Сущность и инструменты налогового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2015 в 22:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение роли налогового регулирования общественного производства в условиях рыночной экономики.
Также рассмотрение основных налоговых теорий, таких как классическое представление о роли налогов в экономике, кейнсианская теория, неоклассическая теория.
Реализация поставленной цели обусловила такие задачи исследования:
изучить сущность налогов;
рассмотреть классификацию налогов;
определить структуру налогов;
рассмотреть классическое представление о роли налогов в экономике;

Содержание

Вступление…………………………………………………………………..3
1. Налоги в экономической системе общества ……………………………6
1.1. Сущность налогов. Принципы, функции налогов …………………….6
1.2. Классификация налогов………………………………………………….10
1.3. Структура налогов……………………………………………………….16
2. Основные налоговые теории …………………………………………….19
2.1. Классическое представление о роли налогов в экономике …………19
2.2. Кейнсианская налоговая теория ……………………………………….20
2.3. Неоклассическая теория ……………………………………………….21
3. Сущность и инструменты налогового регулирования ………………….28
3.1. Роль налогового регулирования в формировании
финансов государств …………………………………………………28
3.2. Налоговое регулирование как инструмент социальной политики …30
3.3. Налоговое регулирование в Украине.
Проблемы и пути их решения ………………………………………36
Выводы ………………………………………………………………………43
Список использованной литературы ……………………………………...45

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговое регулирование экономики .docx

— 97.14 Кб (Скачать файл)

 

2.3. НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ  ТЕОРИЯ 

 

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических  процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне обеспечить экономическое равновесие. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Мид, построивший неоклассическую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство с безграничным ростом его расходов дестабилизирующим фактором. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.

      Теории экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства. Другой важный аспект теории — обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории — утверждение, что лучший регулятор рынка — сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Существует общий закон формирования уровня налоговых ставок. Широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию на инвестиционные процессы.

Анализ связи между экономическим ростом и налогами по 20 странам в 70-е годы. XX в. показал, что в государствах с высокими налогами инвестиции снизились по сравнению с тем же показателем в странах с низким уровнем налогообложения почти в десять раз.

Таким образом, основное положение теории экономики предложения, развитой в начале 80-х годов в США М. Уэйденбаумом, М. Бернсом, Г. Стайном, А. Лэффером, заключалось в радикальном сокращении предельных налоговых ставок, понижении прогрессивности налогообложения. Предполагалось, что в этих условиях предприятия в свою очередь увеличивали бы собственные источники накопления.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридменом, приверженцем идеи свободы рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также и ставка на снижение налогов. В то же время согласно этой теории одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, вызывающие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы — изъяв лишнее количество денег из обращения если не с помощью займов, так с помощью налогов. Проводя в жизнь «жесткую» политику регулирования денежного обращения с целью уничтожения инфляции, английское правительство не добилось успеха, поскольку не учло других факторов, влияющих на инфляцию, кроме денежной массы. Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большого количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов, регулирования экономики не произошло. В развитии кейнсианской теории тоже появились новые течения, стал возникать ее синтез с некоторыми направлениями неоклассической теории.

     В неокейнсианской теории значительное место отведено налоговым проблемам. Так, английские экономисты И. Фишер и Н. Калдор считали необходимым разделение объектов налогообложения по отношению к потреблению, облагая в данном случае конечную стоимость потребляемого продукта, и к сбережению, ограничиваясь лишь ставкой процента по вкладу. Отсюда возникла идея налога на потребление, которая являлась одновременно методом поощрения сбережений и средством для борьбы с инфляцией. Деньги, предназначенные ранее на покупку потребительских товаров, теперь могли быть направлены либо в инвестиции, либо в сбережения, которые превратились бы в капиталовложения с помощью той же самой бюджетной политики — «изъятия излишних сбережений».

Однако Н. Калдор считал, что налог на потребление, введенный по прогрессивным ставкам с применением льгот и скидок для отдельных видов товаров (например, на предметы повседневного пользования), более справедлив, чем фиксированный налог с продаж, для людей с низкими доходами. Кроме того, при сравнении с подоходным налогом этот налог не облагает сбережения, необходимые для будущего инвестирования, стимулирует их рост.

В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, используются во взаимодействии три основные концепции: кейнсианство с различными вариациями, теория экономики предложения и монетаризм. И хотя неоклассические течения чаще служат теоретической основой государственного регулирования, ученые не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.

Известный экономист П. Самуэльсон в своей работе «Экономика» отмечает определенную расточительность государства, предлагая конкретные пути повышения эффективности его деятельности, в которых не последнее место занимают налоги. 

Исследуя свойства разных конкретных налогов по принципам обложения (равное, пропорциональное, прогрессивное), П. Самуэльсон указывает на их возможные регрессивные результаты в конкретных случаях, именно это может повлечь ослабление побудительных мотивов в деятельности людей, «снизить эффективность использования ресурсов общества». Государственная политика в области налогов должна быть продуманной и взвешенной, решаемой с помощью средств и приемов современного экономического анализа. Поскольку налоговая система является частью общей экономической системы, оказывая воздействие на цены и другие экономические показатели косвенно, а в некоторых случаях — напрямую, то воздействие налогов необходимо оценивать с точки зрения его прогрессивности.

Зарубежные исследования в области налогов, как мы видим, отличаются конкретным, прикладным характером, поскольку их теоретические положения традиционно выступают основой фискальной политики финансового законодательства государства. Теоретические споры велись не столько по вопросу о сущности налогов как экономической категории, с объективным существованием и необходимостью которой все были согласны, сколько об их роли в экономике.

Экономисты-исследователи все чаще обращаются к прикладным наукам, уделяя внимание налогам в своих теоретических исследованиях как регулятору экономических процессов. Поскольку теория налогов уже доказала их объективность, то необходимо максимально использовать все функциональные преимущества налоговой системы для достижения конкретных целей, поставленных в определенный период развития экономики страны.

     История  экономического развития большинства  стран демонстрирует многогранность структуры и приоритетов налоговой политики. Однако эта политика обычно имеет следующие цели: стимулировать или ограничивать деятельность хозяйственных субъектов, обеспечивать доходы бюджета, поддерживать интересы общества. Варьирование налоговыми льготами, их дифференциация позволяют воздействовать на динамику и структуру производства, капиталовложений и занятости, соответствующее распределение доходов. Проведенные в 80-е годы XX в. экономические реформы в США свидетельствовали о взаимосвязи накопленных теоретических исследований и практических навыков экономистов. Интересно отметить принципы построения современной налоговой системы, заложенные в основу ее реформы:

-справедливость  по вертикали (когда налог соответствует  материальным возможностям налогоплательщика);

-справедливость  по горизонтали (применение единой  налоговой ставки дл одних и тех же доходов);

- эффективность (возможности  экономического роста и развития предпринимательства);

- нейтральность (независимость от сфер инвестиционного  вложения);

-простота (в подсчете, доступности и понимании).

Однако для эффективного функционирования налоговой системы не всегда достаточно знания принципов ее построения, сущности налогов, их видов и форм. Поэтому современные налоговые теории строят свои исследования на решении вопросов анализа конкретной, действующей налоговой системы, выявлении ее позитивных и негативных последствий и корректировки ее составляющих, осуществляя поиск оптимальных границ действия налогов. Существующие теории свидетельствуют о том, что практически невозможно определить какие-либо границы, но можно проследить тенденцию взаимосвязи развития экономики, долей налоговых поступлений в бюджет и структуры налогов, что помогает избежать негативных последствий действия налогов либо сгладить их в определенной экономической ситуации.

 

3. СУЩНОСТЬ И ИНСТРУМЕНТЫ  НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

3.1. РОЛЬ НАЛОГОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ФИНАНСОВ ГОСУДАРСТВ

 

Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.

С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.

Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных органов и органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом ' | за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.

До начала 1980-х гг. отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х гг. — уже 40—50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран — косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.

Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также — в некоторых странах — акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования —- составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.

Информация о работе Сущность и инструменты налогового регулирования