Тарифное регулирование внешней торговли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подробно рассмотреть систему тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России и ее значение для экономики страны в целом.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. выявить экономическую сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ;

2. рассмотреть механизмы тарифного регулирования экспортных и импортных сделок;
3. провести анализ таможенных поступлений в бюджет России;
4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3 1. Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ………………5 1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………5 1.2 Принципы, особенности и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………....7 1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ.10 2. Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………15 2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ………………………………………………………………………..………..152.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России……………………...21 3. Перспективы тарифного регулирования внешней торговли РФ…………..24 3.1 Расчет прогнозной модели на перспективу на 5 лет………………………24 3.2 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………34Выводы и предложения…………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………...40 Приложения……………………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Копия тариф регул в ВЭД РФ конечный вариант.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

- принцип охраны государственной и общественной безопасности при перемещении товаров через таможенную границу;

- принцип защиты экономических  интересов Российского государства;

- принцип дифференциации  в правовом регулировании таможенных  процедур.

Наряду с административно-правовыми принципами для регулирования таможенно-тарифного механизма используются и принципы налогового права. Их применение предполагает налоговая природа таможенной пошлины.


Исторически формирование системы  нормативно-правового регулирования  в ТС началось еще в начале 1995 года с подписанием Соглашения о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995 год, к которому 20 февраля 1995 года присоединился Казахстан. На тот момент, невзирая на мнения специалистов из таможенных ведомств, руководители приняли решение, что таможенный союз можно построить путем введения единого таможенно-тарифного регулирования и унификации таможенного законодательства. Время показало обратное и с учетом того негативного, а может и полезного опыта и с подписанием Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (вступил в силу 23.12.1999г. в РБ,РК и 02.07.2001г. в РФ) фактически началось формирование существующей системы нормативно-правового регулирования в ТС.

Все законодательство, касающееся организации и функционирования таможенного союза условно можно  разделить на 8 блоков:

Базовые документы, определяющие суть и этапы создания ТС, его  цели, задачи(7 международных договоров).

Акты, определяющие меры таможенно-тарифного регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении третьих стран(9 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).

Акты, определяющие меры нетарифного  регулирования во взаимной торговле стран-членов ТС и в отношении  третьих стран(5 международных договоров и 6 решений комиссии ТС).

Акты, касающиеся таможенного  регулирования на таможенной территории ТС( 18 международных договоров и 21 решение комиссии ТС).

Акты, определяющие единый порядок  надзора(контроля) за безопасностью  товаров(продукции) во взаимной торговле с третьими странами(12 международных договоров и 3 решения комиссии ТС).

Акты, регулирующие вопросы  взимания налогов во внутренней торговли государств- членов ТС(5 международных  договоров).

Акты, определяющие ведение  статистики и внутренней торговли государств-членов ТС(5 международных договоров).


Акты, определяющие ведение  статистики внешней и внутренней торговли государств-членов ТС(3 международных  договора).

Акты, касающиеся органов ТС, в частности комиссии ТС(2 международных договора и 3 решения  комиссии ТС).

Таким образом, нормативную  базу таможенного союза составляют:

Международные договоры государств-членов таможенного  союза трех уровней (межгосударственные, межправительственные и межведомственные) - 72 договора;

Решения Комиссии таможенного союза (носящие нормативный  характер и непосредственно принимаемые  в государствах-членах таможенного  союза) - более 42-х решений.


В целях формирования правовой базы таможенного союза  подписаны международные документы, направленные на унификацию таможенного администрирования, включая определение порядка декларирования, а также таможенного оформления и таможенного контроля товаров, уплаты таможенных платежей на единой таможенной территории, обеспечение единообразного применения правил определения таможенной стоимости товаров и страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран.

Основными международными актами, регулирующими эти правоотношения являются вступившие в силу с 1 января 2010 года:

Соглашение  о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года;

Соглашение  об условиях и механизме применения тарифных квот от 12 декабря 2008 года;

Протокол от условиях и порядке применения в  исключительных случаях ставок ввозных  таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа от 12 декабря 2008 года;

Протокол о  единой системе тарифных преференций  таможенного союза от 12 декабря 2008 года;

Протокол о  предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года;

Далее Решениями  Межгоссовета от 27 ноября 2009 года № 18 и 19 утверждены:

Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС);

Единый таможенный тариф таможенного союза;


В качестве вывода можно отметить, что усиление интеграционных процессов в мире, расширение границ международного экономического обмена привело к образованию в последнее десятилетие двадцатого века качественно нового мирового хозяйства. Усиление влияния внешнеторговых отношений на состояние национальной экономики обусловило повышение значимости государственной политики в этой сфере. Интернационализация хозяйственной деятельности позволяет рассматривать трансграничное перемещение товаров, работ, услуг и его регулирование со стороны государства как существенный фактор экономического развития в стране. Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Таможенная политика становиться важными активными факторами формирования экономических отношений, как внутри страны, так и формирование ее внешнеэкономической деятельности. Таможенно -тарифное регулирование внешней торговли России является одним из важнейших экономических методов управления. Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

 

2. Анализ тарифного  регулирования внешней торговли  РФ


2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ

Основной формой внешнеэкономических  связей (по динамике и стоимостным  показателям) считается внешняя  торговля. Государственное регулирование внешнеторговых отношений, связано с реализацией тарифных и нетарифных методов (барьеров) (рисунок приложение А).

С точки зрения государственного регулирования внешнеэкономической деятельности таможенно-тарифное регулирование является одной из двух групп методов регулирования государством этой сферы деятельности наряду с нетарифными методами.

Элементами таможенно-тарифного  регулирования являются:

  • Таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

В современных условиях глобализации мировой экономики построение всех элементов таможенно-тарифных методов унифицируется на основе международных договоров. Важнейшими из них являются:

  1. Соглашения, действующие между членами Всемирной торговой организации в соответствии с её Уставом и пакетом соглашений, прежде всего Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ВТО).
  2. Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров
  3. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП
  4. Другие многосторонние и двухсторонние международные договоры (например, соглашения о предоставлении принципа наибольшего благоприятствования в торговле)

Рассмотрим  более подробно элементы тарифного  регулирования ВЭД.


Таможенные тарифы–элементы таможенной политики в области таможенного регулирования экономики страны, использующийся для реализации целей торговой политики и представляющий собой свод ставок таможенных пошлин облагаемых товаров, систематизированных в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. В РФ Таможенный тариф представляет собой ТН ВЭД РФ и ставки таможенных пошлин к каждой товарной позиции. Разделяют импортный и экспортный таможенные тарифы.

Изменения в Таможенный тариф вносятся Постановлениями  Правительства РФ. В настоящий момент в РФ действует таможенный тариф введенный постановлением Правительства РФ от 26.11.2006 № 718, но в течение 2007-2011 в Постановление было внесено много редакций. Последняя редакция вступила в силу 1 января 2012 года.

Таможенная декларация — документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенному декларированию подлежат товары:

  • перемещаемые через таможенную границу;
  • при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
  • являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
  • незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.

Таможенная  процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС).

Согласно ст. 202 таможенного  кодекса таможенного союза существует 17 видов таможенных процедур: выпуск для внутреннего потребления; экспорт; таможенный транзит; таможенный склад; переработка на таможенной территории; переработка вне таможенной территории; переработка для внутреннего потребления; временный ввоз (допуск); временный вывоз; реимпорт; реэкспорт; беспошлинная торговля; уничтожение; отказ в пользу государства; свободная таможенная зона; свободный склад; специальная таможенная процедура


Таможенная пошлина—обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза и в иных случаях, определенных в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела—Федеральную таможенную службу. Ставки таможенных пошлин определяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" Российской Федерации и зависят от вида товара (по классификации ЕТН ВЭД),страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый закон «О Таможенном тарифе» таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. С августа 2012 Россия стала полноправным членом ВТО, и в связи с подписанным соглашением о вступлении, ей необходимо снести некоторые изменения в свою таможенно-тарифную политику. Изменение ставок таможенных пошлин представлено в таблице в приложении А.1. Большинство экспертов сходятся во мнении, что такие изменения в таможенном законодательстве негативно скажутся на отечественной экономики.

В зависимости от направления  облагаемых товаров выделяют:

  • Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
  • Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
  • Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.

В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:

  • Базовые ставки;
  • Максимальные ставки;
  • Преференциальные ставки .

В зависимости от способа  исчисления ставок таможенные пошлины  подразделяют на:

  • Адвалорные .
  • Специфические ;
  • Комбинированные.

Особые виды таможенных пошлин:


  • Специальные;
  • Антидемпинговые;
  • Компенсационные;
  • Сезонные.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности таможенного союза (ТН ВЭД ТС)— классификатор товаров, применяемый таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в целях проведения таможенных операций. Принимается Комиссией таможенного союза, в разработке и дополнении участвует Федеральная таможенная служба.


ТН ВЭД является расширенным  российским вариантом Гармонизированной Системы (ГС), разработанной Всемирной таможенной организацией и принятой в качестве основы для товарной классификации в странах Евросоюза и других. Суть классификатора состоит в том, что каждому товару присваивается 10-значный код (для ряда товаров применяется 14-значный код), который в дальнейшем и используется при совершении таможенных операций, таких как декларирование или взимание таможенных пошлин. Такое кодирование применяется в целях обеспечения однозначной идентификации товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также для упрощения автоматизированной обработки таможенных деклараций и иных сведений, предоставляемых таможенным органам при осуществлении ВЭД её участниками. Классификатор состоит из 21 раздела и 97 групп (77 группа ТН ВЭД в настоящее время зарезервирована и не используется).

Информация о работе Тарифное регулирование внешней торговли в РФ