Сущность международного бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – рассмотреть развитие системы международного бизнеса.
Задачи работы: - рассмотреть теоретические особенности международного бизнеса, - проанализировать мировой рынок, - разработать рекомендации по совершенствованию развития международного бизнеса.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 4
1.1Сущность международного бизнеса 4
1.2 Формы международного бизнеса 5
1.3 Периодизация развития международного бизнеса………………………….6
1.4. Характерные черты современного бизнеса………………………………..11
1.5. Роль знаний в эффективности развития международного бизнеса……....13
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МИРОВЫХ РЫНКОВ 15
2.1 Рынки стран Западной Европы 15
2.2 Рынки стран Восточной и Центральной Европы 16
2.3 Рынки стран Азии 18
2.4 Ближний Восток 23
2.5 Рынки стран Южной Америки 24
2.6 Мировой рынок туризма……………………………………………………..26
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА С ПОМОЩЬЮ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИМ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 37

Вложенные файлы: 1 файл

Международный бизнес.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

К сожалению, экономический рост Кореи был резко приостановлен в результате валютного кризиса, имевшего место в странах Азии в 1997-1998 гг. После этого кризиса многие «чеболи» столкнулись с серьезными финансовыми затруднениями. Многие наблюдатели утверждали, что все проблемы корейских конгломератов стали следствием чрезмерного расширения производства, а также ошибочной кредитной политики корейских банков. Многие «чеболи», казалось, были более заинтересованы в увеличении размера, чем в повышении рентабельности, о чем свидетельствует тот факт, что эти компании брали в банках кредиты с целью вложения средств в те отрасли промышленности, которые уже находились под грузом перепроизводства (например, в такие отрасли, как автомобилестроение).

Некоторые корейские  компании сделали соответствующие выводы и вышли из кризиса еще более крепкими и гибкими в экономическом отношении. Компания Samsung, например, ограничила сферу корпоративных интересов. Высшим руководством компании было принято решение о том, чтобы направить все ресурсы компании на производство электронного оборудования. В настоящее время компания Samsung лидирует на рынке микросхем памяти, жидкокристаллических мониторов, DVD-плееров и мобильных телефонов. Тем не менее процесс выхода из кризиса был достаточно болезненным, поскольку руководству компании Samsung пришлось уволить почти половину своих работников, а также продать те подразделения, которые занимались направлениями деятельности, имеющими для компании второстепенное значение. Другие конгломераты, такие как Hyundai и Daewoo, и сейчас ведут борьбу за восстановление своей былой славы. Некоторые подразделения их империй были распроданы иностранным владельцам, другие ожидают своего конца в судах по делам о банкротстве[13, c. 74].

Тайвань, иногда упоминаемый как Республика Китай, — это небольшое островное государство, расположенное недалеко от материковой части Китая. Численность населения Тайваня составляет 22,2 млн. жителей. Появление этой страны стало следствием гражданской войны между национально-освободительными силами генерала Чан Кайши и коммунистами под предводительством Мао Цзедуна. После поражения на материковой территории Китая армия и правительство Чан Кайши перебрались на Тайвань. Провозгласив остров «республикой Китай», а себя — законным правителем материковой части Китая, Чан Кайши занялся развитием экономики Тайваня для того, чтобы получить необходимые средства для обещанного вторжения на материк. Передача крестьянам земель, принадлежавших владельцам крупных земельных участков, позволила повысить производительность в сельском хозяйстве. Использование частных семейных компаний в качестве основного компонента экономики, а также ориентация на экспортную торговлю позволили Тайваню стать одной из стран, занявших за последние три десятилетия лидирующие места в мире по темпам экономического роста: средний годовой показатель экономического роста страны за этот промежуток времени составил более 8%.

Темпы экономического развития Тайваня были настолько  высокими, что эта страна не могла  больше позволить себе вести конкурентную борьбу как промышленный центр, действующий на базе использования низкооплачиваемой рабочей силы. Именно поэтому тайваньские компании в последнее время направляют свои усилия на более прибыльные отрасли экономики, позволяющие существенно увеличивать стоимость вложенных ресурсов (например, на производство электронного оборудования и выпуск автомобилей). Тем не менее, эти компании по-прежнему нуждаются в низкооплачиваемых рабочих. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Тайванем и Китаем, тайваньские компании вкладывают все больше средств в заводы и сборочные цеха, расположенные на территории Китая, чтобы получить доступ к столь необходимой низкооплачиваемой рабочей силе.

При численности  населения, равной 1,2 млрд. жителей, Китай является самой населенной страной в мире. Кроме того, Китай — одно из наиболее древних государств, переживших правление ряда императоров в период с 2000 г. до н. э. до 90-х гг., когда была образована Китайская Народная Республика. Стихийная гражданская война сделала возможным вторжение Японии в Китай в 1931 г. После изгнания японцев в конце Второй мировой войны гражданская война возобновилась. В конечном итоге в 1949 г. коммунистические силы Мао Цзэдуна победили националистскую армию во главе с генералом Чай Кайши[14, c. 53].

Во времена  Мао Цзэдуна коммунизм в Китае  прошел три этапа. Первый этап —  «большой скачок» (1958-1960) — состоял  в реализации программы форсированной индустриализации страны посредством увеличения количества мелких предприятий, производивших трудоемкую продукцию. Провал этой программы привел в конечном итоге к началу «культурной революции» (1966), во время которой китайская молодежь, подстрекаемая руководящими коммунистическими кадрами, провела тотальную чистку членов партии, подозреваемых в отступлении от доктрин Мао. Последовавший за этими событиями политический хаос снова отодвинул на неопределенное время экономическое развитие страны, поскольку многие квалифицированные и образованные члены общества были высланы в деревню «замаливать свои идеологические грехи».

После смерти Мао  в 1976 г. новым правительством Китая  была принята программа развития страны по принципу ограниченного свободного рынка. В сельском хозяйстве была частично восстановлена частная собственность, а предприниматели получили право открывать небольшие компании, такие как рестораны или предприятия легкой промышленности. Иностранным компаниям было разрешено открывать совместные предприятия с китайскими фирмами. В результате всех этих реформ резко возрос объем прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику, что привело к бурному экономическому развитию страны, а также к возрождению надежд китайского народа на получение политической свободы. В то же время коммунистические лидеры не желали уступать свою власть. Применение оружия против нескольких тысяч демократически настроенных демонстрантов на пекинской площади Тяньаньмынь в июне 1989 г. привело к охлаждению политических и экономических отношений между Китаем и странами «четверки», продолжавшемуся на протяжении нескольких лет.

Однако как  бы там ни было, Китай идет по своему уникальному пути развития. Под неусыпным руководством коммунистической партии Китай продолжает проводить политику, ориентированную на свободный рынок. Как следствие такого сочетания коммунистической идеологии и свободного рынка, экономика Китая все больше проявляет признаки «шизофрении». Государственные предприятия, известные своей низкой производительностью и дешевыми подделками, борются за выживание. Начиная с 1998 г. с этих предприятий было уволено 28,5 млн. рабочих, что привело к социальным волнениям и политической нестабильности во всей стране. С другой стороны, активно действующий частный сектор экономики Китая привлек внимание многих компаний из всего мира, объем прямых иностранных инвестиций резко возрос после 1992 г. Особого внимания заслуживают возросшие инвестиции, вкладываемые в экономику Китая инвесторами-китайцами из Тайваня, Гонконга и Сингапура. Эти инвесторы воспринимают Китай как источник трудолюбивой, низкооплачиваемой рабочей силы, — товара, который становится все более редким в их странах. За последнее время большие китайские города пережили бурное экономическое развитие, чего нельзя сказать о сельских районах страны, в которых насчитывается около 900 млн. жителей. Устранение увеличивающегося разрыва между уровнем жизни сельского и городского населения Китая — вот основная задача, решить которую предстоит лидерам Китая.

2.4 Ближний Восток

Ближний Восток охватывает территорию между Юго-Западной Азией и СевероВосточной Африкой. Этот регион называют «колыбелью цивилизации», поскольку именно на его территории появились первые в мире крестьянские хозяйства, города, правительства, своды законов и письменность. Кроме того, этот регион был местом зарождения ряда основных религий мира, в том числе иудаизма, христианства и ислама. История Ближнего Востока — это история конфликтов и политической нестабильности. На протяжении второй половины  
XX в. этот регион пережил ряд арабо-израильских войн, войну между Ираном и Ираком и две войны в Персидском заливе. Все эти войны сделали крайне рискованным ведение бизнеса на Ближнем Востоке.

В 2007 г. Саудовская Аравия (Saudi Arabia) занимала первое место на Ближнем Востоке по размеру ВВП, который составил $173 млрд, однако самый высокий уровень доходов на душу населения ($16710 в год) был в Израиле. На Ближнем Востоке расположены страны, богатые нефтью. В Саудовской Аравии, например, добыча нефти приносит 40% ВВП и 90% общего объема доходов от экспорта. Некоторые страны Ближнего Востока, богатые нефтью, предпринимают попытки диверсифицировать свою экономику, чтобы обеспечить «жизнь после нефти». В Кувейте доходы, полученные от продажи нефти, используются на формирование впечатляющего портфеля инвестиций. Дубай, один из семи Объединенных Арабских Эмиратов, предлагает иностранным инвесторам все преимущества зоны свободной торговли, а также прекрасную инфраструктуру и каналы для экспорта товаров в другие страны региона.

2.5 Рынки стран  Южной Америки

Тринадцать  стран Южной Америки имеют общую политическую историю, а также много общих экономических и социальных проблем. Указ папы римского, изданный в 1494 г., разделил привилегии на колонизацию между Португалией, которая получила Бразилию, и Испанией, которая получила всю остальную часть континента. Испанские и португальские колонизаторы поработили коренные народы, присвоили их золотые прииски и серебряные рудники, а их поля превратили в плантации сахарного тростника, табака и какао. К концу XVIII в. влияние этих двух европейских держав на южноамериканские колонии ослабло. Под предводительством таких патриотов, как Симон Боливар, колонии одна за другой добились независимости. В 1825 г. испанский флаг развевался только над Кубой и Пуэрто-Рико. Однако сам факт получения независимости не означал решения всех проблем, существующих на континенте. Во многих странах Южной Америки имела место большая неравномерность в распределении доходов, а также бедность, широко распространенная среди населения. Следствием такого положения на континенте стала политическая нестабильность и вытекающая из этого настоятельная необходимость проведения реформ.

На протяжении всего послевоенного периода  правительства большинства стран  Южной Америки придерживались политики замещения импорта (import substitution policy) как основного пути экономического развития. Такой подход предполагает стимулирование развития местной промышленности с использованием тарифных и нетарифных ограничений в качестве средства сдерживания импорта товаров. (Метод, противоположный по своей сути замещению импорта, — содействие экспорту; в соответствии с этим методом страна добивается экономического роста посредством содействия экспорту (export promotion). Такой подход к экономическому развитию, успешно опробованный в Тайване, Гонконге и Сингапуре, более подробно рассмотрен ранее.) В то же время для большинства отраслей экономики стран Южной Америки внутренний рынок слишком мал для того, чтобы на нем можно было получить экономию от масштаба посредством использования серийного производства. Кроме того, ограниченность местных рынков не позволяет обострить конкурентную борьбу между отечественными производителями, что приводит к повышению цен на товары, произведенные на внутреннем рынке, по сравнению с ценами на эти же товары на других рынках. Политика ограничения импорта приносит выгоды тем отечественным компаниям, которые ведут конкурентную борьбу с иностранными компаниями. Однако эта же политика снижает возможности экспортных компаний страны в плане конкуренции на мировых рынках, поскольку этим компаниям приходится использовать для производства своей продукции более дорогостоящие исходные ресурсы по сравнению с их зарубежными конкурентами. В таком случае правительству приходится субсидировать деятельность таких компаний, а во многих случаях — национализировать их, чтобы сохранить рабочие места в городах. Большие затраты, которые приходится нести при таком подходе, ложатся на плечи налогоплательщиков и потребителей в виде повышенных цен на товары, однако с течением времени правительство все равно сталкивается с необходимостью решения проблемы дефицита бюджета. В результате происходит инфляция и как следствие – обесценивание сбережений среднего класса[7, c. 53].

Многие страны Южной Америки, в том числе  Аргентина, Бразилия и Чили, приняли на вооружение подобную политику замещения импорта, которая была хорошо задумана, но в конечном итоге оказалась крайне деструктивной. Следует отметить, что в конце 80-х гг. правительства этих стран начали резко менять свою политику. В рамках проводимых реформ были снижены тарифные ограничения, заключены соглашения о свободной торговле с соседними странами, приватизированы различные отрасли промышленности. Кроме того, компании из этих стран начали участвовать в конкурентной борьбе на международных рынках. К сожалению, несмотря на экономический бум 90-х гг., происшедший в результате проведения такой политики, в начале нового тысячелетия экономическое положение некоторых стран Южной Америки сильно пошатнулось.

 

 

 

 

 

2.6 Мировой рынок  туризма

На мировом  рынке туризма различают страны- поставщики туристов ( направляющие страны) и страны, как правило, принимающие туристов. К основным лидерам среди направляющих стран относятся США, Германия, Англия, Бельгия и др., к принимающим странам - Франция, Испания, США, Италия и др.

Ведущие мировые туристские направления

Международные туристские прибытия

Доходы от международного туризма

страна

место

Число прибывших,    млн чел.

место

Млрд евро

Доля на рынке, %

Франция

1

76,5

2

29,3

5,1

Испания

2

49,5

3

27,3

4,7

США

3

45,5

1

68,4

11,3

Италия

4

38,9

4

24,4

4,1

Китай

5

33,0

12

5

3,5

Россия

7

20,2

16

6,3

3,1


Источник: Всемирная туристская организация

Информация о работе Сущность международного бизнеса