Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и контроль.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Операции, связанные с движением  капиталов, осуществлялись на "нерегулированном" "свободном" рынке. Таким образом, риски осуществления «капитальных» операций из-за влияния рыночных факторов значительно превышали риски регулируемого рынка.

Основной орган валютного контроля – Бельгийско-Люксембургский институт валютного контроля (ИВК), которому парламентом Бельгии были делегированы серьезные полномочия. ИВК имел собственный бюджет, в который зачислялось 0,2% от суммы каждой сделки. Сотрудникам института было предоставлено право на осуществление расследований незаконных валютных операций и передачу материалов в судебные органы. В то же время имелась возможность не передавать дела в суд в случае, если нарушитель признавал свою вину и добровольно уплачивал штрафы.

Большая роль отводилась уполномоченным банкам, осуществляющим основную техническую  роль по контролю за репатриацией валютной выручки.

Задача таможенных органов Бельгии  сводилась к необходимости представления  в ИВК таможенных деклараций, подтверждающих перемещение товаров через границу. Уполномоченный банк, в свою очередь, в случае осуществления валютных операций, связанных с организацией расчетов по внешнеэкономической сделке заполнял специальный формуляр, фиксируя основные условия платежа, позволяющие отнести данную операцию к разряду текущих или капитальных. Отчетность направлялась банками в ИВК в 3-х видах – при осуществлении расчетов, связанных с экспортом, импортом и транзитными поставками. Таким образом, банки контролировали направление проводимой операции в тот или иной сегмент валютного рынка, а участники ВЭД получали возможность либо использования льготного курса при осуществлении текущих операций, либо рыночного курса на рынке капитальных операций (разница достигала 2%).

ИВК помимо контрольных функций  выполнял роль аналитического центра, обрабатывая данные таможенных органов  и банков.

Система «двойного валютного рынка», при ее громоздкости и реальной возможности принятия (уполномоченными банками) субъективных решений, в то же время позволяла сделать привлекательным для иностранных инвесторов рынок капитальных операций, поскольку на данном сегменте валютного рынка завышенный курс позволял получать серьезную прибыль уже только за счет курсовой разницы.

Необходимо отметить, что при  развитой системе контроля валютных операций, связанных с внешнеторговой деятельностью и основанной на сопоставлении  данных таможенных органов и банков, эффективность контроля услуг была чрезвычайно мала и основывалась только на доверии к уполномоченным банкам.

Организация валютного  контроля во Франции

В период с 1939 по 1989 гг. во Франции существовала одна из наиболее развитых и детально проработанных глобальных систем валютного контроля. В зависимости от складывающейся экономической и политической обстановки в указанное время наблюдались колебания от введения чрезвычайно жестких административных мер до почти полной их либерализации, вплоть до отмены контроля при осуществлении текущих валютных операций.

Ужесточение системы валютного  контроля наблюдалось в периоды  с 1939 по 1967 гг., май – октябрь 1968 г., октябрь 1968 г. – август 1969 г., 1973-1974 гг., 1981 г. Постепенное ослабление контроля, начиная с 1983 г. было завершено его отменой в конце 1989 г. Однако следует отметить, что законодательство Франции позволяет в случае необходимости в любой момент вновь ввести в действие как отдельные элементы валютного контроля, так и систему в целом.

Система валютного контроля Франции охватывала все виды валютных операций и распространялась на территорию Франции и государств, использующих французский франк в качестве национальной валюты («зона франка»), при этом особое внимание уделялось следующим вопросам:

  • обязательная репатриация валютной выручки с ее 100% продажей за национальную валюту;
  • осуществление всех видов валютных операций только через уполномоченные банки;
  • осуществление валютных операций только после обоснования их необходимости в строго регламентированном порядке;
  • контроль за валютообменными операциями, перемещением через границу валютных ценностей и национальной валюты;
  • строгая регламентация операций, связанных с движением капиталов, включая осуществление как иностранных, так и французских инвестиций.

Непосредственная реализация контроля во Франции после 1969 г. была возложена  на следующие органы.

  1. Министерство финансов:
  • Казначейское управление (разработка стратегических направлений в области валютного регулирования и контроля, контроль инвестиций);
  • Главное таможенное управление (контроль за валютными операциями «коммерческого» характера, а также неторговыми операциями, связанными с перемещением через границу иностранной валюты, национальной валюты, ценных бумаг, платежных документов и фондовых ценностей в иностранной и национальной валюте, драгоценных металлов и камней; осуществление мероприятий по выявлению нарушителей и применению к ним санкций);
  • Страховое управление (контроль за валютными операциями, связанными с исполнением договоров страхования).
  1. Национальный банк Франции – «Банк де Франс» (регламентация и контроль операций финансового характера в иностранной и национальной валюте – кредиты, ссуды).
  1. Уполномоченные банки или «избранные посредники» (контроль за исполнением валютных операций, осуществляемых через банки).
  2. Министерство промышленности (вопросы патентования и приобретения нерезидентами французских промышленных предприятий).

Таким образом, во Франции вопросами  валютного контроля в пределах своей  компетенции занимался целый  ряд уполномоченных органов валютного контроля, однако в виду серьезных объемов именно внешнеторговой деятельности основную «полицейскую» роль выполняли таможенные органы Франции, структурно входящие в состав Министерства финансов.

Основу контроля «коммерческих» операций (включая операции, связанные с предоставлением услуг) составляла двухуровневая схема:

    • контроль уполномоченными банками («избранными посредниками»);
    • контроль таможенными органами (в этих целях были созданы специальные подразделения).

Роль банков была чрезвычайно важна, поскольку все валютные операции осуществлялись только через них и имелась возможность предотвратить нарушение на стадии предварительной проверки операций. Предполагалась большая степень доверия к банкам, которые обязаны были информировать таможенные органы о всех нарушениях действующего законодательства.

В целях организации валютного  контроля при осуществлении экспортных и импортных поставок товаров  обязательным условием было «банковское  домицилирование», то есть проведение всех расчетов по сделке только в конкретном уполномоченном банке по выбору клиента. В банке заводилось дело о домицилировании, которому присваивался специальный номер. Указанный номер в обязательном порядке фиксировался в едином административном документе (аналог ГТД) при таможенном оформлении товаров в целях дальнейшего направления данных о перемещении товаров через границу в банк-домицилиат. Одним из основных элементов непосредственного контроля было сопоставление банками таможенных документов и информации о реальных движениях валютных средств на счетах своего клиента.

Данные  о любом нарушении установленных  правил банк в обязательном порядке  направлял в таможенные органы для  проведения необходимого расследования  и применения к нарушителям санкций.

На  более позднем этапе организации контроля основу информационно-аналитической обработки базы данных валютного контроля составила специально созданная автоматизированная система, позволившая таможенным органам осуществлять глобальный контроль по каждой валютной операции.

Помимо  валютного контроля информация, полученная в результате действия системы, активно использовалась для составления торгового и платежного баланса Франции.

Неотъемлемой  частью организации валютного контроля было осуществление таможенными  органами проверок бухгалтерской и иной отчетной документации участников ВЭД, позволяющее проверять достоверность данных, представляемых как предприятиями, так и банками.

Как будет видно далее система  валютного контроля в РФ имеет  прямую аналогию с французской моделью  построения валютного контроля и места в ней таможенных органов.

Место таможенных органов в системе органов  и агентов валютного контроля РФ.

Валютный контроль осуществляется органами валютного контроля (Центральным  банком РФ, Государственным таможенным комитетом (ГТК) РФ и Правительством РФ) и агентами валютного контроля (организациями, которые в соответствии с законодательными актами Российской Федерации могут осуществлять функции валютного контроля).

При этом налагать штрафы, предусмотренные  валютным законодательством, за нарушение законодательства о валютном регулировании имеют право только органы валютного контроля (в том числе и по представлению агентов).

Полномочия органов и агентов  валютного контроля (статья 12 Закона "О валютном регулировании и  валютном контроле"):

1. Органы валютного контроля  в пределах своей компетенции  издают нормативные акты, обязательные  к исполнению всеми резидентами  и нерезидентами в Российской  Федерации.

2. Органы и агенты валютного  контроля в пределах своей  компетенции:

а) осуществляют контроль за проводимыми в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютными операциями, за соответствием этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими актов органов валютного контроля;

б) проводят проверки валютных операций резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

3. Органы валютного контроля  определяют порядок и формы  учета, отчетности и документации  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов.

Эти полномочия являются общими для всех органов валютного контроля. Помимо этого разные органы валютного контроля имеют отличные друг от друга полномочия, обусловленные их компетенцией, целями и задачами, а также структурно-организационной формой.

Рассмотрим  полномочия отдельных органов и  агентов валютного контроля.

Согласно  Федеральному закону «О Центральном  банке Российской Федерации» от 2 декабря 1990 г. N 394-1 в части валютного регулирования и валютного контроля Банк России выполняет следующие функции: осуществляет валютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностранной валюты; определяет порядок осуществления расчетов с иностранными государствами; организует и осуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченные банки, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются агентами валютного контроля, подотчетными Банку России. Центральный Банк Российской Федерации устанавливает условия открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте, устанавливает порядок открытия счетов резидентов в иностранной валюте за пределами Российской Федерации.

В соответствии со ст.15 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О  Правительстве Российской Федерации", Правительство осуществляет в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента Российской Федерации валютное регулирование и валютный контроль. Помимо полномочий указанных в ст. 12 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", Правительство определяет порядок совершения сделок с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями, а также жемчугом, по согласованию с Центральным банком Российской Федерации определяет порядок предоставления и получения резидентами отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

Согласно  Указу Президента РФ от 24 сентября 1993 г. N 1444, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю (ВЭК) является центральным органом федеральной исполнительной власти, образованным для реализации функций Правительства Российской Федерации по валютному и экспортному контролю, главная задача которого - проведение единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. При этом, в отличие от ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю не наделена функциями по изданию обязательных для исполнения нормативных актов и установлению правил учета и отчетности по валютным операциям. Эти функции сохранены за Правительством России.

Таким образом, основными функциями ВЭК  являются:

Информация о работе Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров