Сущность и инструменты налогового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли налогового регулирования общественного производства в условиях рыночной экономики.
Также рассмотрение основных налоговых теорий, таких как классическое представление о роли налогов в экономике, кейнсианская теория, неоклассическая теория.
Реализация поставленной цели обусловила такие задачи исследования:
изучить сущность налогов;
рассмотреть классификацию налогов;
определить структуру налогов;
рассмотреть классическое представление о роли налогов в экономике;

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..3
1. Налоги в экономической системе общества ……………………………6
1.1. Сущность налогов. Принципы, функции налогов …………………….6
1.2. Классификация налогов………………………………………………….10
1.3. Структура налогов……………………………………………………….16
2. Основные налоговые теории …………………………………………….19
2.1. Классическое представление о роли налогов в экономике …………19
2.2. Кейнсианская налоговая теория ……………………………………….20
2.3. Неоклассическая теория ……………………………………………….21
3. Сущность и инструменты налогового регулирования ………………….28
3.1. Роль налогового регулирования в формировании
финансов государств …………………………………………………28
3.2. Налоговое регулирование как инструмент социальной политики …30
3.3. Налоговое регулирование в Украине.
Проблемы и пути их решения ………………………………………36
Выводы ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ……………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое регулирование экономики .docx

— 97.14 Кб (Скачать файл)

Налоговое регулирование осуществляется на общегосударственном и на местном уровне. Мероприятия налогового регулирования, в зависимости от целей, выбранного инструмента и порядка его применения, могут иметь как долгосрочный (стратегический), так и оперативный (тактический) характер. Долгосрочное регулирование предполагает использование таких механизмов, результатом действия которых является достижение стратегических целей в тот период, в котором они были применены. При оперативном регулировании речь идет о мерах, которые обеспечивают получение необходимого результата сразу после их использования.

Среди важных задач, которые можно решить с помощью налогового регулирования, выделяют следующие:

• регулирование спроса и предложения;

• влияние на темпы инфляции;

• формирование рациональной отраслевой структуры;

• стимулирование инвестиционных процессов;

• поддержка инновационной деятельности;

• увеличение объемов деятельности и развитие конкурентной среды;

• стимулирование рационального использования ресурсов;

• сдерживания роста объемов производства товаров.

Реализация налогового регулирования возможна только при взаимодействии интересов государства и налогоплательщиков, механизмы и правила которой зафиксированы в едином документе - Налоговом кодексе Украины. Потребность в подобном кодексе, призванном стать практически единственным нормативно-правовым актом, регулирующим все налоговые вопросы, в том числе определение перечня налогов и сборов, характера взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, межбюджетных отношений, порядок расчета и уплаты всех предусмотренных налогов, назрела уже давно. Такой документ должен вывести налоговую систему страны на качественно новый уровень взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, и подобное уже имеет место в целом ряде стран.

Украина начала жить по новому НКУ достаточно недавно, но уже можно отметить ряд преимуществ и недостатков.

Что касается преимуществ, то, некоторые плюсы в налогообложении является для среднего и крупного бизнеса. С 2011 года уменьшается ставка налога на прибыль с 25 до 19%, а затем и до 16%. По налогу на добавленную стоимость, то с 2014 года он уменьшается на 3% - с 20 до 17%.

Среди недостатков можно выделить то, что новый кодекс полностью ориентирован на Европейскую систему налогообложения, то есть все нормы перенесены в украинском налогообложения, не учитывая при этом современного состояния экономики Украины.

Согласно новому Налоговому кодексу с 1 апреля 2011 практически уничтожается отрасль предпринимательства и предприниматели, находящиеся на едином налоге. Согласно подразделением 8 раздела ХХ Налогового кодекса Украины физические лица плательщики единого налога не могут быть плательщиками налога на добавленную стоимость. Эта норма значительно ограничивает деятельность предпринимателей, работающих на упрощенной системе налогообложения. Применение этой нормы приводит к тому, что предприятия на общей системе налогообложения не желают сотрудничать с таким предприятием. Кроме того, норма заставляет предпринимателей задумываться, оставаться субъектом хозяйствования, или ликвидироваться, поскольку переход на общую систему налогообложения является убыточным для физического лица предпринимателя, существенно увеличивает налоговую нагрузку и затраты на ведение бухгалтерского учета.

Негативным явлением для предприятий упрощенной системы налогообложения выступают также нормы Налогового кодекса, которые касаются проверок субъектов упрощенной системы налогообложения, в частности, фактические проверки без предупреждения налогоплательщика, определенных статьей 80 НКУ. Так, в статье 82 НКУ определено, что продолжительность проведения проверки субъектов малого предпринимательства составляет 10 рабочих дней, но может быть продлено еще на 5 дней. Кроме того, статьей 20 Налогового кодекса пунктом 20.1.5 предоставляется право контролирующему органу требовать от налогоплательщиков, которые проверяются в ходе проверок, проведения инвентаризации основных фондов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, в том числе снятие остатков товарно-материальных ценностей, наличности.

Все это в совокупности значительно усложняет деятельность любого субъекта малого предпринимательства и может приводить к усилению коррупции со стороны контролирующих органов.

Наличие этих и других проблем порождает недоверие к налоговой системе, негативные ожидания от выполнения контрольных функций налоговых органов и ограничения рынка товаров и услуг для предпринимателей. Все это уже привело к ликвидации тысяч предприятий малого бизнеса, и тенденция продолжает расти. В будущем может возникнуть еще большая тенизация субъектов малого предпринимательства, увеличиться безработицы и вырасти социальная напряженность.

Для решения этих и многих других проблем налоговой политики необходимо реализовывать следующее: поддержка не конкретных предприятий, а предпринимательства, в частности налоговая поддержка развития малого бизнеса; создание одинаковых условий работы для всех; низкие налоги, будут выплачиваться всеми; налоговое стимулирование эффективной занятости населения; защиту налоговой политики от некомпетентности и лоббирование.

Таким образом, широкое использование мер налогового регулирования может приводить к искажению действия рыночных механизмов, создание неравных условий конкуренции и неоправданных преимуществ для отдельных плательщиков. Поэтому они должны быть равными по отношению ко всем субъектам хозяйствования. Таким образом, исследование современного состояния налоговой системы свидетельствует, что на сегодня остаются открытыми вопросы переориентации действующей налоговой системы на стимулирование процессов социально-экономического развития страны, решение которых может стать шагом к повышению конкурентоспособности государства и способствовать развитию экономики Украины.

В 2015 году основные усилия фискальной службы Украины направлены на разрушения схем минимизации налогов в таких сферах:

1.  Незаконное формирование налогового кредита по бестоварным операциям. Данная категория проверок проводится  по четко отработанным алгоритмам, в основе которых – установление признаков «фиктивности» в деятельности поставщиков товаров, работ, услуг. Также на сегодняшний день существует богатая судебная практика по спорам об обжаловании соответствующих налоговых уведомлений-решений.

2. Жесткий контроль уплаты НДС, ужесточение администрирования, введение электронного администрирования НДС в 2015 году.

3. Неправомерная минимизация  налога на прибыль по операциям  с резидентами стран с «мягким налоговым климатом» и некоторыми другими субъектами. Субъекты хозяйствования уже столкнулись с первыми проверками по так называемым контролируемым операциям (трансфертное ценообразование). Одним из направлений налоговой политики в этом году станет борьба с оффшорными схемами минимизации налогов и сокрытия реального собственника активов. С этой целью был принят закон о раскрытии конечных выгодополучателей юридического лица. Также Правительство намерено ускорить подписание соглашений об избежании двойного налогообложения с рядом стран.

4. Зарплаты в «конвертах»  и другие способы незаконной  минимизации налога с доходов  физических лиц. Действующее законодательство  не позволяет налоговым органам  эффективно бороться с теневыми  доходами граждан. Но последние  инициативы правительства, в частности, идея налоговой амнистии ("нулевая декларация"), может существенно изменить практику начисления и взыскания соответствующих налогов в бюджет. Закон №77-VIII, предусматривающий дополнительные меры по легализации зарплат, позволит пополнить бюджет за счет крупных финансовых санкций, но проблему выплат доходов в "конвертах" не решит.

 

 

ВЫВОДЫ

Таким образом, сущность механизма налогового регулирования представляет собой специфическую форму общественных отношений, возникающих между налогоплательщиками и государством в процессе перераспределения национального дохода и является методом косвенного воздействия государства на экономику, политику, по средством налогового законодательства, налогового планирования, налоговой системы.

Налогово-бюджетная и кредитно-денежная политика является эффективными методами государственного регулирования рыночной экономики, применяемых в большинстве западных стран в течение многих десятилетий.

Налоги это обязательные платежи физических и юридических лиц в центральный и местный бюджеты, осуществляемые в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами той или иной страны.

Полно сущность налогов характеризуют выполняемые ими функции - фискальная и регулирующая.

В процессе написания курсовой работы:

  • изучили сущность, классификацию и структуру налогов;
  • рассмотрели классическое представление о роли налогов в экономике;
  • изучили кейнсианскую и неоклассическую теории;
  • определили роль налогового регулирования в формировании финансов государств;
  • изучили налоговое регулирование в Украине.

Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование налогового регулирования предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий.

Ведущая роль в обеспечении выполнения государством функций относительно регулирования экономических процессов принадлежит налогам.

Можно сделать вывод о том, что уже сегодня на уровне государства необходимо ставить и решать проблему гармонизации и унификации налоговых систем, бюджетного процесса, государственных расходов, системы контроля с целью координации внутренней и внешней политики. Выход здесь возможен только на пути совершенствования самого налогового регулирования.

Таким образом, следует отметить, что налоговое регулирование является важнейшим инструментом государства по стимулированию развития экономики и социального прогресса в стране. Совершенствование налогового регулирования позволит эффективно и надежно решать проблемы развития

В течение последних двух десятилетий значительное развитие получила регулирующая функция налогов. Сущность ее заключается в воздействии налогов на различные аспекты деятельности плательщиков.

Военные действия на Востоке Украины требуют значительных расходов бюджета. Экономическая ситуация в Украине на начало 2015 года не способствует росту бизнес активности, тем не менее именно украинский бизнес является главным источником привлечения средств в бюджет.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Климко Г. Н. Основи економічної теорії. -Київ." Вища школа" - "Знання", 1997.
  2. Головна державна податкова інспекція України. Основи оподаткування в Україні. -Київ." Укртиппроект", 1998.
  3. Податковий кодекс України ( Відомості Верховної Ради України (ВВР), 2011, №13-14, ст.112).
  4. . Г.Нагорняк. Проблеми податкового регулювання в Україні та шляхи їх вирішення / Г.Нагорняк, Ю.Вовк // Галицький економічний вісник. — 2010. — №2(27). — с.140-152 - (фінансово-кредитне забезпечення діяльності господарюючих суб’єктів).
  5. Іванов Ю.Б. Світові тенденції антикризового податкового регулювання //Науковий вісник Національного університету ДПС України (економіка, право). - 2010. - №1(48). – с.10-15.
  6. . Новицький В.Є. Податкове регулювання в системі інструментів соціально-економічного розвитку: питання методології // Фінанси України. – 2007. – № 10. – С. 60–73.
  7. Амосов А. Інфляція і криза: шляхи виходу - М.: Преса, 1992.
  8. Базилевич В.Д., Баластрик Л.О. Макроекономіка: Опорний конспект лекцій. К. 1997.
  9. Базылева Н.И., Гурко С.П. Экономическая теория. Минск. 1998.
  10. Баликоев В.З. общая экономическая теория. Новосибирск. 1998.
  11. Бутук А.И. Экономическая теория. К. 2000.
  12. Вечканов Г.С. Макроэкономика. Пособие для подготовки к экзамену. СП. 2000.
  13. Гайгер, Линвуд Г. Макроэкономическая теория и переходная экономика. М. 1996.
  14. Казаков А. Минаева Н. Экономика.(Макро-, микро- и прикладная   экономика ). Москва. ЦИПККАП. 1996.
  15. Казаков А.П., Минаева Н.В. Экономика. М.1996.
  16. Кваснюк Б. Макроэкономические факторы денежно-кредитного регулирования. Экономика Украины. №2.1997.с.20
  17. Лебедев О.Т. Практикум по основам экономики. Санкт-Петербург. 1998.
  18. Макконелл К., Брю С. Экономикс. М.1992.
  19. Мамедов.О.Ю. Современная экономика. Ростов-на-Дону. 1998.
  20. Манків Н. Макроекономіка. К. 2000.
  21. Менкью Н. Принципы экономикс. СПб. 1999.
  22. Меньшиков С. Новая экономика. М 1999.
  23. Мочерний С.В. Економічна теорія. К. 1999.
  24. Радіонова І. Макроекономіка та економічна політика. К. 1996.
  25. Райхлин Э. Основы экономической теории. М. 1995.

Информация о работе Сущность и инструменты налогового регулирования