Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы: - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, - проанализировать мировой рынок, - разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 4
1.1Сущность международного бизнеса 4
1.2 Формы международного бизнеса 5
1.3 Периодизация развития международного бизнеса………………………….6
1.4. Характерные черты современного бизнеса………………………………..11
1.5. Роль знаний в эффективности развития международного бизнеса……....13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВЫХ РЫНКОВ 15
2.1 Рынки стран Западной Европы 15
2.2 Рынки стран Восточной и Центральной Европы 16
2.3 Рынки стран Азии 18
2.4 Ближний Восток 23
2.5 Рынки стран Южной Америки 24
2.6 Мировой рынок туризма……………………………………………………..26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37
Германия является наиболее важным в экономическом отношении членом ЕС. С ВВП, составившим $1,9 трлн. в 2007 г., экономика этой страны занимает третье место в мире после Японии и Соединенных Штатов Америки. Германия наиболее активно участвует в международной предпринимательской деятельности; почти каждый год страна занимает второе место в мире по объему экспорта, уступая только США. Германия сыграла важнейшую роль в процессе формирования экономической политики ЕС, что обусловлено большим потенциалом экономики страны, а также жесткой политикой правительства в борьбе с инфляцией.
С политической точки зрения Франция занимает в рамках Европейского Союза положение лидера. Правительство Франции является главным сторонником укрепления политического, экономического и военного единства Европы, а также активным защитником прав человека и прав трудящихся в странах Европейского Союза. Кроме того, Франция поддержала введение ограничений на свободную торговлю продукцией, имеющей большое значение для экономики страны (в число таких продуктов входят сельскохозяйственные товары, фотопленка и видеокассеты, рыба и полупроводниковые интегральные схемы)[17, c. 50].
Тем не менее, положение Франции в рамках Европейского Союза не является бесспорным. Великобритания оказывает противодействие многим инициативам Франции, направленным на укрепление Европейского Союза, и, как традиционный сторонник свободной торговли, служит сильным противовесом политике протекционизма, проводимой французским правительством. Столица Великобритании Лондон является главным международным финансовым центром; только в секторе финансовых операций этого центра занято более 300 000 служащих. Великобритания является основным экспортером и импортером товаров, а также крупным получателем и источником иностранных инвестиций. В этой стране расположены штаб-квартиры или региональные представительства многочисленных многонациональных корпораций.
Страны Западной Европы, которые не входят в состав ЕС, — это Исландия, Норвегия, Швейцария, а также несколько небольших стран, таких как Андорра,Монако и Лихтенштейн. На эти страны, отнесенные Всемирным банком к категории стран с высоким уровнем доходов, приходится 2% мирового ВВП.
За последнее десятилетие ни один регион мира не претерпел таких кардинальных изменений в экономике, как страны Восточной и Центральной Европы, которые сейчас проходят самый болезненный этап перехода от коммунизма к капитализму. Реформы, инициированные советским лидером Михаилом Горбачевым и получившие название гласность (открытость) и перестройка (реструктуризация экономики), положили начало серии революционных изменений в политической, экономической и социальной жизни регионов. В результате распада Советского Союза в 1991 г. в Восточной Европе появилось 15 независимых государств. В состав Центральной Европы входят такие страны, как Албания, Австрия, а также государства-сателлиты бывшего Советского Союза: Болгария, Чехословакия (разделившаяся на Чешскую и Словацкую республики), Венгрия, Польша и Румыния. Кроме того, в Центральной Европе находятся государства, сформировавшиеся в результате распада Югославии: Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Словения, а также Сербия и Черногория.
Союз Советских Социалистических Республик (Советский Союз, или СССР) появился в результате распада Российской Империи, который последовал за ее поражением в Первой мировой войне. После хаоса, образовавшегося в 1917 г. в результате отречения царя Николая Второго от престола, коммунистическая партия захватила контроль над российским правительством и именем рабочих и крестьян учредила Советский Союз. Коммунисты запретили рыночную систему, отменили частную собственность, а также провели коллективизацию богатых, обширных земель страны. Все эти действия позволили им сократить громадное неравенство доходов, существовавшее при правлении царя. Несмотря на успехи коммунистов в этом направлении, уровень жизни населения страны был значительно ниже по сравнению с уровнем жизни в западных демократических государствах[11, c. 63].
Экономические и политические реформы Горбачева привели к развалу Советского Союза в 1991 г. и к последовавшему за этим провозглашению независимости 15 советскими республиками, которые сейчас часто называют новыми независимыми государствами (Newly Independent States, NIS). В 1992 г. 12 новых независимых государств (все, кроме Прибалтийских стран — Эстонии, Латвии и Литвы) образовали Содружество Независимых Государств, СНГ (Commonwealth of Independent States, CIS), которое должно выполнять функции форума для обсуждения проблем, затрагивающих общие интересы. Члены СНГ учредили зону свободной торговли, в рамках которой отсутствуют таможенные тарифы на экспортные операции между членами Содружества. Среди всех новых стран наиболее влиятельным государством является Российская Федерация (Россия), которая занимала господствующие позиции и в бывшем Советском Союзе. Как независимое государство Россия занимает первое место в мире по территории (6,5 млн квадратных миль) и шестое место в мире по численности населения (145 млн жителей). Страна богата природными ресурсами, в том числе золотом, нефтью, природным газом, полезными ископаемыми, алмазами, а также плодородными землями.
Переход экономики России и многих других новых независимых государств от коммунизма к рыночной системе, мягко говоря, не был легким. Борис Ельцин, первый президент России, избранный в результате проведения демократических выборов, предпринял попытку осуществить приватизацию многих российских компаний, которые были собственностью государства. Однако, несмотря на то, что производительность приватизированных компаний возросла, многие из них попали в руки людей, которые больше заботились о разграблении корпоративного имущества, а не о восстановлении экономической жизнеспособности компаний или о повышении их рентабельности. В те времена, когда Ельцин был у власти, центральное правительство России попадало из одного финансового кризиса в другой, обремененное неспособностью взимать налоги, а также политической необходимостью субсидировать нерентабельные государственные предприятия, которые не удалось продать частным лицам. Второй президент России, Владимир Путин, быстро провел реформу налоговой системы страны, в соответствии с которой был введен единый подоходный налог, равный 13%. По всей видимости, эта система работает. Доходы государства возросли, и инвесторы, как отечественные, так и иностранные, более оптимистично оценивают будущее страны. Помимо всего прочего Путину удалось наладить хорошие рабочие взаимоотношения с президентом Бушем. Два бывших врага времен «холодной войны» начали совместными усилиями решать самые разнообразные мировые проблемы, а в 2002 г. Россия заключила новое соглашение о партнерстве с НАТО.
Страны Центральной Европы, которые разделяли политический курс бывшего Советского Союза, также столкнулись с серьезными проблемами. После падения коммунистических правительств в странах Центральной Европы региональная система внешней торговли, созданная Советским Союзом, распалась и государствам-сателлитам бывшего Советского Союза пришлось приспосабливаться к потере гарантированных экспортных рынков. Страны Центральной Европы также вынуждены были реструктурировать свою экономику и перейти от коммунистической системы централизованного планирования к децентрализованной рыночной системе[8, c. 62].
Чешская Республика, Венгрия и Польша (по классификации Всемирного банка эти страны сейчас относятся к странам с высоким уровнем доходов) существенно опередили другие страны Центральной Европы в вопросах реструктурирования экономики, хотя все они пошли разным путем. Этими странами было привлечено больше прямых иностранных инвестиций, чем это удалось их соседям. Кроме того, Чешская Республика, Венгрия и Польша стали членами ОЭСР и НАТО. Эти страны присоединились к Европейскому Союзу в 2004 г.
В Албании, Болгарии
и Румынии экономические
Азия, на территории
которой проживает более
После Второй мировой войны Япония, островное государство с населением 127 млн. жителей, восстала из пепла и стала страной, занимающей второе место в мире по экономическим показателям (в 2007 г. ВВП Японии составил $4,2 трлн), а также одним из самых влиятельных членов «четверки» (см. раздел «Мир в фокусе»). Стремительное развитие Японии за последние 50 лет частично объясняется тесным взаимодействием между Министерством внешней торговли и промышленности (Ministry of International Trade and Industry, MITI) и промышленным сектором экономики. Министерство использовало всю свою официальную власть, а также неофициальные рычаги, чтобы сориентировать в нужном направлении производственную и инвестиционную стратегию лучших компаний страны. Например, после Второй мировой войны министерство побуждало японские компании к тому, чтобы они вкладывали средства в такие базовые отрасли промышленности, как сталелитейная промышленность и кораблестроение. После того как компании других стран также начали активно действовать в этих отраслях, MITI и многонациональные корпорации Японии перенесли акцент на производство автомобилей, бытовой электроники и производственного оборудования[8, c. 42].
Успешной реализации действий, предпринимаемых Министерством международной торговли и промышленности, благоприятствовала централизованная отраслевая структура производства. Контроль над промышленностью Японии осуществляют большие группы взаимосвязанных компаний, называемые «кейре-цу» (keiretsu); в центре такой группы в большинстве случаев находится один из главных банков Японии. Этот банк несет основную ответственность за обеспечение финансовых потребностей «кейрецу». Члены такой группы компаний во многих случаях выполняют функции поставщиков по отношению друг к другу, затрудняя тем самым проникновение иностранных компаний на японский рынок. Кроме того, компании, входящие в состав «кейрецу», защищены от поглощения конкурирующими компаниями. Такая защита обеспечивается тщательно продуманной системой перекрестного владения акциями, в соответствии с которой члены группы владеют акциями друг друга. Компания Toyota Motors, например, владеет 19% обыкновенных акций компании Kioto Manufacturing, а другие члены «кейрецу», в состав которой входит компания Toyota, владеют 40% акций Kioto. Компания Kioto, в свою очередь, является основным поставщиком автомобильных осветительных приборов, необходимых компании Toyota. Члены «кейрецу» в большинстве случаев доверяют сбыт экспортной продукции во всех странах мира «sogo sosha» — внешнеторговой компании, специализирующейся на экспортных операциях. Обычно такая компания «sogo sosha» входит в состав соответствующей «кейрецу».
Однако в 90-е гг. темпы экономического роста Японии существенно снизились. Начиная с 1990 г. среднегодовой темп раста ВВП составил 1,3% (в Соединенных Штатах Америки этот показатель был равен 3,5%, в Канаде — 3%).
Австралия и Новая Зеландия — это еще два государства, традиционно сильных в экономическом отношении. Несмотря на общность культурного наследия, между этими странами, которые разделяют 1200 миль океана, есть много существенных различий. Население Австралии численностью 19 млн. жителей проживает на территории площадью 2,97 млн. квадратных миль. Поскольку климат большей части континента засушливый, почти все население Австралии сконцентрировано в более влажных прибрежных районах; приблизительно 40% населения страны проживает в Сиднее и Мельбурне. Австралия богата природными ресурсами, но в то же время испытывает нехватку рабочей силы. В результате практически весь объем экспорта товаров, который в 2007 г. составил 17% от $369 млрд. ВВП, приходится на экспорт природных ресурсов (таких как золото, железная руда, уголь), а также на экспорт «землеемкой» сельскохозяйственной продукции (шерсти, мяса и пшеницы)[5, c. 42].
Четырехмиллионное население Новой Зеландии проживает на двух островах — на более густонаселенном Северном острове и на более живописном Южном острове, климат которого не такой умеренный, как климат Северного острова. После сокращения вмешательства государства в экономику, а также после осуществления процесса приватизации народного хозяйства в 80-е гг. Новая Зеландия приобрела в мире репутацию одного из лидеров глобального поворота в сторону максимального использования рыночно ориентированной политики. Торговля товарами имеет чрезвычайно большое значение для страны; в 2007 г. объем экспорта составил 28% от $48 млрд ВВП. Более половины экспорта Новой Зеландии приходится на продукцию, произведенную на базе использования обширных пастбищ. Основные статьи экспорта — молочные продукты, мясо и шерсть. На долю таких стран, как Австралия, Япония и Соединенные Штаты Америки, приходится почти половина всех внешнеторговых операций Новой Зеландии.
Тихоокеанская Азия — это один из регионов мира, в которых промышленность развивается быстрыми темпами. За период после 1945 г. Южная Корея, Тайвань, Сингапур и Гонконг сделали такие большие успехи, что они вместе стали известны в мире под собирательным названием «четыре тигра» (это название — дань китайской культуре, к которой принадлежат три из четырех стран этой группы). Эти страны называют также новыми индустриальными странами (newly industrialized countries, NICs) или новыми индустриальными экономиками (newly industrialized economies, NIEs). «Четыре тигра» были отнесены Всемирным банком к категории недостаточно развитых стран, однако впоследствии им удалось добиться статуса стран с высоким уровнем доходов[8, c. 44].
Республика Корея, больше известная под названием «Южная Корея», появилась на свет в результате «холодной войны», которая разделила Корейский полуостров на две части — коммунистическую Северную Корею и капиталистическую Южную Корею. В 1953 г., после окончания Корейской войны, Южная Корея стала одной из наиболее стремительно развивающихся стран мира. В 2007 г. экспорт товаров составил 36% от $422 млрд ВВП страны. Поддержка экономического развития Южной Кореи была обеспечена тесным сотрудничеством между правительством страны и приблизительно тридцатью частными семейными конгломератами, занимающими господствующее положение в экономике Кореи. Самые крупные из этих конгломератов, называемых в Корее «чеболями» (chaebol), — это Samsung, Hyundai, Daewoo Group и LG (в прошлом Lucky-Goldstar). По многим направлениям правительство Кореи предпринимало попытки последовать по пути, проложенному японскими компаниями, в частности — использовать такие методы, как сдерживание импорта, государственное управление экономикой и индустриализация страны на базе крупных экономических объединений.