат и прекрасные природные ландшафты, развитая инфраструктура туризма и уникальные природные  ресурсы края солнечного камня привлекает многочисленных гостей из регионов России и зарубежных стран. Реализация инициатив  по созданию игорной зоны а также  ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Куршской косы будут  способствовать росту туристической  привлекательности региона.

6. Растущий потенциал  транспортной системы.

В рамках Федеральной целевой  программы предусмотрено финансирование целого ряда инфраструктурных проектов в сфере авиационного, железнодорожного, морского и речного транспорта.

7. Поддержка инвесторов  со стороны регионального правительства.

Политика открытых дверей, проводимая региональными властями, направлена на поддержку и развитие бизнеса, расширение межрегиональных  и международных связей.

8. Стабильная среда для  принятия долгосрочных решений.

Приоритеты экономического развития региона закреплены в соответствующих  программных документах, создавая условия  стабильности и определенности.


 

Исключительное  геополитическое положение, близость к морю и странам Евросоюза, развитая инфраструктура туризма, режим Особой экономической зоны - всё это дает мощный импульс для дальнейшего  развития российского эксклава на Балтике.

По данным на конец  апреля 2010 года в области уже работают инвесторы более чем из 70 стран. В качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано уже 60 компаний (общий объём заявленных инвестиций 36,12 млрд. руб.), из них по 9 проектам - объём инвестиций превышает 1 млрд. руб. и суммарно составляет 19,2 млрд. руб. (53,2%).

Рыночная экономика  Калининградской области в случае нарушения равновесия и кризиса  не способна к саморегулированию. Поэтому  очень велико значение правильного  выбора стратегии и тактики осознанного  влияния на экономические процессы со стороны руководства Калининградской  области. В текущих реалиях руководству  области следует реализовать  свою функцию по формированию в регионе  благоприятной инвестиционной среды  через наиболее действенные инструменты: 1) прямое участие государства в  эффективных и значимых для региона  и страны проектах; 2) стимулирование инвестиционной активности частного сектора  экономики посредством налоговых  льгот.

 

2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Программа социально-экономического развития Калининградской области, целевые программы Калининградской области

Стратегия социально-экономического развития Калининградской области  закрепляет систему представлений  об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Реализация Стратегии заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов регионального развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население.

 

Реализация Стратегии  рассчитана на 20 лет (2012 - 2031 годы) и во многом зависит от того, насколько  стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов  государственной власти региона. Для  этого будет создан действенный  механизм ее реализации, обеспечивающий «баланс интересов», скоординированные  действия всех участников реализации Стратегии. Важнейшими элементами механизма  реализации Стратегии являются экономическая  и социальная политика органов государственной власти области, базирующиеся на системном стратегическом планировании развития экономики и социальной сферы области, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий. Система стратегического планирования развития Калининградской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования, прогнозирования социально-экономического развития.

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области