Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Генезис экономического прогнозирования и планирования…………………...5
1.1. Формирование парадигмы экономического прогнозирования в России……5
1.2. Эволюция, сущность и виды планирования в России…………………………
1.3. Взаимосвязь прогнозирования и планирования
2. Методология прогнозирования и планирования экономических объектов
2.1. Основные понятия прогнозирования. Мировой опыт индикативного планирования
2.2. Классификация моделей и методов экономического прогнозирования и планирования
3. Прогнозирование и планирование национальной экономики
3.1. Прогнозирование экономического развития. Модели экономического роста
3.2. Макроэкономическое планирование
3.3. Межотраслевые балансовые модели
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 139.11 Кб (Скачать файл)

Структурная сбалансированность народного хозяйства основывается на пропорциях между производством и распределением продукции. Производство общественного продукта может быть обеспечено при различной интенсивности потоков взаимозаменяемых предметов труда, а следовательно при разном соотношении между промежуточной и конечной продукцией.9

Прогнозирование представляет собой процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается система научно основанных суждений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития и о сроках их осуществления. Прогноз носит вероятностный, многовариантный и альтернативный характер.

Единого, универсального, метода прогнозирования не существует. В связи с огромным разнообразием прогнозируемых ситуаций имеется и большое разнообразие методов прогнозирования. На рис.2.1. представлен один из вариантов классификации методов прогнозирования, основанной на индуктивном и дедуктивном подходах.

Рис. 2.1. Классификация методов прогнозирования.

 

Из рис.1 видно, что вся совокупность методов прогнозирования может быть представлена двумя группами - в зависимости от степени их однородности:

  • простые методы;
  • комплексные методы.

Группа простых методов объединяет однородные по содержанию и используемому инструментарию методы прогнозирования.

Комплексные методы отражают совокупности, комбинации методов, чаще всего реализуемые специальными прогностическими системами.

Кроме того все методы прогнозирования поделены еще на три класса:

  • фактографические методы;
  • экспертные методы;
  • комбинированные методы.

В основу их выделения положен характер информации, на базе которой составляется прогноз:

  1. фактографические методы базируются на фактическом информационном материале о прошлом и настоящем развитии объекта прогнозирования. Чаще всего применяются при поисковом прогнозировании для эволюционных процессов;
  2. экспертные (интуитивные) методы основаны на использовании знаний специалистов-экспертов об объекте прогнозирования и обобщении их мнений о развитии (поведении) объекта в будущем. Экспертные методы в большей мере соответствуют нормативному прогнозированию скачкообразных процессов;
  3. комбинированные методы включают методы со смешанной информационной основой, в которых в качестве первичной информации наряду с экспертной используется и фактографическая.

В свою очередь, каждый из перечисленных классов также подразделяется на группы и подгруппы. Так, среди фактографических методов выделяются группы:

  • статистических (параметрических) методов;
  • опережающих методов.

Группа статистических методов включает методы, основанные на построении и анализе динамических рядов характеристик (параметров) объекта прогнозирования. Среди них наибольшее распространение получили экстраполяция, интерполяция, метод аналогий (модель подобия), параметрический метод и др.

Группа опережающих методов состоит из методов, основанных на использовании свойства научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Среди методов этой группы выделяется публикационный, основанный на анализе и оценке динамики публикаций.

Среди экспертных методов выделяют группы по следующим признакам:

  • по количеству привлеченных экспертов;
  • по наличию аналитической обработки данных экспертизы (табл.1).

 

Таблица 1.

Классификация экспертных методов прогнозирования

Вид экспертизы

Вид обработки мнений

без аналитической обработки

с аналитической обработкой

Индивидуальная

Интервью

Экспертные

Генерация идей

Построение сценария

Метод “дерева целей”

Матричный метод

Морфологический анализ

Коллективная

Метод “мозгового штурма”

Метод коллективных экспертных оценок

Метод “Дельфи”


 

Сущность метода экспертных оценок заключается в проведении экспертами интуитивно-логического анализа проблемы с количественной оценкой суждений и формальной обработкой результатов. Получаемое в результате обработки обобщенное мнение принимается как решение проблемы (в данном случае - прогноз).

Центральным этапом экспертного прогнозирования является проведение опроса экспертов. В зависимости от целей и задач экспертизы, существа и сложности анализируемой проблемы, времени, отведенного на опрос и экспертизу в целом, и допустимой их стоимости, а также от подбора участвующих в ней специалистов, выбирается метод опроса:

  • индивидуальный или групповой (коллективный);
  • личный (очный) или заочный (путем пересылки анкет); устный или письменный;
  • открытый или скрытый.

Охарактеризуем наиболее популярные экспертные методы прогнозирования.

1. Метод интервью предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом-прогнозистом о будущем состоянии предприятия и его среды. Этот метод требует от эксперта умения быстро, фактически экспромтом, давать качественные советы на поставленные вопросы.

2. Метод аналитических докладных записок (аналитических экспертных оценок в форме докладной записки) предполагает, что эксперт-прогнозист выполняет самостоятельно аналитическую работу с оценкой состояния и путей развития, излагая свои соображения письменно. При этом для выявления важности проблем и решений используют метод предпочтения, метод рангов.

3. Метод “мозговой атаки” (“мозгового штурма”). Данный метод является наиболее известным и широко используемым методом коллективной генерации идей и творческого решения проблем. Он представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками.

4. Метод “мозговой атаки наоборот”. “Мозговая атака наоборот” во многом напоминает обычную “мозговую атаку”, но при этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявили недостатки предлагаемых идей

5. Метод “мысленного группового анализа реальной ситуации”. Этот метод применяется при достаточно большом составе группы (около 20 человек), когда вопрос касается всей ситуации (процесса), которой можно дать количественную оценку на основе интуиции или здравого смысла, и когда требуется групповое обсуждение или взаимодействие.

6. Метод составления сценариев - наиболее популярный за последние десятилетия метод экспертных оценок. Данный прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - наиболее вероятный, ожидаемый.

7. Метод дерева целей - широко применяется для прогнозирования возможных направлений развития науки, техники, технологий. Так называемое дерево целей тесно увязывает между собой перспективные цели и конкретные задачи на каждом уровне иерархии. При этом цель высшего порядка соответствует вершине дерева, а ниже в несколько ярусов располагаются локальные цели (задачи), с помощью которых обеспечивается достижение целей верхнего уровня.

8. Матричный метод - широко используется в планировании и прогнозировании. Например, в практике маркетинга матричный метод применяется как метод оценки позиции предприятия на рынке, что позволяет принять решение о выборе одной из возможных стратегий:

  • стратегии атаки при благоприятной позиции;
  • стратегии обороны при средней, неопределенной позиции;
  • стратегии отступления при неблагоприятной позиции.
  1. Метод Дельфи является наиболее формальным из всех методов экспертного прогнозирования и наиболее часто используется в технологическом прогнозировании, данные которого используются, затем в планировании производства и сбыта продукции. Это групповой метод, при котором проводится индивидуальный опрос группы экспертов относительно их предположений о будущих событиях в различных областях, где ожидаются новые открытия или усовершенствования.

Рассмотрим методы, получившие широкое распространение в мировой практике.10

Методы планирования динамичны в своем развитии и позволяют сформулировать, уточнить и развить принципы планирования. Зная принципы, возможно, обосновать новые методы для той или иной конкретной ситуации. И, наоборот, без усвоения принципов, знания традиционных методов превращаются догму, тормозящую развитие производства. Тем самым, на основе принципов существующие методы подлежат улучшению в конкретных условиях работы. Принципы образуют теорию, а методы имеют прикладное значение. В этой связи, принципы на каждом этапе развития предприятия сохраняют силу, а методы сменяют друг друга. 

Принципы и методы планирования выражают подход к обоснованию на ближайшую и отдаленную перспективу плановых показателей в потребностях и возможностях предприятия. Подход может быть объективным и недостаточно объективным. Объективный подход обеспечивается с помощью научно-обоснованных принципов и методов планирования. Эти принципы и методы характеризуются расчетом плановых показателей в соответствии с экономической теорией по данным достоверной хозяйственной информации. 

Расчет плановых показателей является математической стороной планирования. Применение математики для расчета образует методику планирования, которая предусматривает последовательность математических действий по превращению исходных данных в систему плановых показателей экономики развития производства, качества работы предприятия и результатов его деятельности. Эта последовательность оформляется в виде расчетных таблиц с минимальным пояснительным текстом. Для каждого основного показателя составляется обычно отдельная таблица, называемая формой плановой документации. Формы разнообразны и изменяются под влиянием развития производства и совершенствования методики плановых расчетов. Зная содержание форм, возможно ежедневно (ежемесячно, ежегодно) теоретически изменять их применительно к конкретной обстановке планирования. 

В целом, методика планирования совершенствуется в направлении разработки алгоритмов для отдельно взятого основного показателя и для каждого раздела плана.

Нормативный (нормализованный) метод заключается в обосновании плановых показателей по технически обоснованным нормам, применительно к конкретным условиям работы (внутренней и внешней среде). Однако этот метод планирования предусматривает наличие технически обоснованных норм по каждому виду работ с учетом детально складывающихся ситуаций по производству и сбыту продукции (услуг). Это, в большинстве случаев, создает нереальную обстановку на предприятии, т.к. учесть ежедневные изменения в условиях работы практически невозможно. В конечном счете, этот метод планирования не гарантирует совпадения на рынке интересов производителей продукции и интересов ее потребителей.  Однако достоинство метода заключается в учете местных условий. Это достоинство в сочетании с планированием от достигнутого уровня производства с учетом выявленных значений по спросу на конкретный вид продукции предприятия позволяет применить пофакторный метод планирования, являющийся наиболее совершенным, т.к. он сочетает точное отражение действительности с увязкой интересов предприятий-потребителей (рынка).

При пофакторном методе плановый показатель равен достигнутому, скорректированному на выявление изменения условий работ в планируемом периоде по сравнению с предшествующим периодом. Плановый показатель увеличивается под влиянием повышающих, и уменьшается под влияниям понижающих факторов. Таким образом, планируется такая совокупность тех и других факторов, при которой обеспечивается наибольшее улучшение планового показателя по сравнению с достигнутым. В этой ситуации планирования учитывается уникальность и предприимчивость работы маркетинговой службы предприятия. Главным, при пофакторном методе, является расчет изменений в показателях под влиянием соответствующих факторов, что должно найти отражение в соответствующих формах плана и широких исследованиях внутренней и внешней среды, рисков и чрезвычайных ситуаций, неожиданностей со стороны потребителей, поставщиков и конкурентов на рынке сбыта продукции.  
В целом, используются неординарные приемы, принципы и методы. Анализ практики планирования показывает, что наибольшее распространение имеет матричная система, учитывающая изученные факторы и требования оптимальности и эффективности управления различными факторами, функциями, товарами и сбытовыми территориями (рынками) и т.д. 

Программно-целевой метод (ПЦМ) тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана начиная с оценки конечных потребностей и исходя из целей развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных путей и средств их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется принцип приоритетности планирования.  
Сущность ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами с учетом эффективного их использования.  
ПЦМ применяется при разработке целевых комплексных программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.  Разработка целевых комплексных программ осуществляется по этапам. На первом этапе формируется перечень важнейших проблем, из которого затем выбираются проблемы, требующие первоочередного решения. На втором этапе выдается задание на разработку программы для решения определенной проблемы. В нем отражаются цели программы, лимиты ресурсов, участники и сроки реализации программы. На третьем этапе разрабатываются задания и мероприятия, необходимые для успешной реализации программы. Состав основных заданий программы устанавливается исходя из построенной иерархии целей. По каждому заданию разрабатываются стадии его выполнения. Четвертый этап предполагает расчет основных показателей и ресурсного обеспечения программы. Определяются затраты материальных, трудовых, финансовых ресурсов, необходимых для ее реализации, формируются перечни материальных ресурсов с указанием поставщиков и получателей. На этом этапе производится расчет эффективности реализации программы. Пятый этап является заключительным. Он связан с формированием программных документов, согласованием и, при необходимости, с утверждением программы.  По содержанию целевые комплексные программы подразделяются на социально-экономические, организационно-хозяйственные, экологические, территориальные, научно-технические и производственно-экономические.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов