Сущность международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы: - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, - проанализировать мировой рынок, - разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 4
1.1Сущность международного бизнеса 4
1.2 Формы международного бизнеса 5
1.3 Периодизация развития международного бизнеса………………………….6
1.4. Характерные черты современного бизнеса………………………………..11
1.5. Роль знаний в эффективности развития международного бизнеса……....13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВЫХ РЫНКОВ 15
2.1 Рынки стран Западной Европы 15
2.2 Рынки стран Восточной и Центральной Европы 16
2.3 Рынки стран Азии 18
2.4 Ближний Восток 23
2.5 Рынки стран Южной Америки 24
2.6 Мировой рынок туризма……………………………………………………..26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, концессионная эра подготовила почву для самоопределения колониальных и полуколониальных стран в экономическом плане, а Вторая мировая война дала мощный политический импульс этим процессам. С другой стороны, такие явления, как интернационализация мирового рынка рабочей силы и обостряющееся соперничество на мировых рынках сырья, полуфабрикатов и готовых изделий, главные участники которого стараются приобрести конкурентные преимущества, используя возможности все более сложной структуры международного бизнеса, означали продвижение не только к следующей эре национальных государств, но и в известном смысле к глобализации бизнеса в целом.

4. Эра национальных  государств (1945-1970 гг.)

Два главных направления  развития международного бизнеса должны привлечь внимание при анализе этого периода его развития. Это, во-первых, становление и бурное развитие десятков новых национальных государств, получивших в наследие от концессионной эры до известной степени развитый экономический базис и некоторую кадрово-технологическую структуру. С другой же стороны и все пороки колониального хозяйственного развития: от монопродуктовых экономик до тяжелейших финансовых проблем.

При всех издержках, а  нередко и драматичных поворотах  этого развития именно оно дало первоначальный толчок невиданному взрывному расширению международного бизнеса: ведь относительно закрытые для внешнеэкономической деятельности колониальные империи в исторически кратчайший срок превратились во множество самостоятельных игроков на внешнем рынке, активно ищущих рынки сбыта традиционных продуктов своего экспорта и столь же активных реципиентов для любого рода инвестиционных вливаний.

С другой стороны, наиболее мощные американские корпорации, используя  все преимущества доминирующего  положения США в послевоенном мире, впервые практически осуществили прорыв к мультинациональному бизнесу, то есть к качественно новой ступени развития международного бизнеса фирмы, когда весь мир становится, по существу, ареной ее конкурентной борьбы и сферой фирменных интересов. Уже в 60-е, а особенно в 70-е гг., американских пионеров мультинационального бизнеса догнали, а во многом и перегнали их европейские и в еще большей степени японские соперники. Возникла сложнейшая трехслойная структура международного бизнеса, в рамках которой идет конкурентная борьба.

Дальнейшее развитие мультинациональности в международном  бизнесе шло, с чисто внешней  точки зрения, просто по пути возрастания  числа МНК, хотя уже в 70-е, и тем  более 80-е гг., здесь наблюдается  интересный качественный прорыв: в  число крупнейших МНК входят фирмы развивающихся стран, причем находящихся на различных ступенях своего развития: Южной Кореи, Филиппин, Индии, Тайваня и т. д. Но внутреннее содержание этого процесса как раз и подготовило переход международного бизнеса к наиболее высокой (на данный момент) точке его развития глобализации.

Мультинациональные корпорации стали решать куда более сложные и глобальные задачи: С. Ронен определяет их как создание и задействование сети мультинационального обслуживания, включающей банки, рекламные агентства, консалтинговые фирмы, университеты, учреждения здравоохранения и т. д. и опирающейся на глобальную компьютеризацию. В данном случае не имеет значения, к какой стране принадлежит тот или иной элемент сервиса мультинациональность не потому космополитична, что у нее нет отечества (в конце концов Intel все-таки американская фирма, как Sony японская, а Siemens немецкая), а потому, что она не может себе позволить заменить эффективность патриотизмом.

Эра национальных государств, дав мощный толчок развитию международного бизнеса и сделав его сферой весь мир, в котором перестали существовать закрытые системы типа метрополия-колония, одновременно впервые поставила вопрос о том, что международный бизнес вышел на качественно новый уровень развития и в этом своем новом качестве он нуждается в столь же качественно новой системе управления.

Чем шире оперирует бизнес по всему миру, тем все более  и более прежняя формула управление зарубежными операциями, или управление внешнеэкономической деятельностью, становится неадекватной требованиям глобальной эффективности фирменного бизнеса и должна быть заменена формулой международный менеджмент. А тот факт, что самыми первыми это поняли мультинациональные корпорации, очень естественно вытекает из обсуждавшихся ранее двух истин эры национальных государств: ведь именно МНК первыми вышли на самый высокий уровень международности и по глубине вовлеченности, и по культурному фактору по той простой причине, что глобальная эффективность фирмы требует абсолютной свободы выбора форм деятельности в любой стране и столь же абсолютной свободы выбора самой страны.

 

5.Эра глобализации (начиная с 70-х гг. ХХ в.)

Этот период развития цивилизации вообще и международного бизнеса в частности проходит под знаком революционных технологических изменений, вслед за которыми, естественно, идут экономические, социальные и политические перемены. Компьютерная революция и мощное развитие телекоммуникаций практически неузнаваемо изменили лицо всех традиционных технологий, выведя их на качественно новый уровень, и понятно, что первые и самые главные плоды этого процесса пожали и пожинают промышленно развитые страны. Не выдержав научно-технического соревнования с развитыми странами, рухнула мировая коммунистическая система, а единственный ее оставшийся крупный бастион Китай выжил и развивается только потому, что это обеспечивает симбиоз рынка и социализма при мощной поддержке Запада и Японии, которым коммунистический режим гарантирует стабильность и безопасность их инвестиций и доходов. Что же касается остального коммунистического сообщества, то оно (за самым малым исключением) дружно вышло в сферу свободного (а значит, и международного) рынка, увеличив территорию свободного международного бизнеса на 1520% и население, им охватываемое, почти на 300 млн чел. Сегодня на Земле практически не осталось закрытых для международного бизнеса зон и тем. Тем важнее более внимательно проанализировать характерные черты этого периода развития.

Реальная глобализация в конечном итоге характеризуется  тем, что международные экономические связи охватили практически все страны планеты и каждая из них в той или иной мере зависит от международного бизнеса. Последствия этого двояки: с одной стороны, страна может пользоваться всеми его благами, не испытывая отрицательных последствий отсутствия в ней тех или иных ресурсов, возможностей и т. д. Но, с другой стороны, естественной платой за это становится и существенная зависимость страны от состояния мировых рынков в целом: нельзя пользоваться только благами интеграции в мировую экономику, приходится одновременно нести и риски этого процесса (что в полной мере почувствовала на себе Россия в период кризиса 1998 г.: каковы бы ни были ошибки правительства в период реформ, но было бы несправедливым отрицать и роль мирового финансового кризиса в том, что произошло с российской экономикой летом 1998 г.).

1.4.Характерные  черты современного бизнеса.

Международный бизнес в  современных условиях определяется следующими характерными чертами:

1.Доступность и всеобщность.

Хотя международный бизнес и регулируется соответствующими законодательствами стран, он все больше и больше превращается в своего рода неотъемлемую возможность практически для любой фирмы почти каждой страны, принципиально изменяя стратегические и тактические перспективы фирм и открывая перед ними невиданные ранее потенциальные поля деловой активности. В то же время здесь есть, конечно, и свои ограничения.

 2.Ступенчатость развития.

Речь идет о  том, что вхождение фирмы в  международный бизнес, по существу и как правило, начинается с простейших форм обычной зарубежной торговли и по мере развития достигает высшей формы мультинациональной корпорации. Суть этой особенности не сводится к естественному требованию накопления опыта и наращивания потенциала и само вхождение в международный бизнес, и дальнейшие достижения в нем будут заставлять фирму преодолевать своего рода пороги: если на начальном этапе это как минимум порог, например, качественного уровня товаров фирмы и рациональности ее издержек, позволяющий более или менее нормально продавать товары за границей, то по мере ее развития это и вопросы грамотного развития дистрибьюции, эффективного использования международных рынков капиталов и рабочей силы, грамотной работы с международными транспортными сетями и т. д.

На все это  можно возразить следующее: в конце концов, в той или иной мере ступенчатость наблюдалась и до эпохи глобализации. Сегодня очевидна иная принципиально новая технологическая основа.

 

3.Технологическая глобализация.

Возможности компьютеризации, информатизации и телекоммуникаций принципиально изменили характер международного бизнеса, который в современных условиях приобрел три принципиально новые черты:

  • он может эффективно осуществляться не выходя из офиса;
  • он может осуществляться в режиме реального времени;
  • он может с помощью телекоммуникаций охватывать все интересующие бизнес рынки товаров, капиталов, рабочей силы, информации и т. д.

4.Финансиаризация.

Этот термин был введен в оборот Ж.-П. Серван-Шрайбером  и очень точно отражает важнейшую  черту глобализированного международного бизнеса: финансовое содержание международных деловых операций, начиная от их замысла и кончая реальным результатом, становится сердцевиной международного бизнеса, тем своеобразным центром, вокруг которого вращаются все интересы, решения, стратегии.

Конечно, и до эпохи  глобализации прибыль была главной  целью международного бизнеса, но существо нового периода заключается в  том, что поиск и использование  международных конкурентных преимуществ  теперь стали жестко опираться на достижения финансового менеджмента, новейшие и многочисленные финансовые инструменты, вырастающие из гигантских возможностей мирового финансового рынка. Накладываясь на уникальные возможности компьютеризации и телекоммуникаций, финансиаризация стала, по существу, мерилом совершенства любого международного бизнеса.

5.Сложное взаимодействие национального и интернационального.

Возможно, ни по одному вопросу международного бизнеса  не возникало столько споров и  исследователей, и практиков, как  по вопросу о влиянии на деловую жизнь планеты конвергентных и дивергентных процессов в сфере национальных культур.

С одной стороны, глобализация явно вела и ведет к чисто конвергентным  процессам: начиная от джинсов, телевизоров  и гамбургеров до формирования некоей мультинациональной деловой культуры, определенные принципы и правила которой разделяются практически большинством серьезных бизнесменов мира. Но, с другой стороны, нарастает национальная и культурная дифференциация, которая в крайних формах национализма и/или религиозной нетерпимости проявляется в тяжелых конфликтных формах; очевидно совершенно естественное стремление народов и этнических общностей сохранить свои культурные и национальные ценности, установки, стереотипы поведения, защитить их от размывающего влияния некоей усредненной (в основном, конечно, американской) массовой культуры. Зачастую это стремление принимает формы разного рода ограничений и запретов именно на международную экономическую деятельность в той или иной стране.

И наконец, профессионалы  в системе международного бизнеса постоянно убеждаются в том, что если обостренные национальные чувства и несут в себе немало проблем для их работы, то одновременно они же дают и интереснейшее поле новых достижений и мощного роста эффективности межстрановых деловых операций, если правильно учитывается и грамотно используется национально-культурный момент.

Сегодня вряд ли можно  однозначно ответить на вопрос о том, чего больше в современном международном  бизнесе конвергентного или дивергентного, но и у практиков, и у теоретиков не вызывает сомнения главное: эффективная стратегия любой фирмы (за редким исключением) в эпоху глобализации должна сочетать в себе максимальное использование национального везде, где это можно.

1.5. Роль знаний в эффективности развития международного бизнеса

Анализ международного бизнеса был бы явно неполным, если бы мы не обратили внимание на еще одну его важнейшую черту, а именно значение знаний и компетентности в его эффективности.

Доступность и всеобщность  международного бизнеса в известном  смысле провоцирующий фактор, поскольку внешне делает вхождение в него достаточно легким. Но известный лозунг: “Не лезьте в международный бизнес, не добившись успеха у себя дома” служит здесь своего рода предохранителем: бизнесмены, прошедшие серьезную деловую школу у себя дома, будут, безусловно, достаточно осмотрительны в своих первых шагах за рубежом. И в этом отношении ступенчатость развития естественная стратегическая линия именно накопления знаний.

Что же касается технологической глобализации и тем более финансиаризации, то это уже своего рода высший пилотаж в смысле уровня знаний, которыми обладает персонал фирмы в этих сложнейших сферах. Эти знания и умение их использовать вводят фирму в элиту международного бизнеса, в тот относительно небольшой круг корпораций, которые, опираясь на соединение компьютеризации, телекоммуникаций и возможностей финансовых рынков и управляя этой триадой посредством компетентности персонала, достигают главных высот эффективности и максимума отдачи на вложенные в международный бизнес ресурсы. [19, с. 16].

глава 2. анализ Мировых рынков

2.1 Рынки стран Западной Европы

Страны Западной Европы принадлежат к числу наиболее благополучных и процветающих стран мира. Эти страны привлекают внимание бизнесменов, стремящихся продавать свою продукцию богатым потребителям этого региона. Страны Западной Европы можно разделить на две группы: страны, которые являются членами Европейского Союза, и другие страны региона[6, c. 83].

В состав Европейского Союза (ЕС), который рассматривается  более подробно далее 10, входят 15 стран, которые ищут пути поддержания мира и процветания в Европе и стремятся к сокращению взаимных ограничений на осуществление торговой и инвестиционной деятельности. За прошедшее десятилетие страны ЕС сделали громадные шаги на пути к достижению этой цели. Страны Западной Европы (общая численность населения — 377 млн, совокупный ВВП за 2007 г. — $7,9 трлн) образуют самый богатый рынок в мире. Экономика стран — членов ЕС ориентирована на свободный рынок; их политический строй — парламентская демократия.

Информация о работе Сущность международного бизнеса