Сущность и инструменты налогового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли налогового регулирования общественного производства в условиях рыночной экономики.
Также рассмотрение основных налоговых теорий, таких как классическое представление о роли налогов в экономике, кейнсианская теория, неоклассическая теория.
Реализация поставленной цели обусловила такие задачи исследования:
изучить сущность налогов;
рассмотреть классификацию налогов;
определить структуру налогов;
рассмотреть классическое представление о роли налогов в экономике;

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..3
1. Налоги в экономической системе общества ……………………………6
1.1. Сущность налогов. Принципы, функции налогов …………………….6
1.2. Классификация налогов………………………………………………….10
1.3. Структура налогов……………………………………………………….16
2. Основные налоговые теории …………………………………………….19
2.1. Классическое представление о роли налогов в экономике …………19
2.2. Кейнсианская налоговая теория ……………………………………….20
2.3. Неоклассическая теория ……………………………………………….21
3. Сущность и инструменты налогового регулирования ………………….28
3.1. Роль налогового регулирования в формировании
финансов государств …………………………………………………28
3.2. Налоговое регулирование как инструмент социальной политики …30
3.3. Налоговое регулирование в Украине.
Проблемы и пути их решения ………………………………………36
Выводы ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ……………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое регулирование экономики .docx

— 97.14 Кб (Скачать файл)

Нерешенность проблемы на концептуальном уровне, во-первых, приводит к нестабильности налоговой политики, дестабилизирует экономику, во-вторых, обуславливает использование налогов не как средства мобилизации доходов в государственный бюджет, то есть в их фискальной функции. Именно сохранение предыдущего объема доходов бюджета или рост их было до сих пор главным критерием при определении ставок налогообложения.

Таким образом, разработка и использование в Украине налоговой политики как средства макроэкономического регулирования является одним из самых актуальных современных задач.

Неслучайно налоговая система Украины находится в центре внимания государственных органов страны. Нарабатывается система законодательно-нормативных актов по этому вопросу.

Основным законодательным актом по вопросам деятельности налоговой службы является Закон Украины "О государственной налоговой службе в Украине". В состав государственной налоговой службы входят: Главная государственная налоговая инспекция Украины, государственные налоговые инспекции по Автономной Республике Крым, областях, районах, городах и районах в городах.

Главной задачей государственных налоговых инспекций является осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты налогов, сборов и других платежей и неналоговых доходов и взносов в государственные целевые фонды, установленных законодательством Украины.

Государственная налоговая служба действует при Министерстве финансов Украины и подчиняется ему.

Государственные налоговые инспекции сотрудничают с финансовыми органами, учреждениями банков, судами и арбитражными судами, Службой безопасности Украины, органами внутренних дел и прокуратуры, а также государственной контрольно-ревизионной службой, другими контролирующими органами.

Главную государственную налоговую инспекцию (ГГНИ) возглавляет заместитель Министра финансов Украины, начальник Главной государственной налоговой инспекции Украины.

Заместитель министра финансов, начальник Главной государственной налоговой инспекции Украины и его заместители назначаются Кабинетом Министров Украины.

Функции фискальной службы. На разных уровнях фискальные службы выполняют различные функции:

1. Проводит непосредственно  и организует работу фискальных служб , связанную с:

• а) осуществлением контроля за соблюдением законодательства о налогах, другие платежи в бюджеты и взносы в государственные целевые фонды, законности валютных операций, порядке расчетов с потребителями с использованием контрольно-кассовых аппаратов и товарно-кассовых книг, лимитов наличных в кассах и за ее использованием для расчетов за товары, работы, услуги;

• б) проведением всесторонних проверок фактов сокрытия, снижение сумм налогов и других платежей;

• в) выявлением, учетом, оценкой и реализацией конфискованного, бесхозного имущества, имущества, перешедшего по праву наследования к государству, и кладов;

• ч) проведением проверок правильности взимания и сохранности средств, полученных в оплату государственной пошлины, а также в случае осуществления исполкомами сельских и поселковых Советов народных депутатов кассовых операций по приему от населения средств на оплату налоговых платежей.

2. Разрабатывает и издает  инструктивные и методические  документы о порядке применения  законодательных актов о налогах, другие платежи в бюджеты, взносы  в государственные целевые фонды, а также нормативные акты по  вопросам формирования Государственного  реестра физических лиц-плательщиков  налогов и других обязательных  платежей.

3. Утверждает формы налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и  других документов, связанных с  исчислением и уплатой налогов, других платежей в бюджеты, взносов  в государственные целевые фонды  образец карточки физического  лица-плательщика налогов и других  обязательных платежей, а также  формы отчетов о проведенной  государственными налоговыми инспекциями  робот.

4. Разъясняет через средства  массовой информации порядок  применения законодательных и  других нормативно-правовых актов  о налогах, другие платежи в  бюджеты, взносы в государственные  целевые фонды и организовывает  проведение этой работы государственными  налоговыми инспекциями.

5. Осуществляет мероприятия  по отбору, расстановке, профессиональной  подготовки и переподготовки  кадров государственной налоговой  службы.

6. Подача государственным  налоговым инспекциям методическую  и практическую помощь в организации  работы, проводит обследование и  проверки ее состояния.

7. Организует работу по  созданию информационной системы, автоматизированных рабочих мест  и других средств автоматизации  и компьютеризации работ государственных  налоговых инспекций.

8. Разрабатывает основные  направления, формы и методы проведения  налоговых проверок, определяет  задачи и полномочия подразделений  налоговых расследований государственных налоговых инспекций и координирует их деятельность.

9. При осуществлении контрольных  функций выясняет неправомерность  действий предприятий, организаций  и граждан, которые могут свидетельствовать  о преступной деятельности и  передает имеющуюся информацию  по этим вопросам соответствующим  специальным органам по борьбе  с организованной преступностью.

10. Передает правоохранительным  органам материалы по фактам  правонарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность.

11. Подает Министерству  финансов Украины отчет о поступлении  налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые  фонды.

12. Разрабатывает предложения  в межправительственных соглашений  об избежании двойного налогообложения  доходов и имущества и предотвращении  уклонений.

13. Оказывает физическим  лицам-плательщикам налогов и  других обязательных платежей  идентификационные номера и направляет  в государственную налоговую  инспекцию по месту жительства  физического лица или по месту  получения им доходов или по  местонахождению объекта налогообложения  карточку с идентификационным  номером.

В случае, когда указанные государственные налоговые инспекции непосредственно осуществляют контроль за плательщиками налогов, других платежей в бюджеты, взносов в государственные целевые фонды, они выполняют относительно этих плательщиков те же функции, что и государственные налоговые инспекции по районам, районам в городах и городах без районного разделения.

 

    1. СТРУКТУРА НАЛОГОВ

 

В Украине устанавливаются общегосударственные и местные налоги и сборы

Общегосударственные налоги - налоги и сборы, установленные Налоговым Кодексом и обязательные к уплате на всей территории Украины, кроме некоторых, предусмотренных Налоговым Кодексом. К таким налогам относятся такие налоги и сборы:

  • налог на прибыль предприятий;
  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизный налог;
  • сбор за первую регистрацию транспортного средства;
  • экологический налог;
  • рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам и нефтепродуктопроводам, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины;
  • рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;
  • плата за пользование недрами;
  • плата за землю;
  • сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
  • сбор за специальное использование воды;
  • сбор за специальное использование лесных ресурсов;
  • фиксированный сельскохозяйственный налог;
  • сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
  • пошлина;
  • сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;
  • сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности.

местные налоги и сборы -  налоги и сборы, установленные в соответствии с перечнем и в пределах граничных размеров ставок, определенных Налоговым Кодексом, решениями сельских, поселковых и городских советов в пределах их полномочий, и являются обязательными к уплате на территории соответствующих территориальных общин.

К местным налогам относятся:

  • налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. обязательно устанавливают местные советы
  • единый налог.

К местным сборам относятся:

  • сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
  • сбор за места для парковки транспортных средств;
  • туристический сбор.

Уплата налогов и сборов в Украины осуществляется в денежной форме в национальной валюте Украины, в наличной или безналичной форме, кроме случаев, предусмотренных Налоговым Кодексом или законами по вопросам таможенного дела. Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается Налоговым Кодексом или законами по вопросам таможенного дела для каждого налога отдельно.

В украинском законодательстве предусмотрено несколько способов уплаты налогов – обычная система налогообложения, упрощенная система налогообложения (единый налог), фиксированный сельскохозяйственный налог и специальный торговый патент. От правильного выбора способа налогообложения зависит эффективность бизнеса, величина прибыли, которую может получить предприятие.

Разумеется, невозможно, только исходя из налоговых ставок, просчитать целесообразность использования конкретной системы налогообложения. Для оптимизации налогообложения в Украине необходимо учитывать налоговые льготы, специфику налогообложения отдельных операций, формы расчетов которые планируете применять с поставщиками и клиентами, систему налогообложения контрагентов предприятия, и другие факторы.

 

 

2. ОСНОВНЫЕ НАЛОГОВЫЕ  ТЕОРИИ 

2.1. КЛАССИЧЕСКОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О РОЛИ НАЛОГОВ  В ЭКОНОМИКЕ 

 

Попытки теоретического обоснования практики налогообложения нашли свое отражение в налоговых теориях. Их эволюция происходила одновременно с развитием различных направлений экономической мысли.

Долгое время господствующим было классическое представление о роли налогов в экономике. Более 200 лет назад А. Смитом впервые было создано учение об эволюции государственных финансов. Формирование налоговой системы происходит на достаточно высоком уровне развития государства. Он определил ее как более или менее упорядоченное и систематическое изъятие части доходов самостоятельно хозяйствующих субъектов и выдвинул четыре принципа налогообложения: равномерность, определенность, удобство уплаты и дешевизна.  Ученые-классики У. Петти, Ж.-Б. Сей (1767-1832) и английские экономисты Д. Рикардо (1772-1823), Джеймс Милль (1773-1836) считали экономику УСТОЙЧИВОЙ и саморегулируемой системой, в которой спрос рождает предложение, а при переизбытке любого из них происходит самоуравновешивание путем передвижения производителей в дефицитные отрасли хозяйства.

Налоги играли лишь роль источников дохода бюджета государства, а полемика велась вокруг принципов справедливости их взимания (равномерного или прогрессивного) и части изъятия, обусловленной фискальной потребностью. С усложнением экономических отношений в обществе возникла потребность в корректировке классического учения, выделении роли государства, влиянии его на экономические процессы, а также регулировании социально-экономических границ налогообложения. Появились новые научные теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли — кейнсианское и неоклассическое.

 

2.2. КЕЙНСИАНСКАЯ  НАЛОГОВАЯ ТЕОРИЯ

 

       Кейнсианская теория отражает элементы анализа общего функционирования экономики, обосновывает важные макроэкономические направления государственного регулирования. Эта теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» в виде условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. До Дж.М. Кейнса считалось, что основой национального богатства является бережливость. Он дополнил ее еще и предприимчивостью как условием создания и улучшения владений мира.

       Дж.М. Кейнс (1883-1946) был сторонником прогрессивности  в налогообложении. Он считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов. А для этого необходимо государственное вмешательство, направленное на изъятие с помощью налогов доходов, помещенных в сбережения, и финансирование за счет этих средств инвестиций, а также текущих государственных расходов.

В условиях научно-технического подъема кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них.

Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало положительное воздействие на иностранные инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Информация о работе Сущность и инструменты налогового регулирования