Тарифное регулирование внешней торговли в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 23:16, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – подробно рассмотреть систему тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности России и ее значение для экономики страны в целом.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие конкретные задачи:
1. выявить экономическую сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ;

2. рассмотреть механизмы тарифного регулирования экспортных и импортных сделок;
3. провести анализ таможенных поступлений в бюджет России;
4. внести предложения по совершенствованию механизмов таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………….....3 1. Сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ………………5 1.1 Экономическая сущность тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………5 1.2 Принципы, особенности и задачи государственного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………....7 1.3 Нормативно-правовая основа таможенно-тарифного регулирования РФ.10 2. Анализ тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………15 2.1 Анализ элементов тарифных методов регулирования внешней торговли РФ………………………………………………………………………..………..152.2 Анализ таможенных поступлений в бюджет России……………………...21 3. Перспективы тарифного регулирования внешней торговли РФ…………..24 3.1 Расчет прогнозной модели на перспективу на 5 лет………………………24 3.2 Перспективы развития тарифного регулирования внешней торговли РФ…………………………………………………………………………………34Выводы и предложения…………………………………………………………38 Список использованной литературы…………………………………………...40 Приложения……………………………………………………………………...43

Вложенные файлы: 1 файл

Копия тариф регул в ВЭД РФ конечный вариант.doc

— 4.22 Мб (Скачать файл)

Таким образом, государство регулирует международную торговлю в одностороннем порядке, то есть инструменты этого регулирования используются правительством без консультаций и согласования с торговыми партнерами страны. Регулирование может происходить и в двустороннем порядке, это значит, что разные меры торговой политики согласованы между странами, которые являются торговыми партнерами. Существует и многостороннее регулирование, то есть торговая политика регулируется различными многосторонними соглашениями. В настоящее время выделяют нетарифные методы регулирования внешней торговли и тарифные. К первым относятся таможенные пошлины и тарифы. Это главный инструмент торговой политики любого государства и его правомерность признана международными нормами. Таможенный тариф имеет несколько определений. Первое - это инструмент, использующийся в торговой политике и регулировании внутреннего рынка в процессе его взаимодействия с мировым рынком. Второе определение - свод различных ставок таможенных пошлин, которые применяются к товарам, пересекающим таможенную границу. Данный свод ставок систематизирован в полном соответствии со всей товарной номенклатурой. Тарифные методы регулирования внешней торговли, а именно таможенный тариф, состоит из конкретных, четких ставок таможенных пошлин, используемых с целью налогообложения вывозимых и ввозимых товаров. Таможенной пошлиной называется взнос, являющийся обязательным, который взимается таможенными органами при экспорте или импорте товара

 

2.2 Анализ  таможенных поступлений в бюджет  России

В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного  союза к таможенным платежам относятся (таблица приложение Б):

1) ввозная таможенная  пошлина;

2) вывозная таможенная  пошлина;

3) налог на  добавленную стоимость, взимаемый  при ввозе товаров на таможенную  территорию таможенного союза;


4) акциз (акцизы), взимаемый  (взимаемые) при ввозе товаров  на таможенную территорию таможенного союза;

5) таможенные  сборы.

Таким образом, таможенные платежи — федеральные  налоги и сборы, взимаемые таможенными  органами при пересечении товарами таможенной границы РФ и при оказании участникам ВЭД таможенных услуг, имеющих  назначение формировать доходы федерального бюджета, регулировать ввоз и вывоз товаров через таможенную границу РФ, компенсировать затраты таможенных органов на оказание таможенных услуг.

Реальное влияние, оказываемое таможенными платежами  на экономику в целом и ее потенциал, прослеживается по данным статистики внешней торговли и объемам поступлений платежей в федеральный бюджет.

За период 2005-2011 гг. поступления таможенных платежей в федеральный бюджет увеличились в 2,5 раза (на 3234,9 млрд. рублей). Суммы таможенных платежей, перечисленные таможенными органами Российской Федерации в федеральный бюджет, в разрезе конкретных видов представлены в таблице (приложение В).


Несмотря  на некоторые колебания в динамике, в целом прослеживается укрепление позиции таможенных платежей в структуре доходов федерального бюджета. В настоящее время доходы от внешнеторговой деятельности являются основным источником пополнения государственной казны - в 2011 году таможенные платежи составили более 46% доходов федерального бюджета страны. Для сравнения: в США доля таможенных пошлин в доходах федерального бюджета составляет 1%, Великобритании - 1%, Германии - около 4%.

В течение исследуемого периода (с 2005 по 2011 годы) доля ввозной  таможенной пошлины в общей структуре  таможенных платежей сократилась на 12,88%, значительное снижение наблюдается и в абсолютных величинах -2,2 млрд. рублей в конце периода против 265,3 млрд. рублей в 2005 г.

Наибольший  удельный вес в составе таможенных платежей, перечисленных в доход федерального бюджета России за период 2005-2011 гг., принадлежит вывозной таможенной пошлине. Это явилось следствием сложившейся структуры внешней торговли Российской Федерации, в которой отечественный экспорт представлен в основном сырьевыми товарами.

Как видно из рисунка (приложение В) основной объем экспортируемых товаров из Российской Федерации приходится на минеральные продукты, в числе которых лидирующее место занимает продукция топливно-энергетического комплекса.

Главенствующее  значение экспорта топливно-энергетических ресурсов подтверждает и тот факт, что вывозные таможенные пошлины имеют наибольший удельный вес в общей сумме таможенных платежей, поступивших в федеральный бюджет. Поступления от вывозных таможенных пошлин в разрезе конкретных сырьевых товаров представлены в таблице в приложении Г.

За  анализируемый период наибольший рост показали вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти - они увеличились более чем в 5,5 раза и составили в 2011 году 936,5 млрд. рублей против 167,1 млрд. рублей в 2005 году. При этом наибольшие суммы платежей приходятся за нефть сырую, прирост которых в конце периода относительно 2005 г. составил 167. 8%.

Вывозные  таможенные пошлины на газ природный  за указанный период имели относительно невысокие темпы роста - они увеличились в 1,6 раза по сравнению с ростом пошлин на нефть сырую в 2,7 раза и на нефтепродукты в 5,6 раза.


Данные статистики свидетельствуют  о том, что физические объемы поставок за рубеж данной группы товаров в  период с 2005 года по 2011 год, несмотря на некие колебания, имели отрицательную динамику (таблица приложение Г). Исключением являются товары, выработанные из нефти, объемы которых выросли 1,3 раза, что в натуральном выражении означает повышение на 33,9 млн. тонн.

В течение  анализируемого периода объемы поставляемой на внешний рынок сырой нефти сократились на 6,3% и в 2011 году составили 237 млн. тонн. Физические объемы поставляемого на внешний рынок природного газа также показали снижение на 12% (или 25 млрд. м ).Данный анализ свидетельствует о том, что физические объемы поставок за рубеж продукции топливно-энергетического комплекса не могут являться причиной роста вывозных таможенных пошлин на данную группу товаров. Приток бюджетных средств обусловлен повышением мировых цен на продукцию топливно-энергетических ресурсов. Это подтверждается статистикой средних экспортных цен на данные ресурсы.

В качестве вывода можно отметить, что за последние  годы в доходной части федерального бюджета России около половины занимают таможенные доходы. Из них в среднем 50 % составляет вывозная таможенная пошлина. Следовательно, в настоящее время доходы от внешнеторговой деятельности являются основным источником пополнения государственной казны.

 

3. Перспективы  тарифного регулирования внешней  торговли РФ

3.1 Расчет  прогнозной модели на перспективу на 5 лет

Для данного  прогноза используем методы экономической  статистики. Для начала построим однофакторную  линейную модель и произведем на ее основе прогноз (приложение Д)

В качестве данных для анализа будем использовать показатели по собираемости таможенных сборов в России за 2007-2011 гг. данные возьмем

Для вычисления необходимы следующие формулы:

   (1)

Где yt – объем таможенных сборов в России в 10 млрд. руб.за 1 год.

где неизвестные «a»  и «b» находятся из формул:

Угловой коэффициент  , называемый оценкой коэффициента регрессии:

0,05

Величину b называют оценкой свободного члена.

1,92

При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет  вид 

0,05*t+1,92

По этим данным построим график линейной зависимости (приложение Д):

По данному графику  можно сделать вывод, что объем таможенных сборов в России будет постепенно увеличиваться.

Затем по критерию Стьюдента определяем, с какой вероятностью мы можем утверждать, что решение верно.

Для анализа  тесноты связи количественных признаков  рассмотрим выборочный коэффициент  корреляции.

2


Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:

Выборочный  коэффициент корреляции может принимать  значения в пределах от -1 до 1. Если признаки близки к линейной зависимости, то коэффициент  по модулю близок к 1. В нашем случае связь относительно тесная, так как он равен 0,43.

Далее рассмотрим стандартную ошибку оценки Y.

,где

n – количество  лет.

Стандартные отклонения оценок коэффициентов регрессии  соответственно равны:

5

Также рассмотрим критерий Стьюдента:

где находим из таблицы «критические точки распределения Стьюдента»

Значит выборочный коэффициент корреляции не значим. При этом,

Далее, рассмотрим дисперсию.

=0,0647


Коэффициент детерминации показывает качество регрессии. Чем он ближе к единице, тем лучше.

< – значит, такая величина коэффициента детерминации могла появиться случайно, а, следовательно, регрессия может отсутствовать.

Далее построим прогноз на основе параболической функции.

Общее уравнение  имеет вид:

Для облегчения вычислений проведем лианеризацию данного уравнения при помощи системы уравнений:

                 
  (2)

18,5=5*a+15*b+55*c


59=15*a+55*b+225*c

220=55*a+225*b+979*c

a=1,78


b=0,17

c=-0,02

При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет  вид:

=1,78+0,17∙t-0,02∙

Таблица расчетов представлена в приложении Е.

По этим данным построим график (приложение Е):

По данному графику можно сделать вывод, что таможенные сборы России в ближайшие 5 лет будут постепенно снижаться до 15 млрд. руб. к 2016 году.

Для анализа  тесноты связи количественных признаков  рассмотрим выборочный коэффициент  корреляции.

2

Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:

  

В нашем случае связь тесная, так как он равен 1,01.

Далее рассмотрим стандартную ошибку оценки Y.

,где

n – количество лет.

Стандартные отклонения оценок коэффициентов регрессии  соответственно равны:

0,328

Также рассмотрим критерий Стьюдента:

где находим из таблицы «критические точки распределения Стьюдента»

Значит выборочный коэффициент корреляции не значим. При этом,

Далее, рассмотрим дисперсию.


=2,2099

Коэффициент детерминации показывает качество регрессии. Чем  он ближе к единице, тем лучше.

< – значит, такая величина коэффициента детерминации могла появиться случайно, а, следовательно, регрессия может отсутствовать.

Теперь на основе однофакторной модели корреляционно-регрессионного анализа уже с использованием гиперболической зависимости составим прогноз объема таможенных сборов России на перспективу на 5 лет (приложение Ж).

Для вычисления необходимы следующие формулы:

Общий вид уравнения: , (3)

Произведем  замену (4)

В итоге уравнение  будет иметь вид: (5)

Рассчитаем  угловой коэффициент  .

Величину b называют оценкой свободного члена.

При этом выборочное уравнение линейной регрессии имеет  вид:

Z=(u- )2   (6)


По этим данным построим график гиперболической  зависимости (приложение Ж).

По данному графику  можно сделать вывод, что объем таможенных сборов в России будет постепенно увеличиваться, но не достигнет отметки в 25 млрд. руб.

Для анализа  тесноты связи количественных признаков  рассмотрим выборочный коэффициент  корреляции.

Где и - выборочные дисперсии признаков. При это среднеквадратические отклонения соответственно равны:

  

Выборочный  коэффициент корреляции может принимать  значения в пределах от -1 до 1.. В данном случае связь отсутствует.

Далее рассмотрим стандартную ошибку оценки Y.

Информация о работе Тарифное регулирование внешней торговли в РФ