Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 01:35, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна сфера жизни общества не может обойтись без прогнозов как средства познания будущего. Особенно важное значение имеют прогнозы социально-экономического развития общества, обоснование основных направлений экономической политики, предвидение последствий принимаемых решений. Социально-экономическое прогнозирование является одним из решающих научных факторов формирования стратегии и тактики общественного развития

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Генезис экономического прогнозирования и планирования…………………...5
1.1. Формирование парадигмы экономического прогнозирования в России……5
1.2. Эволюция, сущность и виды планирования в России…………………………
1.3. Взаимосвязь прогнозирования и планирования
2. Методология прогнозирования и планирования экономических объектов
2.1. Основные понятия прогнозирования. Мировой опыт индикативного планирования
2.2. Классификация моделей и методов экономического прогнозирования и планирования
3. Прогнозирование и планирование национальной экономики
3.1. Прогнозирование экономического развития. Модели экономического роста
3.2. Макроэкономическое планирование
3.3. Межотраслевые балансовые модели
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 139.11 Кб (Скачать файл)

Целевые комплексные программы могут разрабатываться надолго - (10-15 лет), средне-(3-5 лет) и краткосрочные (квартал, год) периоды. 

  1. Прогнозирование и планирование национальной экономики

 

3.1. Прогнозирование экономического развития. Модели экономического роста

 

Под экономическим ростом принято понимать качественное и количественное изменение результатов функционирования народного хозяйства. Экономический рост в настоящее время является наиболее употребимым критерием экономического развития. Экономический рост может измеряться как в физическом выражении, так и в стоимостном.

Первый способ более надежен, так как позволяет исключить воздействие инфляции. Однако он не является универсальным, потому что при расчете темпов экономического роста трудно вывести общий показатель для производства разных изделий. Второй способ употребляется чаще, однако, не всегда возможно до конца очистить его от инфляционных искажений.

На макроэкономическом уровне ведущими показателями динамики экономического роста являются:

  • рост объема ВВП или национального дохода;
  • темпы роста ВВП и национального дохода в расчете на душу населения;
  • темпы роста промышленного производства в целом, по основным отраслям на душу населения.

В экономической статистике для изучения динамики экономического роста используются темпы роста и темпы прироста.

Темп роста = (ВВП t / ВВП t – 1) 100%.

Темп прироста = ((ВВП t – ВВП t – 1) / (ВВП t-1)) 100%.

По уровню производства ВВП на душу населения в международной классификации страны подразделяются на развитые и развивающиеся.

В экономической науке широкое распространение получила теория трех факторов производства, родоначальником которой был Ж.-Б.Сай. Суть ее заключается в том, что в создании стоимости продукта принимают участие труд, земля и капитал. В современных условиях трактовка производственных факторов получила более глубокое и расширительное толкование. Сегодня к ним обычно относят: труд, землю, капитал, предпринимательские способности, научно-технический прогресс.

Факторы экономического роста взаимосвязаны и переплетены. Поэтому точно определить долю того или иного фактора экономического роста достаточно сложно. Более того, все эти крупные факторы являются комплексными, так как состоят из ряда более мелких элементов, вследствие чего факторы можно перегруппировать.

Различают также внешние и внутренние факторы.

Распространено и деление факторов в зависимости от характера роста: экстенсивные и интенсивные. К экстенсивным факторам роста относятся:

  • увеличение объема инвестиций при сохранении существующего уровня технологий;
  • увеличение числа занятых работников;
  • рост объемов применяемого оборудования, сырья, материалов, топлива и других элементов основного и оборотного капитала.

К интенсивным факторам роста относятся:

  • ускорение НТП (внедрение новых технологий и т.д.);
  • повышение квалификации работников;
  • улучшение использования основных и оборотных фондов;
  • повышение эффективности хозяйственной деятельности за счет ее лучшей организации.

Наибольшее распространение для прогнозирования экономического роста получили факторные модели, то есть модели, в которых прирост продукта или абсолютный его выпуск ставится в зависимость от одного или нескольких факторов.

Наиболее приемлемой для анализа динамики экономического роста на макроуровне является двухфакторная модель в форме производственной функции Кобба-Дугласа, показывающая зависимость общего выпуска

продукции от двух факторов капитала и труда: а и в

Уt = Аt × Kt × Lt

где Уt- объем валового внутреннего продукта в году t;

      Аt- нормирующий параметр, приводящий масштаб и размерность фактора к масштабу и размерности продукта Уt, отражающий влияние неучтенных в модели факторов и меняющихся условий производства;

     Кt – объем основного капитала (производственных фондов);

     Lt- объем занятого в народном хозяйстве живого труда;

      а – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики производственных фондов;

      в – характеризует эластичность объема и динамики продукта Уt от объема и динамики затрат живого труда.

В зависимости от величины суммы показателей а и в, могут иметь место три типа экономического роста.

  1. Выражение а + в > 1 означает, что если факторы производства возрастают в n раз, то выпуск продукции увеличивается более чем в n раз, тем самым рост производства опережает рост совокупных затрат факторов. Это случай интенсивного роста, при этом, если а > в, то имеет место фондосберегающий рост, а если в >а, то – трудосберегающий рост.
  2. Выражение а + в < 1 означает, что выпуск продукции увеличивается медленнее по сравнению с ростом затрат факторов производства. При этом снижается их суммарная эффективность и происходит деинтенсификация роста, то есть его падение.
  3. Выражение а + в = 1 означает, что выпуск продукции увеличивается пропорционально затратам факторов производства. При этом их суммарная экономическая эффективность остается неизменной и происходит чисто экстенсивное расширение производства.

На базе динамической факторной модели может быть спрогнозирован экономический рост с учетом влияния НТП на объем производимого продукта. В этом случае мы будем иметь трехфакторную модель: а, в и rt

У t = A t Kt Lt e

где е - основание натуральных логарифмов (е = 2.718);

      r - коэффициент эластичности, характеризующий влияние НТП на экономический рост в период времени t.

Проведя математические преобразования, можно получить формулу прироста общественного продукта за период времени t

Уt = a Kt + В L + r.

При этом принимается, что а + в = 1.

Наиболее полно выражает зависимость результатов производства от количества и качества используемых факторов производства многофакторная модель экономического роста. Всего учтено 23 фактора.

Наряду с факторными моделями прогнозирования экономического роста в экономической теории известны кейнсианские и неокейнсианские модели экономического роста.

Рассмотренные модели далеко не исчерпывают весь перечень разработанных и описанных в экономической теории моделей и методов, применяемых при прогнозировании экономического роста.11

 

    1. Макроэкономическое планирование

 

Макроэкономическое планирование представляет собой научную категорию, связанную с интегративным способом производства. В результате процессов интеграции и централизации, характерных для современной мировой экономики, воспроизводство становится в той или иной мере обобществленным не только по форме организации и регулирования, но и по конечным результатам. Вследствие этого к настоящему времени наметился переход к принципиально новому, интегративному воспроизводству совокупного конечного продукта. Оно и составляет специфический объект

макроэкономического планирования.

К числу основных предпосылок, обусловивших необходимость государственного планирования, можно отнести:

  1. Значительное возрастание роли государства, связанное с необходимостью осуществления контроля за рядом ключевых параметров национальной экономики (бюджет, денежная масса, учетная ставка процента и т.п.). Государство выступает как субъект управления, который заинтересован в установлении и поддержании макроэкономической сбалансированности. Безусловно, такое управление не представляется возможным без знания проблем и перспектив развития национальной экономики, ее места и роли в мировом хозяйстве и без обобщающей эти представления стратегии. В этой связи макроэкономическое планирование может и должно рассматриваться как основа государственного регулирования экономики.
  2. Макроэкономическое планирование является необходимым в тех сферах национальной экономики, в которых рыночные отношения либо вообще невозможны, либо неизбежно ограничены (например, оборона, фундаментальная наука, образование и т.п.). В этих сферах распределение ресурсов в значительной мере должно регулироваться внерыночными методами, включая государственное планирование.
  3. Важной функцией государственного планирования становится преодоление недостатков рыночного саморегулирования (например, инфляции, безработицы, бюджетного дефицита и т.п.).
  4. Возрастание роли государственного, или макроэкономического, планирования в определенной мере объясняется резко возросшей интеграцией национальной экономики. Последнее приводит к тому, что диспропорции и проблемные ситуации, возникающие в одном элементе национальной экономики, достаточно быстро и легко распространяются на многие другие ее элементы. В такой ситуации действие рыночных механизмов приводит к значительным потерям, в связи, с чем настоятельно необходимым становится государственное планирование.
  5. В современных условиях государственное планирование следует рассматривать в качестве важнейшего механизма, координирующего меры государственного регулирования экономики.
  6. Возрастание роли государственного планирования связывается с необходимостью решения таких глобальных проблем, как долгосрочное развитие национальной экономики, угроза истощения природных ресурсов, создание системы экологической безопасности и т.п.

В качестве предпосылок, которые обусловливают возможность макроэкономического планирования, можно назвать:

  1. Осуществление государственного контроля над значительной долей ресурсов общества, включая косвенное влияние на характер использования ресурсов в частном секторе экономики.
  2. Накопленный мировой опыт государственного регулирования национальной экономики.
  3. Доступный уровень развития экономической теории, государственного регулирования, международной статистики и экономической информации.
  4. Постоянно возрастающая консолидация различных общественных групп, которая приводит к появлению дополнительных возможностей влияния на национальную экономику и обеспечению согласованности частных действий и решений.

В современной мировой экономике четко обозначился процесс перехода к межотраслевой интеграции собственности и становления макроэкономического собственника, который и может выступать в качестве субъекта макроэкономического планирования. Кроме того, к настоящему времени в большинстве промышленно развитых стран мира достаточно заметной стала сфера макроэкономического планирования - мощный сектор государственных и смешанных корпораций.

В этой связи к числу основных функций макроэкономического планирования можно отнести следующие:

  • обоснование и разработка государственной экономической политики и мер

государственного регулирования экономики;

  • обеспечение и поддержание необходимого качества и темпов экономического роста;
  • обеспечение координации решений всех экономических агентов (локальных решений) с позиций национальной экономики как единого целого;
  • установление и поддержание циклического равновесия в национальной экономике;
  • обеспечение и поддержание конкурентоспособности национальной экономики - макроэкономической конкурентоспособности;
  • обеспечение устойчивого развития национальной экономики.

Обеспечение равновесного роста национальной экономики, который достигается в ущерб ее конкурентоспособности, не может являться целью современной экономической стратегии развитых стран. Основной целевой функцией становится обеспечение долговременной конкурентоспособности национальной экономики, которая обусловливает прочность и устойчивость позиций страны в общемировой системе разделения и кооперации труда. Такое изменение ориентиров экономической политики потребовало и соответствующего изменения теоретических и методических основ макроэкономического планирования.

В соответствии с данным подходом следует осуществить корректировку стратегии и политики проведения экономической политики государства, включая систему государственного регулирования экономики.

В настоящее время перестройка системы планирования должна осуществляться посредством смещения центра тяжести с микроуровня на макроуровень экономики, с ориентацией на определение общих тенденций развития национальной экономики и формирование стратегии экономического роста, обеспечение тесной увязки общегосударственной и региональной стратегии, долговременной и текущей макроэкономической политики.

В последние годы значительно активизировались исследования проблемы

различных экономических, социальных, структурно-технологических и организационных изменений, происходящих в мировом сообществе.

Мировая практика социально-экономического реформирования дает основание сделать вывод о том, что государственное регулирование экономики, включая государственное планирование, становится неотъемлемым структурным элементом системы управления, тем более на этапе становления интенсивного типа экономики, основными признаками которого могут являться:

  • всеобщая информационная обеспеченность;
  • высокая наукоемкость;
  • международная интеграция;
  • формирование единого экономического пространства;
  • социальная ориентация экономики.

Перспективные исследования изменений в экономике должны учитываться при выборе концепции и моделей макроэкономического планирования. Важным для нашей страны становится изучение опыта зарубежных стран в сфере планирования с учетом оценки возможности его адаптации к российским условиям.12

 

    1. Межотраслевые балансовые модели

 

Межотраслевой баланс - экономико-математическая модель, характеризующая систему связей между выпуском продукции в одной отрасли и затратами всех других отраслей, участвующих в выпуске данной продукции.

Межотраслевой баланс характеризует процесс формирования и использования совокупного общественного продукта в детальном отраслевом разрезе. Основы анализа межотраслевых связей были заложены в процессе составления первого баланса народного хозяйства СССР за 1923-1924гг. Математическая модель межотраслевого баланса была разработана В. Леонтьевым.

Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования экономических объектов