Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа
Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение
Обеспечение прав человека и гражданина в Калининградской области - это не второстепенная задача преобразований, осуществляемых в обществе, а основная их цель, призванная изменить положение индивида, создать достойные условия его жизни, гарантировать свободы, неприкосновенность личной сферы, социальную защищенность.
В соответствии с
частью 2 статьи 19 Конституции именно
«государство гарантирует равенство
прав и свобод человека и гражданина
независимо от...места жительства,...а
также других обстоятельств». То есть
федеральные органы государственной
власти в соответствии с федеральной
конституцией обязаны создать условия,
при которых указанные
Не может решить этой проблемы и закон об Особой экономической зоне на территории Калининградской области, т.к. он является составной частью именно внутреннего законодательства России и недостаточно учитывает нормы международного права, которыми руководствуются соседние с областью страны. Сама Особая экономическая зона не является органом государственной власти и не обладает правами на самостоятельное регулирование налогообложения, таможенных сборов и пошлин, тарифов на грузоперевозки, введение квот и лицензий. Поэтому, прежде всего, необходимо полноценное правовое обеспечение свободной экономической зоны на территории нашей области с учетом окружающего ее европейского экономического пространства. Кроме того, этот закон регулирует только экономическую деятельность, в которой занято далеко не все население региона, а остальные стороны жизни калининградцев, определяющие их цивилизационное развитие, оставляет без внимания.
Реализация конституционно-
особенности, связанные
с действием принятой Конституции
РФ и российского
особенности, относящиеся к перспективе развития отношений Калининградской области с ЕС;
особенности, обусловленные
перспективой реализации интересов
граждан Калининградской
Учет выделенных особенностей в правовом положении Калининградской области как субъекта РФ, объективно требует и конкретной программы и плана действий государственной власти в лице ее законодательных органов, исполнительных и судебной власти.
В первом приближении
решением проблемы свободного перемещения
жителей Калининградской
Годы функционирования
ОЭЗ, и особенно кризис конца 2008-2009 годов,
от которого и областной бюджет,
и калининградский бизнес понесли
весьма ощутимые потери, с очевидностью
показали узкие места нормативно-
На наш взгляд, существующий закон «Об особой экономической зоне в Калининградской области» нуждается в изменении в части продления до 2021 года действия переходного периода для резидентов особой экономической зоны, чтобы сохранить преференции для предприятий.
Также видится целесообразным
создать условия для развития
логистического бизнеса в области
как самостоятельного направления.
Для этого необходимо вернуть
закрытые маршруты перевозок через
Калининград и произвести единовременную
амнистию по пошлинам для всех закупленных
для этих целей машин. Необходимо
также разрешить свободное
В условиях эксклавности
и оторванности региона особое значение
имеют условия взаимодействия федерального
таможенного органа и таможенных
органов области. Необходим особый
режим таможенного
Можно выделить семь
основных проблем социально-
Таблица 12. Основные проблемы социально-экономического развития Калининградской области
Группа проблем |
Проблемы |
1.Проблемы общего характера |
Неопределенность перспектив долгосрочных отношений России и ЕС и статуса Калининградской области в этих отношениях Импортозависимость и дефицит прямых инвестиций Недостаточная экспортная ориентация имеющихся производств |
2.Проблемы демографии, миграции и рынка труда |
Демографический дисбаланс Дисбаланс рынка образования и рынка труда Устаревший электросетевой комплекс Наличие на предприятиях региона значительного количества рабочих мест с вредными условиями труда |
3.Проблемы энергетики |
Дефицит энергетических ресурсов Устаревший электросетевой комплекс Слабая диверсификация, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары |
4.Проблемы земель и земельного рынка |
Проблемы использования земли, земельные отношения Проблема мелиорации земель Наличие на территории области
больших объемов |
5.Проблемы транспортной,
производственной рыночной и
финансово-экономической |
Отставания развития транспортной инфраструктуры от сопредельных государств Проблема доступа Недостаточно развитая производственная и рыночная инфраструктура АПК Неравномерность развития территории области. Наличие «депрессивных» муниципальных образований Недостаточная развитость инвестиционной инфраструктуры |
6.Проблемы ЖКХ |
Отсутствие необходимой инфраструктуры жизнедеятельности, как социальной, так и инженерной Низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора |
7.Проблемы социальной сферы и качества жизни |
Существенные масштабы бедности, недостаточное качество жизни населения области Потребность в повышении
эффективности системы Проблемы социальной сферы села |
В основе этих проблем лежит инвестиционная недостаточность, являющаяся следствие «инвестиционного голода», который обострился в России с начала девяностых годов ХХ века.
На сегодняшний
день Калининградская область
Таблица 13. Основные инвестиционные возможности Калининградской области
Инвестиционные возможности |
Описание |
1. Особые условия хозяйствования,
предусмотренные Законом об |
Резиденты ОЭЗ освобождены
от уплаты налога на прибыль и налога
на имущество в течение первых
6 лет экономической |
2. Тестовая площадка для вхождения на российский рынок. |
Калининград - реальная возможность отработки ведения бизнеса в российских условиях с последующим выходом на рынки основной территории России. |
3. Близость европейских рынков. |
Калининградская область имеет общую границу с двумя государствами ЕС: на севере и востоке - с Литовской Республикой, на юге - с Республикой Польша. |
4. Доступность балтийских и атлантических морских путей. |
Порт Калининград - единственный незамерзающий российский порт на Балтике с причалами для Ро-Ро и пассажирских судов, железнодорожных паромов, генеральных и контейнерных грузов, с возможностью осуществления таможенных, пограничных и других обязательных процедур. |
5. Значительный туристско- |
Мягкий климат и прекрасные природные ландшафты, развитая инфраструктура туризма и уникальные природные ресурсы края солнечного камня привлекает многочисленных гостей из регионов России и зарубежных стран. Реализация инициатив по созданию игорной зоны а также ОЭЗ туристско-рекреационного типа на территории Куршской косы будут способствовать росту туристической привлекательности региона. |
6. Растущий потенциал транспортной системы. |
В рамках Федеральной целевой
программы предусмотрено |
7. Поддержка инвесторов
со стороны регионального |
Политика открытых дверей, проводимая региональными властями, направлена на поддержку и развитие бизнеса, расширение межрегиональных и международных связей. |
8. Стабильная среда для принятия долгосрочных решений. |
Приоритеты экономического развития региона закреплены в соответствующих программных документах, создавая условия стабильности и определенности. |
Исключительное геополитическое положение, близость к морю и странам Евросоюза, развитая инфраструктура туризма, режим Особой экономической зоны - всё это дает мощный импульс для дальнейшего развития российского эксклава на Балтике.
По данным на конец апреля 2010 года в области уже работают инвесторы более чем из 70 стран. В качестве резидентов ОЭЗ зарегистрировано уже 60 компаний (общий объём заявленных инвестиций 36,12 млрд. руб.), из них по 9 проектам - объём инвестиций превышает 1 млрд. руб. и суммарно составляет 19,2 млрд. руб. (53,2%).
Рыночная экономика
Калининградской области в
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на период до 2020 года. Программа социально-экономического развития Калининградской области, целевые программы Калининградской области
Стратегия социально-экономического развития Калининградской области закрепляет систему представлений об основных целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики органов государственной власти области, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей на долгосрочную перспективу. Реализация Стратегии заключается в скоординированной деятельности по осуществлению проектов и мероприятий, намеченных в рамках Стратегии, субъектов регионального развития, представляющих различные сферы: власть, науку, образование, бизнес, некоммерческий сектор, население.
Реализация Стратегии рассчитана на 20 лет (2012 - 2031 годы) и во многом зависит от того, насколько стратегическое видение будет переведено в управленческие действия органов государственной власти региона. Для этого будет создан действенный механизм ее реализации, обеспечивающий «баланс интересов», скоординированные действия всех участников реализации Стратегии. Важнейшими элементами механизма реализации Стратегии являются экономическая и социальная политика органов государственной власти области, базирующиеся на системном стратегическом планировании развития экономики и социальной сферы области, отдельных отраслей, сфер деятельности и территорий. Система стратегического планирования развития Калининградской области основывается на программно-целевых, проектных методах управления, методах территориального планирования, прогнозирования социально-экономического развития.
Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области