Сущность инвестиционной привлекательности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 19:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение современной динамики и факторов инвестиций в экономике России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач:
-рассмотреть понятие и факторы инвестиционной привлекательности;
-изучить инвестиционную активность и состав показателей для ее оценки;
-исследовать инвестиционный климат в России.

Содержание

Введение 3
1 Сущность инвестиционной привлекательности 5
1.1 Понятие и факторы инвестиционной привлекательности 5
1.2 Инвестиционная активность 9
2 Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций……………. 17
2.1 Иностранные инвестиции в Россию 17
2.2 Основные меры, применяемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации 26
Заключение 32
Список литературы 35

Вложенные файлы: 1 файл

п. 13031805(о) Кур.р. Макроэкономика.doc

— 713.00 Кб (Скачать файл)

В последние годы произошло быстрое  сокращение издержек на социально-культурные потребности, на науку и научное обслуживание, что привело к конечному упадку данной сферы.

Целесообразным представляется при  определении приоритетов капитальных вложений в основное производство, социальную и производственную инфраструктуры исходить из главного критерия – показателя эффективности инвестиций.

В последнее время значительная часть инвестиционных ресурсов вкладывается в промышленность. Также наблюдается значительное ослабление инвестиционной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как строительство и сельское хозяйство. В основном в условиях экономического роста отраслевая инвестиционная структура должна изменяться так, чтобы в ней увеличивалась доля тех отраслей, где большая капиталоотдача.

На основе этого показателя можно  сделать вывод, что наиболее приоритетным направлением государственной инвести ционной политики должна стать некоторая переориентация капиталовложений в пользу сельского хозяйства и инвестиционных отраслей.

Это является общим выводом, так  как внутри каждой отрасли имеются свои подотрасли и различные организации с неодинаковой эффективностью производства, из-за этого приоритетное развитие самых прогрессивных из них может оказать решающее действие на благосостояние экономической ситуации во всей отрасли.

Вовлечение иностранного капитала в материальное производство более выгодно, чем взятие кредитов для покупки нужных товаров.

Кредиты по-прежнему бессистемно растрачиваются и только увеличивают государственные долги.

Поступление иностранных инвестиций очень важно и для достижения среднесрочных целей выхода из экономического кризиса современного общества, приостановления спада производства.

Надо иметь в виду, что интересы общества России с одной стороны, а с другой иностранных инвесторов, непосредственно не совпадают.

Интересы России в обновлении производственного  потенциала, пополнении потребительского рынка недорогими и высококачественными товарами, развитии и структурной перестройке своего потенциала экспорта, осуществлении антиимпортной политики, в привнесении в российское общество западной управленческой культуры.

Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новой территории для получения дохода за счет обширного  российского внутреннего рынка, ее природных ресурсов, дешевой и  квалифицированной рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед Россией стоит  сложная и весьма деликатная задача: привлечь в государство иностранный  капитал, направляя его методами экономического регулирования общественных целей, в свою очередь не лишив себя собственных стимулов. При привлечении иностранного капитала нельзя допускать дискриминации национальных инвесторов.

Не следует предоставлять организациям с иностранными инвестициями льготы по налогам, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности.

Исходя из опыта эта мера практически  не оказывает влияния на инвестиционную активность иностранного капитала, но может привести к появлению на месте бывших отечественных производств компаний с формальным участием иностранцев, претендующих на налоговые льготы.

Необходимо стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат как для иностранных инвесторов, так и для своих собственных. Российскому частному капиталу также нужны гарантии от произвола властей и принудительных изъятий, стабильность в работе при осуществлении долгосрочных капитальных вложений, система страхования от некоммерческих рисков.

Объем иностранных инвестиций в экономику России в 2011 году снизился на 14,2 процента по сравнению с годом ранее, говорится в отчете Росстата. В общей сложности в российскую экономику поступило 103,8 миллиарда долларов. Объем прямых инвестиций составил 27,027 миллиарда долларов, а портфельных - 1,415 миллиарда долларов. Остальные средства пришлись на кредиты.

Сильнее всего сократился объем  портфельных инвестиций. Снижение этого  показателя составило 66,3 процента по сравнению с 2010 годом. Объем кредитов снизился на 15,3 процента, а прямых инвестиций - на 2,8 процента. Накопленный иностранный капитал в экономике России достиг 264,6 миллиарда долларов. Этот показатель увеличился на 19,9 процента по сравнению с предыдущим годом.

Наибольший объем иностранных  инвестиций поступил в обрабатывающее производство, оптовую и розничную  торговлю и операции с недвижимым имуществом. В эти сферы поступило 33,9, 23,9 и 15,4 миллиарда долларов соответственно. Больше всего средств в эти отрасли экономики инвестировали Германия, Великобритания и Кипр. Наибольший объем накопленных инвестиций пришелся на Кипр, Нидерланды и Люксембург. На эти страны приходится 56,9, 46,3 и 34,4 миллиарда долларов соответственно. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, в 2011 году составил 53,8 миллиарда долларов. При этом в прошлом году за рубеж были направлены 114,3 миллиарда долларов инвестиций. Этот показатель вырос на 53,1 процента по сравнению с 2010 годом.

Иностранные инвестиции в РФ в  2011 году по сравнению с 2010 годом сократились на 14,2% - до 103,8 миллиарда долларов, говорится в сообщении Росстата. Иностранные инвестиции в РФ в 2011 году по сравнению с 2010 годом сократились на 14,2% - до 103,8 миллиарда долларов.

По состоянию на конец 2011 года накопленный иностранный капитал в экономике России составил 264,6 миллиарда долларов, что на 19,9% больше по сравнению с предыдущим годом (рис. 2.1).

Накопленный иностранный капитал  в экономике России на конец марта  2012 года составил 226,7 млрд долларов США, из них в виде иностранных инвестиций поступило 12 млрд долларов. Накопленный иностранный капитал в экономике России на конец марта 2012 года составил 226,7 млрд долларов США, из них в виде иностранных инвестиций поступило 12 млрд долларов, что на 30,3% меньше, чем в I квартале 2011 года, сообщает Росстат. Портфельные иностранные инвестиции в Россию в первом квартале 2012 года составили 115 млн долларов, что на 6,5% меньше уровня I квартала 2011 года, в том числе инвестиции в акции и паи - 66 млн долларов (падение на 38,2%).

Прочие инвестиции в Россию составили 8,734 млрд долларов, что на 24,6% меньше соответствующего показателя января-марта 2011 года. В том числе торговые кредиты составили 2,58 млрд долларов, уменьшившись на 6,5%, прочие кредиты - 6,114 млрд долларов, они упали на 24,8% (рис. 2.2).

 

 

 

 

 

Рис. 2.1. Иностранные инвестиции в экономику России, 2011 г.

 

 

Рис. 2.2. Иностранные инвестиции в экономику России, 1 квартал 2012 г.

 

Таким образом, было выявлено, что  инвестиции в экономической системе  выполняют три основные функции: 1) обеспечивают рост и качество основного капитала; 2) осуществляют структурные экономические сдвиги; 3) ускоряют реализацию новейших достижений научно-технического прогресса. Большое значение имеет соотношение между накоплением и потреблением в составе национального дохода. Чем больше эффективность используемых инвестиций, чем полнее и скорее воплощаются они в основные средства, тем прогрессивнее и выше технический уровень этих средств, чем выше качество строительных работ, тем больше рост производства, производительность труда в национальной экономике, возрастание физического национального объема.

    1. Основные меры, применяемые с целью привлечения иностранного капитала в экономику Российской Федерации

 

Обязательным условием роста капитальных  вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного  климата.

Правительством Российской Федерации  были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов.

В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли  коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений.

Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых ризниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению  прибыли для предприятий и  организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в  значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  формируют благоприятный инвестиционный климат регионов по средством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях.

Так, Министерство экономики Российской Федерации уже разработало совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными органами государственной власти план мероприятий по вопроса м привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов РФ. Данный документ охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья  служит одним из основных средств стабилизации дальнейшего развития экономики каждой страны. Последнее не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капитала из государств-участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного  государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств-участников СНГ в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами Содружества Независимых государств механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

Обеспечению благоприятного инвестиционного  климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных им зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна.

Необходимо совершенствовать способы  определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению  иностранных финансовых ресурсов в  форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер  поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского  капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для  предотвращения дальнейшей утечки капиталов  из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.

Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных  и нормативных актов, а также  ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В отношении защиты собственности  инвесторов желательно разработать  единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.

Информация о работе Сущность инвестиционной привлекательности