Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и контроль.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

2. Данные  о незачислении экспортером всей  или части валютной выручки  от экспорта товаров, полученные  таможенными органами от уполномоченных  банков, свидетельствуют о наличии  признаков нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 273 ТК РФ и выразившихся в несоблюдении требований таможенного режима экспорта. Заведению дела о нарушениях таможенных правил должна предшествовать соответствующая проверка.

3. Нарушениями  таможенных правил не могут  быть признаны факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:

- с возвратом в сроки исполнения  текущих валютных операций ранее  вывезенного в таможенном режиме  экспорта товара в РФ - при условии  подтверждения факта его ввоза таможенными органами;

- с поступлением  экспортной валютной выручки  в другой уполномоченный банк - при условии идентификации таким  банком поступивших средств применительно  к экспортным поставкам товаров,  за которыми осуществляется валютный  контроль;

- с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС РФ, ТПП РФ либо иных уполномоченных органов;

- с несоответствием  количества товара, указанного в  ГТД, количеству, указанному в товарно-сопроводительных документах, подтверждаемым коммерческими актами транспортных организаций;

- с несоответствием стоимости,  указанной в ГТД, фактически  уплаченной сумме из-за изменения  стоимости товара на международных  биржах после его таможенного оформления, если такое изменение предусматривалось условиями контракта и проч.

Обязательным условием признания  перечисленных случаев обстоятельствами, исключающими производство по делу о  нарушении таможенных правил, является их документальное подтверждение, а  также возможность проверки таможенными  органами достоверности представленных документов.

Кроме того, в соответствии с п. III.V  письма состав нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 273  ТК РФ, выразившегося в несоблюдении требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении всей валютной выручки на счета в уполномоченных банках, характеризуется следующим:

- субъектом рассматриваемого правонарушения  могут быть только российские  юридические лица и индивидуальные  предприниматели;

- объектом правонарушения являются  экономические интересы Российской  Федерации;

- непосредственным объектом нарушения  таможенных правил являются товары, помещенные под таможенный режим  экспорта;

- данное правонарушение может  быть совершено как путем бездействия  (экспортер не принял мер, обеспечивающих  зачисление на счета в уполномоченных банках валютной выручки), так и путем совершения действий, недостаточных для обеспечения зачисления в установленном порядке на счета всей валютной выручки от экспорта товаров в установленные сроки либо прямо повлекших за собой возможность для покупателя уклониться от выполнения предусмотренных договором условий платежа и др.

В целом изложенные выше рекомендации ГТК РФ по применению действующего законодательства не исключают обязанности  должностных лиц таможенных органов  РФ при производстве дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении руководствоваться иными требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ, несоблюдение которых может повлечь отмену постановлений таможенных органов.

 

Отсутствие порядка  привлечения экспортера к ответственности  по п. 2 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.97 N 5898/96).

Акционерное общество "ОКАбанк" обратилось в арбитражный суд  Воронежской области с иском к региональному центру Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю о признании недействительным его решения о применении штрафных санкций в сумме 50 тыс. долл. США за нарушение валютного законодательства.

Решением арбитражного суда АО в иске было отказано, однако федеральный арбитражный суд Центрального округа это решение отменил как принятое по неисследованным доказательствам и направил дело на новое рассмотрение.

Президиум ВАС решение суда первой инстанции поддержал исходя из следующего.

1. Как следует из материалов  дела, ответчиком была проведена  проверка соблюдения валютного  и таможенного законодательства  АО "ОКАбанк", в ходе которой  установлено нарушение порядка  учета валютных операций.

2. Нарушения состояли в следующем. На текущий счет клиента банка - компании "Орликом" поступила иностранная валюта в сумме 150 тыс. долл. США. Эта сумма направлена компании "Орликом" американской фирмой по контракту о совместной коммерческой деятельности в производственной сфере и строительстве жилья с целью приобретения ценных бумаг.

Вместе с тем в мемориальном ордере указано, что поступившая  сумма является выручкой компании от продажи товаров, а в банковской расшифровке движения валютных средств  на счете компании "Орликом" зафиксирована как поступление в уставный фонд компании.

3. В этой связи по результатам  проверки региональный центр  Федеральной службы РФ по валютному  и экспортному контролю принял  решение о взыскании с компании "Орликом" штрафа в сумме  50 тыс. долл. США на основании п. 2 ст. 14  Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Заметим, что, согласно указанной норме, резиденты РФ, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты, в  случаях отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля необходимых документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не представлены в установленном порядке. При этом порядок привлечения к ответственности в указанных случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.

4. Принимая решение об удовлетворении  исковых требований АО "ОКАбанк"  о признании недействительным  решения регионального центра  Федеральной службы РФ по валютному  и экспортному контролю, арбитражный  суд первой инстанции руководствовался п. 2 ст. 14 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". А поскольку порядок привлечения к ответственности в случаях, предусмотренных этим пунктом, в настоящее время не установлен, суд посчитал, что ответчик не имел права применять к истцу штрафные санкции.

Между тем тот факт, что порядок  привлечения к ответственности  по п.2 ст. 14 Закона не установлен, не лишает органы валютного контроля права  применять ответственность к  резидентам и нерезидентам РФ.

При таких обстоятельствах оснований для признания недействительным решения регионального центра Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю в части применения к АО "ОКАбанк" штрафных санкций в сумме 50 тыс. долларов США у арбитражного суда не имелось.

 

Очень часто бывают случаи, когда предприятия-экспортеры подлежат ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в случае, если часть валютной выручки была перечислена в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни.

В соответствии с п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка  обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»  валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.

За нарушение указанного порядка  зачисления валютной выручки предприятия  подвергаются штрафу, налагаемому Министерством  по налогам и сборам Российской Федерации (Государственной налоговой службой  Российской Федерации), в размере  всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.

В том случае, если организация, являясь  участником внешнеэкономических сделок, в счет заключенных контрактов в  отдельных случаях производила  зачисление валютной выручки в части экспортных пошлин на счета ГТК России, минуя свои транзитные счета, это не может рассматриваться как сокрытие валютной выручки, поскольку средства поступали в федеральный бюджет через счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в полном объеме.

Таким образом, применение к такой  организации санкций за нарушение  порядка зачисления валютной выручки  на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных  названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.

Ответственность экспортеров за незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках.

Согласно пункту 2 Приказа ГТК  России от 24 июля 1995 г. № 467 "О порядке  применения нормы права, установленной  ст. 273 Таможенного кодекса РФ" непосредственным объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.

Санкция ст. 273 ТК России предусматривает  назначение основного взыскания  в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, вместе с дополнительным взысканием в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, либо взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии (квалификационного аттестата) или без дополнительного взыскания.

Неоднократно от участников ВЭД  поступали запросы с просьбой разъяснить: требуется ли от органов или агентов валютного контроля при привлечении к ответственности за незачисление в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров доказывать факт сокрытия указанной выручки от налогообложения или от обязательной продажи?

Абзац 1 п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном  изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» устанавливает, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.

Абзац 2 п.8 названного Указа устанавливает, что за нарушение указанного порядка  зачисления валютной выручки предприятия  подвергаются штрафу, налагаемому Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.

В п.2 Официального разъяснения от 04.11.93 № 1 ГПУ Президента Российской Федерации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации № 629 изложено, что санкции, предусмотренные абз.2 п.8 Указа, применяются в случаях незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы понимается выручка, умышленно не зачисленная должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории РФ в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органов (агентов) валютного контроля либо органов ГНС России. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ не может служить основанием для применения санкций, предусмотренных п.8 Указа.

Вместе с тем в Письме Главного управления валютного регулирования  и валютного контроля Банка России от 24.02.95 № 12-86 (информационное № 1) дано другое определение сокрытой валютной выручки: «Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации».

Отсутствие необходимости установления органами МНС России факта сокрытия валютной выручки от налогообложения  или от обязательной продажи подтверждается в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

 Таможенные органы привлекают  к ответственности лиц за нарушение  валютного законодательства (заключающееся  в незачислении валютной выручки  от экспорта товаров), являющееся  одновременно нарушением таможенных правил (заключающимся в несоблюдении требования таможенного режима экспорта), на основании ст. 273 Таможенного кодекса Российской Федерации. В п.2 названного выше Официального разъяснения идет речь только о штрафах, взыскиваемых на основании абз.2 п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629.

Таким образом, в настоящее время  при привлечении к ответственности  за незачисление в установленном  порядке валютной выручки от экспорта товаров доказывать факт сокрытия указанной  выручки от налогообложения или от обязательной продажи не требуется.

Информация о работе Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров