Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2014 в 17:30, курсовая работа

Краткое описание

Система валютного регулирования в России со времен СССР претерпела существенные изменения. В СССР она основывалась на монополии государства, которая заключалась в том, что права на совершение операций в валюте, включая само владение валютой, принадлежали исключительно государству. Все платежи и поступления в валюте осуществлялись в рамках валютного плана страны, а валюта как собственность государства продавалась и покупалась у советских организаций и граждан по фиксированному официальному курсу, установленному Госбанком СССР. Обращение валюты и валютных ценностей внутри страны, включая владение ими, преследовалось в уголовном порядке.

Вложенные файлы: 1 файл

Валютное регулирование и контроль.doc

— 273.50 Кб (Скачать файл)

Арбитражная практика показывает, что  ответственность за незачисление экспортной выручки применяется за сам факт ее незачисления на счет в уполномоченном банке и не связана с уклонением от обязательной продажи ее части государству либо от уплаты налогов (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.97 N 1296/96).

Совместное советско-японское предприятие "Океан" обратилось в арбитражный  суд Приморского края с иском  о признании недействительным решения ГНИ по Приморскому краю в части применения штрафа за незачисление иностранной валюты на счет в уполномоченном банке на территории РФ.

Решением арбитражного суда иск  был удовлетворен, однако в протесте Генерального прокурора РФ данный судебный акт предлагалось отменить.

Президиум ВАС РФ удовлетворил внесенный  протест по следующим основаниям.

1. Как видно из материалов  дела, в результате проверки соблюдения  СП "Океан" налогового законодательства  ГНИ по Приморскому краю установила  факт незачисления валютной выручки за 1992 г. на счет в уполномоченном банке на территории РФ и использования ее на закупку оборудования и эксплуатационные расходы. В этой связи налоговая инспекция применила к предприятию ответственность, предусмотренную п. 8  указа Президента РФ от 14.06.92 N 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин".

Напомним, что, согласно п. 8 Указа N 629, за нарушение порядка зачисления валютной выручки от экспорта или  реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) на счета в уполномоченных банках на территории РФ предприятия подвергаются штрафу. Он налагается Госналогслужбой РФ или инспекцией валютного контроля в размере всей сокрытой выручки в иностранной валюте или рублевого эквивалента суммы штрафа по курсу Центрального банка РФ. Эти средства поступают в федеральный бюджет Российской Федерации. При этом уплата штрафа не освобождает предприятия от обязательного перевода валютной выручки на счета в уполномоченных банках РФ.

2. Признавая решение ГНИ недействительным, арбитражный суд сослался на  то, что суммы валютной выручки  не были занижены (сокрыты) ни  от налогообложения, ни от обязательной  продажи ее части государству.  Кроме того, ответственность в  виде отнесения на расчеты с бюджетом сумм незачисленной валютной выручки не предусмотрена законодательством и применена ГНИ с превышением своих полномочий. Однако Президиум ВАС РФ признал выводы суда первой инстанции не соответствующими действующему законодательству.

3. Согласно п. 8 Указа Президента РФ N 629, валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на территории РФ, если иное не разрешено Банком России. За нарушение указанного порядка установлена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере всей сокрытой выручки, налагаемого как инспекцией валютного контроля, так и органами Госналогслужбы РФ. При этом ответственность предусмотрена за сам факт незачисления валютной выручки на счет в уполномоченном банке и не связана с уклонением от обязательной продажи части валютной выручки государству либо от уплаты налогов.

4. СП "Океан" не имело разрешения  Банка России на использование валютной выручки до ее зачисления на счет в уполномоченном банке. Напомним, что подобное разрешение выдается Банком России на основании ст. 5  Закона "О валютном регулировании и валютном контроле", п. 8  Указа Президента N 629, а также п. 2.1  инструкции Центрального банка РФ и ГТК РФ от 12.10.93 N 19, 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ валютной выручки от экспорта товаров".

Следовательно, зная о существующем порядке зачисления валютной выручки, предприятие сознательно его нарушило. При таких обстоятельствах налоговая инспекция обоснованно применила финансовую санкцию за незачисление валютной выручки.

5. Примененная мера ответственности  в виде отнесения всей суммы  незачисления валютной выручки  на расчеты с бюджетом по своему содержанию является штрафом исходя из смысла правовых актов, на которые ссылается в своем решении налоговая инспекция. Вместе с тем Указ Президента РФ N 629, вступивший в действие во втором полугодии 1992 г., не имеет обратной силы, а следовательно, в первом полугодии 1992 г. не было оснований для взыскания штрафа за незачисление валютной выручки. Таким образом, судебные акты подлежат изменению в соответствии с действием названного Указа.

Ответственность за представление таможенному органу поддельной копии паспорта сделки

За представление таможенному  органу поддельной копии паспорта сделки, копии паспорта сделки, полученной незаконным путем или содержащей недостоверные сведения о вывозимом  товаре, а также копии паспорта сделки, относящейся к другому товару, экспортер несет ответственность в соответствии со ст. 278 ТК России ("Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации"), предусматривающей в качестве санкции за данное правонарушение наложение штрафа в размере от 100 до 300% стоимости товаров и транспортных средств, являющихся непосредственными объектами правонарушения, с их конфискацией или с взысканием стоимости таких товаров и транспортных средств.

Ответственность за непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих  данные паспорта сделки.

Ответственность экспортера за нарушение  отдельных требований валютного  контроля предусмотрена и в самой Инструкции ЦБ России и ГТК России от 12 октября 1993 г. NN 19, 01-20/10283. Так, экспортер за непредставление в уполномоченный банк информации о внесении в контракт дополнений, изменений, затрагивающих данные паспорта сделки (для оформления дополнительного листа паспорта сделки), за непредставление в установленные Инструкцией сроки копии ГТД или запрашиваемой уполномоченным банком информации несет ответственность в виде штрафа в размере 10 рублей за каждый день просрочки, но не свыше суммы по контракту, по которой документация и информация не были представлены в установленном порядке. Такие штрафы взыскиваются территориальным управлением Бака России в бесспорном порядке.

При внесении сторонами в контракт изменений, затрагивающих сведения,  которые  ранее использовались при составлении ПС, подписанного банком по данному контракту, экспортер в 10-дневный срок  с  даты  внесения указанных изменений, но не позднее представления к таможенному оформлению товаров, экспортируемых на основании внесенных в контракт изменений и / или дополнений, представляет в банк оригиналы или копии дополнений и / или изменений к контракту, заверенные подписью лица, имеющего право первой подписи по счету экспортера и скрепленные его печатью.

Уголовная ответственность  должностных лиц.

За невозвращение из-за границы  средств в иностранной валюте статьей 193 Уголовного Кодекса Российской Федерации предусмотрена и уголовная  ответственность. К компетенции таможенных органов отнесено дознание по делам о невозвращении в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации.

Субъектом уголовной ответственности  могут быть только физические лица (гл. 4 УК). К уголовной ответственности за это преступление подлежит привлечению руководитель организации, т.е. лицо, имеющее право первой подписи на соответствующих финансовых и банковских документах. Однако соучастниками его могут быть любые физические лица.

Действия указанные в ст. 193 УК наказываются лишением свободы на срок до трех лет.

Уголовная ответственность руководителя организации или предприятия  независимо от форм собственности наступает  в том случае, если иностранная  валюта в крупном размере:

    • не была зачислена по его вине в уполномоченный банк,
    • находится за границей и не была возвращена, хотя ее обязаны были возвратить.

Обязательным условием привлечения  руководителя к уголовной ответственности  является невозвращение из-за границы  валюты в крупном размере. Как  определено в примечании к ст. 193 УК Российской Федерации, сумму невозвращаемых средств в иностранной валюте следует считать крупной, если она превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Дела о невозвращении из-за границы  средств в иностранной валюте передаются таможенными органами следователям органов внутренних дел.

Привлечение к  ответственности уполномоченных банков.

Важнейшим направлением в выявлении  правонарушений в кредитно-банковской сфере является выявление признаков  нарушений уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, для последующего анализа и передачи соответствующей информации в иные контролирующие и правоохранительные органы по принадлежности.

Выявление признаков нарушений  уполномоченными банками действующего законодательства Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего  выполнения ими функций агентов  валютного контроля может происходить как на стадиях предварительной работы с участниками ВЭД, таможенного оформления товаров, так и во время проведения проверок соблюдения экспортерами валютного и таможенного законодательства. Указанные признаки могут заключаться в следующем:

1) осуществление уполномоченным банком валютной операции, требующей лицензии (разрешения) Банка России, при отсутствии последней;

2) подписание уполномоченным банком  паспорта экспортной сделки (ПС) при наличии условий, оговоренных  в пункте 3.5 Инструкции от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров";

3) подписание уполномоченным банком  паспорта импортной сделки (ПСи)  при наличии условий, оговоренных в пункте 3.5 Инструкции от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";

4) перевод валютной выручки,  поступившей от экспорта товаров, с транзитного на текущий валютный счет экспортера без оформления ПС, либо (при наличии ПС) с превышением срока, установленного Указом Президента Российской Федерации от 14.06.92 N 629;

5) отнесение в учетной карточке  России таможенно-банковского валютного контроля (УК), направленной в ГТК России, суммы недопоступления валютной выручки от экспорта товаров к обоснованному недопоступлению при отсутствии письменного подтверждения Банка России, МВЭС России или ТПП России, либо при наличии указанного подтверждения, подписанного не уполномоченными на то лицами;

6) несвоевременная отсылка уполномоченным  банком в ГТК России документов  валютного контроля, предусмотренных  Инструкцией от 12.10.93 Банка России N 19, ГТК России N 01-20/10283 "О порядке  осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" и Инструкцией от 26.07.95 Банка России N 30, ГТК России N 01-20/10538 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары";

7) подписание ПС (ПСи), УК или  заверение копии ПС (ПСи) от  имени уполномоченного банка  сотрудником, не имеющим соответствующих  полномочий;

8) невыполнение или ненадлежащее  выполнение уполномоченным банком  законных решений, требований и предписаний таможенных органов, а также отказ от представления указанным органам запрашиваемой документации по валютным операциям, контроль за осуществлением которых входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации.

9) невыполнение или ненадлежащее выполнение уполномоченным банком других функций агентов валютного контроля, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

При выявлении таможенным органом  признаков нарушения банками  и иными кредитными учреждениями таможенных правил, установленных статьей 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, данные банки и иные кредитные учреждения, а также виновные должностные лица указанных организаций подлежат привлечению к ответственности, предусмотренной статьями 285, 288 Таможенного кодекса Российской Федерации.

При выявлении таможенным органом  признаков нарушений банками  и иными кредитными учреждениями действующего законодательства Российской Федерации, привлечение к ответственности  за которые не входит в компетенцию таможенных органов Российской Федерации, а также невыполнения или ненадлежащего выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля соответствующую информацию следует направлять в территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации по месту регистрации данного уполномоченного банка или его филиала (если нарушение имело место в последнем), а также в вышестоящий таможенный орган для обобщения и анализа.

Информация о работе Таможенный контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров