Тарифное регулирование в ГАТТ/ВТО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:32, доклад

Краткое описание

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров. Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции
Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет

Вложенные файлы: 1 файл

Tarifnoe_regulirovanie_v_GATT.docx

— 46.07 Кб (Скачать файл)

Тарифное регулирование в ГАТТ/ВТО (инструменты; обязательства и уступки; ответные меры).

 

Тарифное регулирование - фискальный способ управления экономическими процессами с помощью налогов.

Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:

  1. Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров. Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции
  2. Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет

Элементами таможенно-тарифного регулирования являются:

  • Таможенный тариф — свод ставок таможенных пошлин
  • Таможенное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу
  • Таможенная процедура
  • Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности. ВТО использует Гармонизированную систему описания и кодирования товаров (Всемирная Таможенная Организация)

 

Инструменты тарифного регулирования.

Таможенные тарифы.

Положения ГАТТ, а в связи с созданием ВТО, в систему которой вошло ГАТТ, и положения ВТО устанавливают, что основным инструментом таможенного регулирования внешней торговли должен быть таможенный тариф.

Таможенный тариф - это систематизированные списки товаров, облагаемых таможенными пошлинами, с указанием величины их ставок.

Таможенные тарифы строятся на основе товарных классификаторов, которые группируют товары в зависимости от отрасли и степени обработки, причем каждому товару присваивается многозначный цифровой код в соответствии со стандартом международной торговой классификации ООН. Таможенный тариф имеет следующий вид: код товара, название товара, ставка таможенной пошлины.

Таможенные тарифы могут быть простые, одноколонные, и сложные, многоколонные. Одноколонный тариф - такой, при котором для однотипных товаров применяется одна ставка пошлины независимо от страны происхождения товара. Такой подход не позволяет государству регулировать товаропотоки из разных стран. Одноколонный таможенный тариф используется в наименее развитых странах. Многоколонный тариф - это тариф, при котором определены несколько ставок пошлин на каждую тарифную позицию в зависимости от страны происхождения товара. Чаще всего используется трехколонный тариф, предусматривающий максимальную, базовую и преференциальную (льготную или нулевую) ставки пошлины.

Таможенный тариф по своему содержанию носит экономический характер, предпочтение которому отдастся прежде всего в условиях рыночной экономики, предполагающей объективное установление соотношения внутренних и мировых цен. Различные ставки устанавливаются в зависимости от страны происхождения товара и от режима, предоставленного тому или иному государству.

Таможенный тариф в узком смысле представляет собой перечень товаров, облагаемых таможенными пошлинами, применяемыми данной страной к импортируемым товарам, который систематизирован в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности. Однако в экономической литературе понятие таможенного тарифа часто используется в широком смысле — и как особый инструмент внешнеторговой политики, и как конкретная ставка таможенной пошлины.

Основными функциями таможенных тарифов в ВТО являются также фискальная и протекционистская функции, а также функция транспарентности (ст. 10 ГАТТ), включающая в себя

  • доступность информации, ясность и однозначность;
  • применение меры только после опубликования

Таможенные пошлины.

Таможенные пошлины - это государственные денежные сборы, взимаемые через таможенные учреждения с товаров, ценностей и имущества, провозимого через границу страны.

Таможенные пошлины, которые выполняют функцию налога, могут быть импортными, экспортными и транзитными. Их ставки устанавливаются на национальном уровне.

Стоит отметить, что существуют два основных вида таможенных пошлин: специфические и адвалорные. Специфические таможенные пошлины определяются в виде фиксированной суммы с единицы измерения (веса, площади, объема и т.д.). Внутренняя цена импортного товара ( ) после обложения специфическим тарифом будет равна:

  • Pim - цена, по которой товар импортируется (таможенная стоимость товара);
  • Ts - ставка специфического тарифа.

Адвалорная таможенная пошита устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара. При применении адвалорного тарифа внутренняя цена импортного товара составит

Tav - ставка адвалорного тарифа.

Развитие таможенных тарифов в большинстве стран осуществляется двумя способами — увеличением номенклатуры товаров и установлением нескольких видов ставок по одним и тем же товарам.

Первый способ известен как простой таможенный тариф. Который предусматривает единый размер ставки для каждого товара определенной номенклатуры независимо от страны его происхождения.

Второй называют сложным таможенным тарифом. Он предполагает установление двух или более ставок по каждому товару, в зависимости от страны происхождения. В последнем случае наиболее высокая ставка такого тарифа считается автономной и называется генеральной, предполагая распространение ее на товары тех государств, с которыми не заключены торговые договоры и соглашения.

Более низкая — конвенционная, или минимальная, ставка применяется по отношению к товарам тех стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования (РНБ). Так, минимальные ставки в таможенном тарифе ЕС, установленные в рамках РНБ, применяются к товарам, ввозимым из стран — членов ВТО, а также из стран, подписавших с ЕС соглашение о данном режиме. Их размер составляет 25-70% автономных ставок, а средний уровень не превышает 6,4%. В ставках пошлин США и Японии этот разрыв еще больше.

Таможенный тариф на импорт

Наиболее распространенным видом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт, представляющая собой государственный денежный сбор с ввозимых товаров, пропускаемых через границу страны под контролем таможенного ведомства.

Импортные таможенные тарифы действуют параллельно с внутренней налоговой системой, включая налоги на импорт, и оказывают влияние на уровень внутренних цен, формирование торговой структуры импорта, обеспечивают экономическую безопасность и защиту отдельных отраслей национальной экономики от иностранных конкурентов. Эффективная защита национального рынка зависит от ставки импортного таможенного тарифа.

Структура импортных таможенных тарифов для эффективной защиты внутреннего рынка строится на принципе тарифной эскалации. Под ней понимают повышение ставок пошлин по мере углубления процесса обработки товара, иными словами, на сырье действуют более низкие ставки пошлины, а на готовые изделия — наиболее высокие. Например, в США, Канаде, Японии средние ставки на текстиль составляют 9%, на готовую единицу из текстиля — 14%.

В соответствии со Статьей XXVIII bis ГАТТ-1994 члены ВТО признают необходимость поэтапного снижения ввозных таможенных пошлин.

Согласно Статье XXVIII ГАТТ-1994 предполагается, что уступки не подлежат пересмотру в течение первых трех лет их действия. В отдельных, исключительных случаях ГАТТ допускает выход за рамки списка уступок в сторону повышения тарифов. По истечении трехлетнего срока член ВТО может выйти из обязательств по связыванию тарифов в сторону их ужесточения (увеличения) при условии проведения консультаций с заинтересованными членами ВТО.

Член ВТО может увеличить тарифы и без достижения договоренностей с другими членами ВТО, однако в этом случае за ними закрепляется право на введение ответных мер.

Кроме того, повышение тарифов, вплоть до аннулирования уступки возможно в качестве защитной меры в случае, если установлено, что товар импортируется на территорию государства — члена ВТО в таких возросших количествах, что это наносит или угрожает нанести серьезный ущерб отрасли национальной экономики, производящей подобные или прямо конкурирующие товары. Применение защитных мер основывается на Статье XIX ГАТТ -1994 и Соглашении по защитным мерам.

Специальные положения Статьи XXVIII ГАТТ-1994 предоставляют развивающимся странам возможность сохранять достаточную гибкость их тарифной структуры, в том числе с целью предоставления временной тарифной защиты отдельным отраслям их экономик.

Что касается России, то ее система импортных пошлин включает три уровня: сырье; материалы и комплектующие изделия; полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь импорт продуктов питания (ставки доходят до 30%), одежды из текстиля и кожи (до 35%), промышленной готовой продукции (до 30%). Самые низкие импортные пошлины приходятся на импорт сырья (0,5% его таможенной стоимости) и на полуфабрикаты (не более 10%). Отдельные виды импортных товаров (часть лекарственных препаратов, детское питание и некоторые другие) полностью освобождены от таможенных пошлин. Однако по сравнению с большинством развитых стран импортные пошлины в России в несколько раз превышают их средний уровень.

Как результат вступления в ВТО к 2018 г. таможенные ввозные пошлины, неапример, на грузовые автомобили снизятся до 10%.

По истечении всех переходных периодов по снижению до финального уровня импортных пошлин около половины всех ставок останется на уровне ныне действующего Единого таможенного тарифа Таможенного союза. 30% ставок будут снижены не более чем на 5%.

Таможенный тариф на экспорт

Таможенный тариф, как правило, вводится для ограничения импорта в целях защиты отечественных производителей от иностранной конкуренции. Однако иногда государство идет на ограничение экспорта. Введение таможенного тарифа на экспорт может быть целесообразным тогда, когда цена на какой-либо продукт находится под административным контролем государства и удерживается на уровне ниже мирового путем выплаты соответствующих субсидий производителям. В этом случае ограничение экспорта рассматривается государством как необходимая мера для поддержания достаточного предложения на внутреннем рынке и предотвращения избыточного экспорта субсидируемого продукта. Конечно, государство может быть заинтересовано в установлении экспортного тарифа и с точки зрения увеличения доходной части бюджета.

Экспортные тарифы используют в основном развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Промышленно развитые страны применяют их редко, а в США налогообложение экспорта вообще запрещено конституцией.

Следует отметить, что указанные положения ГАТТ-1994 не распространяются на экспортные таможенные пошлины. В рамках Дохийского раунда многосторонних переговоров ВТО обострилось внимание к механизму применения членами ВТО экспортных пошлин, в частности, можно отметить предложение делегации Японии о необходимости установления дисциплины использования экспортных пошлин в рамках ВТО.

Обязательства и уступки

Связывание (консолидация) ставок таможенных пошлин.

Это юридическое обязательство страны, взятое в ходе торговых переговоров, не повышать ставки пошлин на конкретные товары, указанные в ее перечне тарифных обязательств, выше обозначенных в перечне уровней. В тарифных переговорах страна может взять на себя обязательство связать (консолидировать) действующий уровень таможенных пошлин на конкретные товары или снизить его и связать пониженный уровень. Правила ВТО разрешают также связывать пошлины на так называемом «предельном уровне» (Ceiling Rate), который выше, чем действующий уровень, установленный в ходе тарифных переговоров (например, в переговорах согласован сниженный уровень применяемых пошлин в 5% и предельный уровень в 7%). Это означает, что страна может свободно повышать действующий уровень пошлин (Applied Rate) до предельного уровня, не нарушая своих обязательств. Страна, связавшая ставки пошлин, может поднять связанную ставку, вступив в новые тарифные переговоры со страной - главным поставщиком товара (Chief Supplier), в пользу которой ставка пошлины была первоначально связана, и определить в ходе переговоров условия такого повышения. В настоящее время развитые страны связали 100% ставок пошлин на промышленные товары. Уровень связанных пошлин у развивающихся стран – ниже.

Первоначальный (конечный) уровень связывания – Initial (final) tariff binding level (coverage) – отправной уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать (т. е. не повышать в одностороннем порядке) ставки ввозных таможенных пошлин на 1 января года, следующего за годом юридического присоединения к ВТО, называется первоначальным уровнем связывания. Конечным уровнем связывания называется уровень, на котором присоединяющаяся к ВТО страна обязуется связать ставки ввозных таможенных пошлин через согласованный (имплементационный – см.) период времени, отсчитываемый от 1 января года, следующего за годом юридического присоединения страны к ВТО. Ясно, что конечный уровень связывания ниже начального. Уровень связанных пошлин рассчитывается как отношение (доля) товарных позиций, ставки пошлин которых связаны, ко всем товарным позициям таможенного тарифа.

Информация о работе Тарифное регулирование в ГАТТ/ВТО