Сущность предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 20:03, курсовая работа

Краткое описание

В развитой рыночной экономике предприятия разнообразны. Они занимаются производством товаров, их реализацией, оказанием самых разнообразных услуг – финансовых, посреднических, информационных, консультативных, научно-исследовательских. По сферам предпринимательской деятельности они могут быть промышленными, агропромышленными, сельскохозяйственными, строительными, транспортными, телекоммуникационными, торгово-посредническими, венчурными, рекламными, инжиниринговыми, юридическими и т. д. В зависимости от размера выделяют мельчайшие, основанные на личном труде товаропроизводителя; мелкие, средние и крупные.

Содержание

Целью данной курсовой работы является изучение сущности предприятия, его функций и форм.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

1.3. Классификация предприятий

 

Предпринимательский сектор экономики насчитывает огромное количество предприятий, которые для целей и экономического анализа группируются по ряду существенных признаков. Наиболее распространенными являются классификации по формам собственности, размерам, характеру деятельности, отраслевой принадлежности, доминирующему фактору производства, правовому статусу.

По формам собственности предприятия подразделяются на:

  • частные, которые могут существовать либо как полностью самостоятельные, независимые фирмы, либо в виде монополистических объединений и их составных частей. К частным можно отнести и те фирмы, на которых у государства есть доля капитала (но не преобладающая);
  • государственные, под которыми понимаются как чисто государственные, в которых капитал и управление полностью принадлежат государству, так и смешанные, где государство обладает большей частью капитала (свыше 50%) или играет решающую роль в управлении

По размерам предприятия  подразделяются на малые, средние и крупные, исходя из двух основных параметров: численность занятых и объем производства (продаж).7

Но количеству обычно преобладают малые предприятия (в 1'игсии на них приходится около 1/2 общего числа предприятий).

В российской экономике  предприятия получают статус малого предприятия, если численность занятых  работников не превышает:

  • в промышленности и строительстве – 200 человек;
  • в науке – 100 человек;
  • в отраслях непроизводственной сферы – 50 человек;
  • в розничной торговле – 15 человек.8

Классификация фирм по характеру  деятельности предполагает их деление  на производящие материальные блага (потребительские или инвестиционные товары) и услуги. Данная классификация близка к классификации предприятий по  отраслевой принадлежности, которая подразделяет их на промышленные, сельскохозяйственные, торговые, транспортные, банковские, страховые и т.д.

Классификация предприятий по признаку доминирующе го фактора производства выделяет трудоемкие, капиталоемкие, материалоемкие, наукоемкие предприятия.

Согласно ГК РФ9 по правовому статусу (организационно-правовым формам) различают следующие виды:

1) хозяйственные товарищества  и общества;

2) производственные кооперативы;

3) государственные и муниципальные унитарные предприятии,

4) некоммерческие организации  (включая потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации/объединения, фонды и др.);

5) индивидуальные предприниматели.

Хозяйственные товарищества и общества – это наиболее распространенные типы предприятий. Выделяют следующие виды таких предприятий:

  1. Полное товарищество. Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом.
  2. Товарищество на вере. Товариществом на вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Поскольку данная правовая форма позволяет привлекать значительные финансовые ресурсы через практически неограниченное число коммандитистов, она характерна для более крупных предприятий.
  3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами разделов. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Уставный капитал ООО составляется из стоимости вкладов его участников. Данная форма наиболее распространена среди мелких и средних мероприятий.
  4. Акционерное общество (АО). Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участника АО (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

АО, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым (ОАО). Такое АО вправе подводить подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом. ОАО обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.

Акционерное общество, акции  которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым (ЗАО).

Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение  граждан на основе членства для совместной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии в объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Артель является коммерческой организацией. Число членов кооператива должно быть не меньше пяти. Собственное имущество производственного кооператива делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарное предприятие  – это коммерческое предприятие, не наделенное правом собственности  на закрепленное за ней собственником  имущество. К тому же это имущество является неделимым, оно не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в т.ч. между работниками предприятия. Эти предприятия управляют, но не владеют закрепленным за ними государственным (муниципальным) имуществом. Если подобное предприятие основано на праве оперативного управления федеральным имуществом, т.е. управляется государственными органами, оно именуется федеральным казенным предприятием, а все остальные унитарные предприятия являются предприятиями, основанными на праве хозяйственного ведения.10

Некоммерческие организации  – это потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды.

Потребительский кооператив – это добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Обычно потребительский кооператив обеспечивает своих членов теми или иными потребительскими благами.

Общественные и религиозные организации (объединения) – это добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей.

Эти организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Участники (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы. Они не отвечают по обязательствам данных организаций, в которых участвуют в качестве их членов, а указанные организации не отвечают по обязательствам своих членов.

Индивидуальный предприниматель – это отдельный гражданин, который занимается предпринимательской деятельностью, но без образования юридического лица. Фактически это тоже предприятие.

Фонд – это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители по обязательствам созданного ими фонда не отвечают, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей. Фонд обязан публиковать отчеты об использовании своего имущества ежегодно.11

Предприятия могут также объединяться в:

  • ассоциации – договорные объединения, созданные в целях постоянной координации хозяйственной деятельности, но лишь в той области, к которой имеет отношение ассоциация;
  • корпорации – договорные объединения, созданные на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов, с делегированием отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников;
  • консорциумы – временные уставные объединения промышленного и банковского капитала для достижения общей цели. После выполнения задач консорциум прекращает свое существование;
  • концерны – уставные объединения предприятий промышленности, научных организаций, транспорта, банков, торговли и т.д. на основе полной финансовой зависимости от одного или группы предпринимателей;
  • картели – договорные объединения предприятий одной отрасли для осуществления совместной коммерческой деятельности;
  • синдикаты – разновидность картельного соглашения, предполагающая реализацию продукции через единый совместный сбытовой орган или уже имеющуюся сбытовую сеть одного из участников объединения;
  • тресты – монополистическое объединение предприятий, ранее принадлежащих разным предпринимателям, в единый производственно-хозяйственный комплекс. Поскольку здесь интегрируются все направления деятельности, такие предприятия полностью утрачивают свою юридическую и хозяйственную самостоятельность.
  • холдинги – специфические организационные формы объединения капиталов. Подобные объединения образуются, когда акционерное общество (товарищество) само непосредственно не занимается производственной деятельностью, а лишь использует свои финансовые средства для приобретения контрольных пакетов акций других акционерных фирм с целью финансового контроля за их работой и получения дохода на вложенный в акции капитал.
  • финансовые группы (финансово-промышленные группы) – объединения юридически и экономически самостоятельных предприятий разных отраслей народного хозяйства, при формировании которых в качестве главных ставится задача объединения банковского капитала и производственного потенциала. Финансовую группу возглавляют один или несколько банков, которые распоряжаются капиталом предприятий, входящих в объединение, координируют все сферы их деятельности. При этом основным доходом деятельности банка должны быть дивиденды от повышения эффективности работы предприятий, а не процент на кредит.12

 

2.Эффективность  отдачи от масштабов производства

2.1. Понятие эффекта масштаба

 

С выходом предприятия на оптимальную технологию решается такая вопрос, как проблема масштаба производства, когда предприятие может увеличивать выпуск продукции за счет пропорционального наращивания факторов производства.

Эффект масштаба, или экономия, обусловлен ростом масштаба производства и проявляется в снижении долговременных средних издержек производства на единицу продукции. Выбор необходимого масштаба, или размера деятельности фирмы, связан с долгосрочным периодом ее функционирования.

Деятельность предприятия в долгосрочном периоде. Основная закономерность, действующая для предприятия в долгосрочном периоде, — это рост отдачи от масштаба производства. Источник роста отдачи от масштаба производства — специализированное использование ресурсов при расширении производства (подетальное разделение труда работников, применение различного рода машин и оборудования, расширение направлений использования финансовых средств фирмы и т. д.). При рассмотрении этой закономерности важно иметь в виду следующее.

Рост отдачи от масштаба производства возможен только в долгосрочном периоде, когда все факторы производства выступают переменными. Рост отдачи выражается в увеличении показателя средней суммарной отдачи всех факторов производства. Показатель же предельной отдачи для долгосрочного периода не рассчитывается, поскольку по своей природе он предполагает неизменность факторов производства. Рост отдачи от масштаба производства в долгосрочном периоде не является беспредельным: в какой-то момент чрезмерная специализация ресурсов ведет к потере эффективности и к снижению отдачи от масштаба производства (например, в результате разрастания бюрократического аппарата для поддержания связей между специализированными участками производства).13

Таким образом, результатами масштаба производства могут быть:

  • неизменный эффект масштаба (роста отдачи), означающий, что удвоение использования всех факторов ведет к удвоению выпуска продукции;
  • положительный эффект масштаба, означающий, что при удвоенном использовании всех факторов выпуск продукции более чем удваивается;
  • отрицательный (сокращающийся) эффект масштаба производства, когда удвоенное использование всех факторов производства увеличивает выпуск продукции менее, чем в два раза.

Поскольку рассмотренная  закономерность выражается в снижении издержек производства на единицу выпускаемой продукции, то данное снижение издержек получило название экономии от масштаба производства. Экономическая теория выделяет два типа такой экономии:

Информация о работе Сущность предприятий