Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа
Процесс глобализации носит объективный характер, являясь неизбежным результатом развития мировой экономики, усиления мирохозяйственных связей. Однако возможны различные альтернативные модели глобализации. Последние в свою очередь тесно связаны с геополитической структурой мира. Переход к империалистической стадии развития капитализма в западных странах сопровождался все большим подчинением государства в первую очередь интересам монополистического капитала этих стран, в том числе поддержке экспансии последнего на мировом рынке. По мере формирования общемирового рынка, мировой системы капитализма и установления господства в ней транснациональных корпораций представители и идеологи ТНК выдвинули концепцию
Введение
Глава 1. Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество……………………………………………………………………….4
1.1 Сущность, природа, критерии и стимулы процессов глобализации…………………………………………………………………….4
1.2 Западные концепции экономической глобализации……………………………………….. ………………………….17
Глава 2. Глобальные проблемы человечества и пути их решения………………………………………………………………………….22
2.1 Экономическая глобализация и кризис мирового хозяйственного порядка…………………………………………………………………………..22
2.2 Деятельность международных финансовых организаций по преодолению экономической отсталости развивающихся стран…………………………...28
2.3 Анализ и оценка влияния ВТО, ЮНКТАД на уровень экономического развития и специализацию развивающихся стран……….. …………………37
2.4 Роль ТНК в процессах глобализации………………………………….......44
3. Самоопределение России в условиях глобализации мировой экономики……………………………………………………………….............48
3.1 Место России в мировой экономике и ее участие в интеграционных процессах………………………………………………………………………..48
3.2 Переход России к постиндустриальной экономике как механизм перераспределения выигрыша от участия страны в МРТ…………………...59
3.3 Участие России в процессах глобальной энергетической
безопасности …………………………………………………………………...62
Заключение
Список используемой литературы
Широко пропагандируемым преимуществам глобализации сопутствуют нежелательные последствия. Высокая степень экономической взаимозависимости стран, гигантские нерегулируемые потоки горячих спекулятивных капиталов сделали глобальную экономику уязвимой. И финансовый крах в Юго-Восточной Азии, а затем и бразильский и аргентинский кризисы подтвердили реальность угрозы разрушительной цепной реакции. Перед мировым сообществом встал вопрос: как ослабить уязвимость национальных экономик, проистекающую из их возрастающей взаимозависимости.
Становящиеся все более
Второй бразильский форум, собравший около 50 тыс. делегатов, в том числе и видных политических деятелей из ряда стран, прошел под девизом «Иной мир возможен». Он показал, что антиглобалистское движение — это не сборище крикунов и дебоширов, а общественная сила, призывающая отказаться от глобализации «по-американски» и считающая возможным придать ей человеческое лицо. Пока нет настоящего диалога между теми, кто убежден в превосходстве либеральной, основанной на свободе рыночных сил модели глобализации, и теми, кто выступает за контролируемую (обузданную) глобализацию, как, например, премьер-министр Франции. У той и другой стороны мало конструктивных идей, как исправить изъяны этого процесса. Но вопрос о назревающих переменах уже оказался в фокусе внимания международной общественности.
То, что получило клеймо «антиглобализма», в действительности представляет собой отнюдь не отрицание объективного процесса мирового развития, а протест против его современных форм, сложившихся под влиянием интересов ведущих индустриальных держав, прежде всего США, и не учитывающих в должной мере проблем и трудностей остального мира.
2.2 Деятельность
международных финансовых
Значительную часть иностранных ресурсов эти страны получают в форме льготных кредитов и безвозвратных субсидий. Отбор стран, которые могут претендовать на льготные кредиты и субсидии, осуществляется преимущественно в зависимости от уровня экономического развития. Наибольшими льготами пользуется категория наименее развитых стран, и, наоборот, кредитование динамично развивающихся новых индустриальных стран по своим условиям в гораздо меньшей степени отличается от кредитования западных заемщиков. Однако льготные кредиты им также предоставляются исходя из политических и военно-стратегических мотивов.
Во-вторых, нет универсальной
системы международного кредитования
разнородных развивающихся
В-третьих, современная мировая кредитная система адаптирована к специфическим условиям развивающихся стран, интегрированных в мировое хозяйство. Это относится не только к официальному (двухстороннему и многостороннему) кредитованию и субсидированию, но и кредитам частных банков.
В-четвертых, основную массу кредитов и субсидий развивающиеся страны получают непосредственно от промышленно развитых стран, международных валютно-кредитных и финансовых институтов, где главными донорами являются развитые государства, а также на мировом рынке ссудных капиталов. По этому международное кредитование развивающихся стран сводится преимущественно к отношениям между центром и периферией мирового хозяйства.
Лишь небольшая часть международных кредитов и субсидий предоставляется в рамках взаимного сотрудничества развивающихся стран. Некоторое развитие получили также кредитные отношения развивающихся стран с государствами, входившими ранее в СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи.)
Формы кредитования развивающихся стран в основном определяются схемой, принятой Комитетом содействия развитию стран, входящих в ОЭСР. КСР координирует кредитную политику ведущих стран-доноров и кредиторов в отношении развивающихся стран. Это организация осуществляет сбор и публикацию статистических данных по международному кредитованию развивающихся стран.
Классификация кредитов и субсидий развивающимся странам
I. Официальное финансирование развития (ОФР) .
1. Официальная помощь развитию (ОПР) , в том числе двухсторонняя и многосторонняя.
2. Прочее ОФР, в том
числе двухстороннее и
II. Экспортные кредиты.
III. Частные кредиты и субсидии.
1. Международное банковское кредитование.
2. Эмиссия ценных бумаг.
3. Безвозмездные субсидии
неправительственных
Итого приток ресурсов (I + II + II) .
Обычно на ОПР приходится более 4/5 средств, выделяемых странами-до норами по линии ОФР. Во всех странах - крупных кредиторах - функционируют соответствующие институты, специализирующиеся на политике ОПР. Средства на эти цели выделяются из бюджета и строго контролируются парламентами стран-доноров. Кредиты, как правило, имеют связанный характер, т.е. привязаны к поставкам заранее определенных товаров. Это жестко ограничивает рамки использования кредита, сужает маневренность страны-получателя. Цены на товары, поставляемые в рамках ОПР, нередко завышаются.
Большая часть ресурсов, выделенных в счет ОПР, привязана к финансированию конкретных объектов. Это метод предполагает жесткий контроль со стороны донора за использованием средств, что не устраивает реципиентов.
Последние стремятся к увеличению программной помощи, которая дает возможность более гибко применять ресурсы. Однако экономически это не всегда оправдано, поскольку ослабление контроля со стороны доноров нередко ведет к неэффективному использованию ресурсов развивающимися странами. В то время США были единственной страной, которая могла возложить на себя обязанность предоставления льготных кредитов и субсидий развивающимся странам. Первоначально при проведении политики ОПР в расчет брались прежде всего политические и военно-стратегические принципы. Однако постепенно стратегия ОПР смещалась в сторону воздействия на глубинные процессы социально-экономического развития стран - получателей помощи. Стратегическими целями определяется распределение ОПР по кредитованию отраслей и видов деятельности. Традиционно значительная часть льготных кредитов и субсидий направляется на кредитование строительства инфраструктурных объектов (транспорт, связь, энергетика) . Обусловлено это тем, что развить эти низкорентабельные отрасли может только государство.
Кроме того, при повышении цен
на нефть многие развивающиеся страны
были вынуждены принять
Хотя инфраструктура остается основной сферой финансирования и кредитования в рамках ОПР, все же акцент смещается в сторону решения социальных проблем. К середине 80-х годов ассигнования на образование, здравоохранение, другие социальные и управленческие нужды несколько превысили расходы, связанные с льготным кредитованием инфраструктуры. Возросли также кредиты и субсидии сельскому хозяйству, поскольку основные очаги бедности сконцентрированы в сельской местности. Что касается промышленности, то она всегда занимала скромное место в ОПР (около 5% общей суммы) . Это соответствует стратегической линии ОПР, заключающейся в том, что кредитование промышленности должно осуществляться за счет средств, мобилизованных на мировом рынке капиталов, поскольку использование льготных средств может отрицательно повлиять на эффективность промышленного производства.
Важная роль принадлежит продовольственной помощи, которая обычно направляется в наиболее нуждающиеся страны, где складывается взрывоопасная социально-политическая обстановка. Продовольственная помощь ныне оказывается преимущественно странам Африки. Принятие этого закона было обусловлено не только продовольственными трудностями развивающихся стран, но и громадными излишками зерна в США. Чтобы сократить эти запасы, американское правительство стало закупать товары за счет бюджета и сбывать их в развивающихся странах в кредит с оплатой в местной валюте. Эти средства переводились на эквивалентные счета, с которых выделялись кредиты и субсидии в местной валюте. Долгое время США являлись по существу единственным донором программ продовольственной помощи. В настоящее время ее потоки значительно дифференцированы по странам-донорам. В оказании помощи развивающимся странам принимают участие все промышленно развитые страны. США остаются ведущим донором, но их доля снизилась с 1/2 в 50-х годах до менее 1/5 в начале 90-х годов. Франция сохраняет за собой роль одного из основных доноров, но ее кредитно-финансовые отношения в этой сфере кон центрируются на группе африканских стран, входящих в зону франка. Резко ослабли позиции Великобритании, поскольку она утратила былые тесные связи со своими бывшими колониями, а стерлинговая зона распалась. Одновременно на авансцену в качестве ведущих доноров выдвинулись Япония и ФРГ.
Страны-доноры предоставляют льготные кредиты и субсидии за счет бюджетных средств. Обычно на эти цели направляется от 1% до 3% бюджетных расходов. Однако поскольку бюджетные системы стран-доноров значительно различаются, то по этому показателю нельзя сравнить усилия отдельных стран-доноров, направленные на оказание помощи. Для подобных сопоставлений используется показатель ОПР/ВНП. В ряде международных документов за фиксировано, что страны-доноры выделять на оказание помощи средства в размере 0,7% ВНП. Однако у большинства ведущих доноров (США, Японии, ФРГ, Великобритании) этот показатель колеблется в среднем в пределах 0,25 - 0,35%. Только Франция, поддерживающая особые валютные и кредитно-финансовые отношения в зоне франка, выделяет на оказание помощи более 0,7% ВНП. Наибольшие усилия по оказанию помощи развивающимся странам демонстрируют, руководствуясь гуманными соображениями, Швеция, Норвегия, Дания. Они направляют на эти цели до 1% ВНП. В целом увеличение ресурсов, выделяемых на ОПР, происходит примерно такими же темпами, как и рост ВНП. Вследствие этого доля ОПР в ВНП стран ОЭСР находится на устойчивом уровне, составляя около 0,35%. Динамика этого показателя обычно мало зависит от экономической конъюнктуры страны-донора. Более существенное значение имеет внешняя, в том числе экономическая, кредитно-финансовая политика в отношении <<третьего мира >> в целом и отдельных стран.
Первоначально ОПР предоставлялась
преимущественно странам
Как заемщики развивающиеся страны делятся на три группы. К первой, самой многочисленной, группе относится примерно 60 стран, у которых государственные кредиты и субсидии составляют не менее 2/3 общей суммы по лученных внешних ресурсов. Преимущественно это страны с низким уровнем экономического развития. Во вторую группу входит около 30 среднеразвитых стран, которые привлекают не менее 2/3 денежных ресурсов на рыночных условиях. К промежуточной группе принадлежат страны, которые достаточно широко прибегают к кредитам мирового рынка ссудных капиталов, но вместе с тем им удается по тем или иным причинам получать также льготные кредиты. Состав этой группы, в отличие от первых двух, неустойчив, так как постепенно некоторые из этих стран переходят во вторую группу. Поскольку основным критерием при распределении ОПР является уровень экономического развития страны-получателя, то наибольшие средства в рас чете на душу населения получают страны Африки южнее Сахары. На них приходится около 1/10 населения развивающихся стран и примерно 1/3 общей суммы ОПР. Однако, например, Израиль получает более 1/20 льготных кредитов и субсидий, хотя его население составляет лишь 0,1% населения развивающихся стран. Это свидетельствует о том, что критерии распределения ОПР по странам-получателям зависят не только от экономических, но и политических факторов.
Таким образом, двухсторонняя ОПР
- специфический финансово-
Информация о работе Сущность глобализации, ее влияние на мировое сообщество