Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:55, курсовая работа
Цель данной курсовой работы как можно точнее определить сущность доходов и источники их формирования, изучить распределение доходов между отдельными группами населения, а также проанализировать проблемы распределения доходов населения и выявить основные причины и последствия такого распределения в российской экономике. В первой части работы рассмотрена сущность доходов, их классификация, распределение и использование. Во второй части уже непосредственно говорится о проблеме неравенства доходов населения и методах измерения этого неравенства. А в третьей части я попыталась описать и проанализировать ситуацию с доходами в Российской Федерации.
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Сущность доходов, источники их формирования и формы…………….......4
2. Неравенство доходов: его причины и показатели. Кривая Лоренца и коэффициент Джини…………………………………………………………….10
3. Особенности государственных мероприятий формирования доходов в современной России…………………………………………………………….16
Практикум………………………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………….20
Литература……………………………………………………………………….21
Приложение………………………………………………………………………23
Причиной тому:
Образование далеко не единственная фактор заработков. Мотивации, производственный опыт, уровень способностей, социальное происхождение, состояние здоровья - все это, так или иначе отражается на величине
12
зарплаты. Поэтому приписывание
образованию всей разницы в заработках
между группами с разным уровнем
подготовки приводит к завышению
действительного экономического эффекта
обучения. Первый фактор - социальное происхождение
- объясняет, кто получает высшее образование,
но не объясняет, почему заработки этих
людей выше. Следующий фактор - различия
в уровне здоровья индивидуумов. Состояние
здоровья каждого человека трактуется
в концепции человеческого
13
первоначальными качествами
земли, приносящими ренту. Ортодоксальные
сторонники концепции человеческого
капитала стремятся объяснить различия
в заработках такими традиционно-экономическими
причинами, как уровень образования,
качество обучения, возраст, объем производственного
опыта, продолжительность рабочего
времени и т.п. Образование не
обязательно должно трактоваться как
независимая переменная. Уровень
образовательной подготовки во многом
зависит от природных способностей
человека (его "генетического фонда")
и условий его воспитания в
семье. Образование, следовательно, может
выступать всего лишь как посредник,
передающий на заработки воздействия,
которые исходят от этих глубинных
причин. Поэтому достичь более
равномерного распределения первичных
доходов принципиально
Радикальные экономисты придерживаются
прямо противоположной точки
зрения. На их взгляд, место работника
в иерархии доходов обусловливается
не его врожденными качествами и
не его собственными усилиями, а
его социальным происхождением. (В
качестве измерителей последнего используются
показатели семейного дохода, уровень
образования родителей, профессиональный
статус главы семьи и т.д.) По их
мнению, образование выступает просто
как посредник, преобразующий неравенство
в социальном происхождении в
неравенство доходов. К традиционным
каналам, по которым влияние социального
происхождения может идти в обход
образования (таким, например, как связи
в деловом мире), радикальная политэкономия
добавляет еще один - передачу из
поколения в поколение
14
осуществляется в основном в семье, то социальное происхождение может быть важнейшей причиной воспроизводства экономического неравенства, даже помимо его влияния на уровень образования. Ряд исследователей полагают, что процесс детерминации заработков носит вероятностный характер и складывается под воздействием случайных причин. Например, эта точка зрения проводится в книге социолога К. Дженкса "Неравенство: переоценка влияния семьи и образования в Америке", где на обширном статистическом материале показано, что корреляция между образованием и заработками обнаруживается лишь для агрегатных групповых величин, тогда как при анализе индивидуальных данных связь эта практически исчезает. Более того, согласно полученным оценкам, все факторы, влияющие на уровень доходов - происхождение, генетический потенциал, пол, возраст, цвет кожи, образование, профессия и другие - способны объяснять не более 22% всех различий в заработках. Отсюда был сделан вывод, что заработки зависят главным образом от чисто случайных причин - "удачливости", "везения" человека. По мнению радикальных экономистов, образование стало “селекционным” механизмом, обеспечивающим отбор и качественную дифференциацию будущей рабочей силы. Они принимают основной тезис теории “фильтра” об использовании образования в качестве средства отбора и сигнализации о профессиональных качествах работников. Для анализа уровня неравенства в различные периоды времени, а также для определения степени неравенства используют различные коэффициенты. К ним относятся: децильный коэффициент, квинтильный коэффициент, квартильный коэффициент, дисперсия и коэффициент вариации, индекс Анткинсона, кривая Лоренца, коэффициент Джини. Следует отметить, что доход определяется статистическим методом.
15
Степень неравенства доходов домашних хозяйств можно увидеть на кривой Лоренца.
На оси абсцисс расположена "доля семей", на оси ординат "доля доходов семей". Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой АС, т.е. все семьи имеют равную долю доходов. Она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % — 40 %, а 60 % — 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе АС.
Все доходы домашних хозяйств за исследуемый год приравниваются 100 %. Все население по критерию уровня доходов делится на пять групп по 20 % каждая. После чего вычисляют, сколько доходов получила каждая из пяти групп. Но для построения кривой Лоренца необходимо для каждой последующей группы суммировать с данными предыдущей группы. Когда распределение доходов в обществе справедливо, то мы получим распределение по 20 % каждой группы. Область между линией, обозначающей абсолютное равенство - представлена биссектрисой, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Чем больше эта область, или разрыв, тем больше степень неравенства доходов.
Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы, разрыв исчез, а площадь была бы равна 0.
Коэффициент Джини характеризует степень неравномерности распределения всей суммы доходов между отдельными группами населения. Данный показатель устанавливает степень отклонения фактического объема распределения доходов населения от линии их равномерного распределения.
16
3. Особенности
государственных мероприятий
Государственные доходы —
это часть национального дохода
страны, обращаемая в процессе его
распределения и
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды — в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные (местные) доходы поступают соответственно в местные денежные фонды — местные бюджеты и
Классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства выделяются поступления:
17
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
Основная часть доходов
поступает в распоряжение государства
и местных органов
В соответствии с порядком
образования и использования
государственных и
Децентрализованные государственные доходы — это доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий.
К централизованным доходам относятся доходы, сосредоточенные в государственных и местных бюджетах и внебюджетных фондах.
Доходные источники
Понятие государственные
доходы может рассматриваться в
широком смысле слова, включая доходы
бюджетной системы и
18
Возможно использование этого понятия и в узком смысле — как доходы, входящие в государственную казну, т.е. подлежащие зачислению в бюджетную систему и государственные внебюджетные фонды.
Обеспечивая выполнение своих задач и функций, государство распределяет и использует финансовые ресурсы.
19
Практикум
Разные макроэкономические субъекты имеют различные источники формирования доходов. Установите взаимосвязи между ними. Поясните, какие доходы являются преимущественно персональными, а какие – функциональными.
Источники доходов:
Формы доходов:
Ответы:
20
Заключение
Мировой опыт показывает, что
эффективная социально-
Информация о работе Сущность доходов, источники их формирования и формы