Стратегия социально-экономического развития калининградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:02, курсовая работа

Краткое описание

Калининградская область, будучи субъектом Российской Федерации, оказалось после распада СССР в положении эксклава. Достичь из области другие российские регионы без пересечения территории иностранных государств можно только по Балтийскому морю. Это создает определенные трудности транспортного сообщения – до тех пор пока единое экономическое пространство не оформилось на всей территории Европы, включая ее восток (Европейский союз). Но речь о выходе области из общероссийского экономического пространства не идет – здесь действуют общие для страны законы, в том числе и в хозяйственной сфере. Усложнение транспортных связей является лишь удорожающим фактором при поставках продукции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты экономического развития региона
Состояние и характеристика экономических отношений на современном этапе развития РФ
Основные направления экономической деятельности Калининградской области
Позитивные и негативные факторы, влияющие на развитие Калининградской области
Глава 2. Перспективы социально-экономического развития области
2.1 Выявление проблем развития Калининградской области и пути их решения
2.2 Федеральная программа развития Калининградской области на
период до 2020 года
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

региональная экономика1.docx

— 382.97 Кб (Скачать файл)

В настоящее время  федеральная поддержка социально-экономического развития Калининградской области  осуществляется в рамках Федеральной  целевой программы развития Калининградской  области на период до 2015 года (Программа), других отраслевых Федеральных целевых  программ, которыми предусмотрено решение  конкретных задач на территории Калининградской  области, а также непрограммной  части ФАИП.

Программа была разработана  в соответствии с протоколом заседания  Правительства Российской Федерации  от 22 марта 2001 г. № 11 (раздел П) и утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2001 г. № 866. Осуществление  программных мероприятий предусмотрено  в 2 этапа: первый этап – 2002-2005 годы, второй этап – 2006-2015 годы.

Обеспечение высокого уровня конкурентоспособности Калининградской  области в макрорегионе и сокращение разрыва в качестве и уровне жизни  с сопредельными странами являются взаимосвязанными и взаимоподдерживающими  целевыми установками стратегии  ее социально-экономического развития.

Такие федеральные  целевые программы, как «Развитие  транспортной системы России (2010-2015 годы)», «Жилище» и др., включают основные комплексы мероприятий по соответствующим  направлениям, а проекты, включенные в программу развития региона, позволяют  связать мероприятия в единую систему, направленную на развитие Калининградской  области. На сегодняшний день мероприятия, запланированные в рамках откорректированной Федеральной целевой программы  развития Калининградской области  на период до 2015 года, не обеспечивают в полной мере реализацию ключевых проектов по формированию инфраструктуры, способной поддерживать на высоком  уровне инвестиционный климат региона  и инновационное развитие региона, в соответствии с утвержденной Стратегией инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года.

 

Сами по себе географическое положение, климат, наличие запасов  янтаря и отдельных предприятий  в сфере информационных технологий и автомобильной промышленности, потенциальный интерес инвесторов и операторов соответствующих услуг  не могут рассматриваться в качестве единственного и достаточного условия  для обеспечения успешного развития новых секторов экономики региона.

Реализация проектов развития приоритетных секторов экономики  региона невозможна без создания необходимой инфраструктуры как обеспечивающей (газо-, электро- и водоснабжение, канализационные сети), так и транспортно-логистической (дорожная сеть, порт, аэропорт, пограничные пункты пропусков), инфраструктуры туристских объектов (восстановление объектов культурного наследия, создание новых культурных объектов, стадион и другие объекты Чемпионата мира по футболу 2018 года), модернизации ГУП «Калининградский янтарный комбинат», строительства объектов инфраструктуры международного научно-образовательного и внедренческого центра – кампуса Балтийского федерального университета им. И.Канта и создаваемого Балтийского центра программирования, а также инфраструктуры промышленных площадок региона. Планируемый рост численности населения Калининградской области на более чем 170000 человек до 2020 года за счет переселения специалистов, работающих в приоритетных секторах, потребует дополнительного ускоренного развития социальной инфраструктуры (сеть общеобразовательных, дошкольных учреждений и учреждений здравоохранения, инженерные коммуникации и дорожная инфраструктура для участков новой жилой застройки).

Процесс формирования и развития инфраструктуры для индустрии  туризма, янтарно-ювелирного производства, информационно-коммуникационных технологий, автомобилестроения в качестве значимых отраслей территориальной специализации  в настоящее время невозможен только за счет использования действующих  рыночных механизмов без реальной поддержки  и активного участия со стороны  государства.

На протяжении последнего времени такое участие обеспечивалось как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, в том числе  посредством реализации соответствующих  целевых программ, в том числе  Федеральной целевой программы  развития Калининградской области  до 2015 года. Однако в связи с обособленным и локальным характером реализуемых  федеральных и региональных мероприятий, эффективность и результативность использования существующих программ ограничена и не может коренным образом  положительно изменить ситуацию.

Эти ограничения  будут сняты в случае внесения корректив в действующую Федеральную  целевую программу развития Калининградской  области и продление ее реализации до 2020 года, с учетом вовлечения в  мероприятия программы, как мероприятий, реализуемых в рамках действующей  Федеральной целевой программы  развития Калининградской области  на период до 2015 года, так и мероприятий  прочих федеральных целевых программ, программ субъектов естественных монополий, а также мероприятий нормативно-правового характера.

Это обеспечит комплексный  подход к решению первоочередных задач создания необходимой обеспечивающей, транспортно-логистической, социальной инфраструктуры, что создаст условия  для реализации якорных проектов и формирования инвестиционной активности в приоритетных секторах.

 

При этом создание и развитие современных инфраструктурных комплексов через механизмы реализации программы будут способствовать решению ряда важнейших задач  по устранению существующих различий в уровне инфраструктурного развития Калининградской области и других регионов Российской Федерации, а также  сопредельных стран, появлению дополнительных рабочих мест, увеличению поступлений  в бюджеты всех уровней, стимулированию развития смежных отраслей экономики.

Таким образом, реализация программы является наиболее эффективным  способом развития инфраструктурного  комплекса туристского, янтарно-ювелирного, научно-образовательного, информационного, автомобильного секторов в Калининградской  области. Программа позволит повысить конкурентоспособность региональной промышленности, сельского хозяйства, что непосредственно отразится на повышении уровня и качества жизни населения Калининградской области, решении значимых задач социально-экономического развития страны.

В рамках программно-целевого подхода важнейшим этапом развития региона представляется корректировка  действующих целевых программ Калининградской  области и формирование на их основе государственных программ Калининградской  области по основным направлениям деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе выполнения работы были выявлены позитивные и  негативные факторы, влияющие на социально-экономическое  развитие Калининградской области. Наиболее существенные из них:

  • с одной стороны - стабильность экономической системы; льготные условия для инвесторов, гарантированные законом об ОЭЗ и наличие устойчивых связей с зарубежными партнерами на уровне малого и среднего бизнеса, а с другой стороны - отсутствие конкурентоспособных кластеров; ориентация основных секторов на льготный таможенный тариф; ставка на низкотехнологичные производства и преобладание производств с низкой энергоемкостью;
  • с одной стороны - близость к европейским рынкам и большой опыт внешнеэкономической деятельности, а с другой стороны - маленький внутренний рынок и слабое развитие промышленной инфраструктуры;
  • с одной стороны - прохождение через территорию региона важных европейских транспортных коридоров; разветвленная дорожная сеть и наличие незамерзающих морских портов, а с другой стороны - рост тарифов; предпочтительное положение портов-конкурентов; общее несовершенство транспортной логистики и слабая синхронизация с другими регионами РФ.

Определены особенности  инвестиционного климата Калининградской  области, которые характеризуются  следующими факторами:

  • геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал;
  • производственный и финансовый потенциал региона и состояние региональных товарных рынков;
  • уровень развития рыночной инфраструктуры;
  • налоговая политика;
  • внешнеэкономические риски.

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы

    1. Мэнкью Н. Грегори; Макроэкономика: Пер. с англ. / Изд-во МГУ, -М., 1994.
    2. Конституция Российской Федерации
    3. Проект Указа Президента Российской Федерации «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации». http://mon.gov.ru/dok/npa/prez/8479/
    4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2006 г. N 16-ФЗ Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации
    5. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 15.07.1998 №39-Ф3
    6. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.1999 № 160-ФЗ.
    7. Федеральный закон №16-ФЗ от 10.01.2006г. «Об особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ».
    8. Постановление Правительства Калининградской области №111 от 26.02.2009г. О целевой программе Калининградской области «Областная инвестиционная программа на 2009-2014 годы».
    9. Перспективы развития Калининградской области. http://www.i-kaliningrad.ru/

Информация о работе Стратегия социально-экономического развития калининградской области