Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа
Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.
2. Данные
о незачислении экспортером
3. Нарушениями таможенных правил не могут быть признаны факты незачисления всей экспортной валютной выручки или ее соответствующей части, связанные:
- с возвратом в сроки
- с поступлением
экспортной валютной выручки
в другой уполномоченный банк
- при условии идентификации
- с уменьшением стоимости товара из-за несоответствия качества поставленного товара условиям контракта - при наличии письменного подтверждения МВЭС РФ, ТПП РФ либо иных уполномоченных органов;
- с несоответствием количества товара, указанного в ГТД, количеству, указанному в товарно-сопроводительных документах, подтверждаемым коммерческими актами транспортных организаций;
- с несоответствием стоимости,
указанной в ГТД, фактически
уплаченной сумме из-за
Обязательным условием признания
перечисленных случаев
Кроме того, в соответствии с п. III.V письма состав нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 273 ТК РФ, выразившегося в несоблюдении требования таможенного режима экспорта об обязательном зачислении всей валютной выручки на счета в уполномоченных банках, характеризуется следующим:
- субъектом рассматриваемого
- объектом правонарушения
- непосредственным объектом
- данное правонарушение может
быть совершено как путем
В целом изложенные выше рекомендации ГТК РФ по применению действующего законодательства не исключают обязанности должностных лиц таможенных органов РФ при производстве дел о нарушении таможенных правил и их рассмотрении руководствоваться иными требованиями и положениями Таможенного кодекса РФ, несоблюдение которых может повлечь отмену постановлений таможенных органов.
Отсутствие порядка привлечения экспортера к ответственности по п. 2 ст. 14 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» не лишает органы валютного контроля права применять такую ответственность (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.05.97 N 5898/96).
Акционерное общество "ОКАбанк" обратилось в арбитражный суд Воронежской области с иском к региональному центру Федеральной службы РФ по валютному и экспортному контролю о признании недействительным его решения о применении штрафных санкций в сумме 50 тыс. долл. США за нарушение валютного законодательства.
Решением арбитражного суда АО в иске было отказано, однако федеральный арбитражный суд Центрального округа это решение отменил как принятое по неисследованным доказательствам и направил дело на новое рассмотрение.
Президиум ВАС решение суда первой инстанции поддержал исходя из следующего.
1. Как следует из материалов
дела, ответчиком была проведена
проверка соблюдения валютного
и таможенного
2. Нарушения состояли в следующем
Вместе с тем в мемориальном ордере указано, что поступившая сумма является выручкой компании от продажи товаров, а в банковской расшифровке движения валютных средств на счете компании "Орликом" зафиксирована как поступление в уставный фонд компании.
3. В этой связи по результатам
проверки региональный центр
Федеральной службы РФ по
Заметим, что, согласно указанной норме, резиденты РФ, включая уполномоченные банки, а также нерезиденты, в случаях отсутствия учета валютных операций, ведения учета валютных операций с нарушением установленного порядка, непредставления или несвоевременного представления органам и агентам валютного контроля необходимых документов и информации несут ответственность в виде штрафов в пределах суммы, которая не была учтена, учтена ненадлежащим образом или по которой документация и информация не представлены в установленном порядке. При этом порядок привлечения к ответственности в указанных случаях, предусмотренных настоящим пунктом, устанавливается Центральным банком РФ в соответствии с законами Российской Федерации.
4. Принимая решение об
Между тем тот факт, что порядок привлечения к ответственности по п.2 ст. 14 Закона не установлен, не лишает органы валютного контроля права применять ответственность к резидентам и нерезидентам РФ.
При таких обстоятельствах основани
Очень часто бывают случаи, когда предприятия-экспортеры подлежат ответственности за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в случае, если часть валютной выручки была перечислена в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни.
В соответствии с п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации.
За нарушение указанного порядка
зачисления валютной выручки предприятия
подвергаются штрафу, налагаемому Министерством
по налогам и сборам Российской Федерации
(Государственной налоговой
В том случае, если организация, являясь участником внешнеэкономических сделок, в счет заключенных контрактов в отдельных случаях производила зачисление валютной выручки в части экспортных пошлин на счета ГТК России, минуя свои транзитные счета, это не может рассматриваться как сокрытие валютной выручки, поскольку средства поступали в федеральный бюджет через счета в уполномоченных банках в Российской Федерации в полном объеме.
Таким образом, применение к такой организации санкций за нарушение порядка зачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках Российской Федерации, предусмотренных названным Указом, неправомерно, однако необходимо учитывать, что перечисление части валютной выручки в счет уплаты таможенных пошлин непосредственно на счет таможни может привести к занижению объема реализации, а следовательно, к сокрытию налогооблагаемой базы по местным налогам и платежам в дорожные фонды.
Согласно пункту 2 Приказа ГТК России от 24 июля 1995 г. № 467 "О порядке применения нормы права, установленной ст. 273 Таможенного кодекса РФ" непосредственным объектом правонарушения считается только тот товар либо его часть, валютная выручка от экспорта которого не была зачислена в установленном порядке на счета в уполномоченных банках.
Санкция ст. 273 ТК России предусматривает назначение основного взыскания в виде штрафа в размере от 100 до 200% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, вместе с дополнительным взысканием в виде конфискации таких товаров и транспортных средств, либо взыскания их стоимости, либо отзыва лицензии (квалификационного аттестата) или без дополнительного взыскания.
Неоднократно от участников ВЭД поступали запросы с просьбой разъяснить: требуется ли от органов или агентов валютного контроля при привлечении к ответственности за незачисление в установленном порядке валютной выручки от экспорта товаров доказывать факт сокрытия указанной выручки от налогообложения или от обязательной продажи?
Абзац 1 п.8 Указа Президента Российской Федерации от 14.06.92 № 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин» устанавливает, что валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории Российской Федерации, если иное не разрешено Банком России.
Абзац 2 п.8 названного Указа устанавливает, что за нарушение указанного порядка зачисления валютной выручки предприятия подвергаются штрафу, налагаемому Министерством по налогам и сборам Российской Федерации (МНС России) или Инспекцией валютного контроля, в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка.
В п.2 Официального разъяснения от 04.11.93 № 1 ГПУ Президента Российской Федерации отдельных положений Указа Президента Российской Федерации № 629 изложено, что санкции, предусмотренные абз.2 п.8 Указа, применяются в случаях незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если такая выручка квалифицируется как сокрытая. Под сокрытой валютной выручкой в смысле указанной нормы понимается выручка, умышленно не зачисленная должностными лицами хозяйствующих субъектов на счета в уполномоченных банках на территории РФ в целях уклонения от обязательной продажи части валютной выручки или от налогообложения. Наличие указанных целей устанавливается проверкой соответственно органов (агентов) валютного контроля либо органов ГНС России. При отсутствии указанных целей факт незачисления валютной выручки на счета в уполномоченных банках на территории РФ не может служить основанием для применения санкций, предусмотренных п.8 Указа.
Вместе с тем в Письме Главного управления валютного регулирования и валютного контроля Банка России от 24.02.95 № 12-86 (информационное № 1) дано другое определение сокрытой валютной выручки: «Под сокрытой выручкой в иностранной валюте следует понимать выручку, не зачисленную на счета в уполномоченных банках на территории РФ, независимо от отражения ее в бухгалтерском учете предприятий, если иное не разрешено Центральным банком Российской Федерации».
Отсутствие необходимости
Таможенные органы привлекают
к ответственности лиц за
Таким образом, в настоящее время
при привлечении к
Информация о работе Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров