Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:32, доклад
Таможенно-тарифное регулирование является основным методом регулирования государством сферы внешней торговли, применяемым с давних пор. Целями применения мер таможенно-тарифного регулирования могут быть:
Протекционистская функция - защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции. Создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров. Защита экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции
Фискальная функция — обеспечение поступления средств в бюджет
Режим наибольшего благоприятствования
Режим наибольшего благоприятствования (режим наиболее благоприятствуемой нации) - международно-правовой режим, в соответствии с которым каждая из договаривающихся сторон обязуется предоставить другой стороне, ее физическим и юридическим лицам такие же условия экономических, торговых и иных отношений, какие оно предоставляет или предоставит в будущем любому третьему государству, его физическим и юридическим лицам. РНБ означает, что если одна страна (например, США) снижает таможенный тариф какой-то другой стране (допустим, Австралии) с 20 до 10% на шерстяные свитера, то первая делает такую же уступку всем другим странам мира. РНБ предполагает и льготы по таможенным пошлинам и сборам, взимаемым при ввозе или вывозе товаров, а также преимущества по внутренним налогам на производство, обработку и обращение импортируемых товаров. Таким образом, РНБ означает обычные, недискриминационные условия сотрудничества, в отличие от особых (ограничительных или, наоборот, преференциальных) условий, которые могут вводиться для отдельных стран.
К наиболее важным исключениям относятся следующие:
Существует ряд изъятий из режима наиболее благоприятствуемой нации при применении таможенных пошлин, в частности, беспошлинный режим в рамках зон свободной торговли, таможенных союзов, приграничной торговли, предоставление преференций развивающимся странам.
Из РНБ исключаются: Зоны свободной торговли или Таможенные союзы (ст.24 ГАТТ) - NAFTA, Mercosur.
В большинстве стран размер базовой ставки пошлины относится к товарам из стран, которым предоставлен режим наибольшего благоприятствования. Суть этого термина состоит в том, что государства на взаимной основе предоставляют друг другу те же условия внешнеторговых операций, которые применяются к третьим странам. Другими словами, это один из главных принципов международной торговли, означающий не льготные, а нормальные возможности для взаимной торговли. С тех государств, с которыми не заключены торговые соглашения, пошлина взимается в максимальном размере. Товары развивающихся стран (по списку ООН) облагаются преференциальными пошлинами, сниженными на 50%. Наконец, товары из наименее развитых стран (также по списку ООН) пошлинами не облагаются.
Благодаря деятельности международных организаций и объединений (СТС, Европейской экономической комиссии, ВТО, Конференции ООН по торговле и развитию), а также на основе многосторонних международных соглашений — прежде всего ГАТТ и Брюссельской конвенции о товарной номенклатуре (1950 г.), а также Гармонизированной системы описания и кодирования товаров (ГС) (1983 г.), национальные системы тарифного регулирования большинства стран имеют много общего, базируясь на единых принципах и нормах, что значительно облегчает процесс международной торговли.
Для национального регулирования международной торговли большинство государств имеет специальное законодательство, основу которого составляют законы о таможенных тарифах и таможенные кодексы. Таможенный кодекс — это, как правило, стабильный правовой документ, действие которого распространяется на национальную таможенную систему и не связано с предметом международных переговоров.
Что касается таможенных тарифов, то они согласуются с международными правилами и периодически обсуждаются на международных встречах (раундах). Предметом обсуждения могут быть, в частности, перечень, условия и порядок применения таможенных тарифов, структура и уровень ставок экспортно-импортных пошлин.
Следует также отметить, что Статья I ГАТТ-1994, закрепляющая общий режим наиболее благоприятствуемой нации, применяется в отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода.
Тарифные преференции (ст.25 ГАТТ).
Всеобщая система преференций (ВСП) для развивающихся членов ВТО:
Направлена на стимулирование экспорта из развивающихся стран путем:
Преференциальные ставки таможенных пошлин – Preferential duty rates – ставки пошлин, более низкие, чем ставки, распространяющиеся на страны, пользующиеся РНБ. Как правило, предоставляются в рамках международных соглашений. Наиболее распространены преференции, предоставляемые развитыми странами в одностороннем невзаимном порядке развивающимся государствам. В рамках ООН действует Всеобщая система преференций.
Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран - это система льготных таможенных тарифов на товары, вывозимые развивающимися странами. Рекомендация о создании ВСП, принятая в 1964 году в рамках ЮНКТАД, предусматривала, что преференции (льготные ставки таможенного тарифа) предоставляются развивающимся странам каждой развитой страной индивидуально путем введения внутренним законодательством льготных таможенных пошлин на товары, ввозимые из развивающихся стран, не требуя за это каких-либо встречных взаимных уступок со стороны развивающихся государств. ВСП охватывает почти все промышленные товары и часть сельскохозяйственных товаров. В рамках ВТО правовую основу для ВСП создает «Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме, взаимности и большем участии развивающихся стран», принятое в рамках ГАТТ в 1979 году и известным также как «общая разрешающая оговорка» (General Enabling Clause), действующая в ВТО. Реальная практика использования ВСП развитыми странами показала много случаев применения скрытых и явных ограничений в отношении развивающихся стран в рамках этой системы: использование количественных ограничений и принципа градации (сокращение размера преференций по мере повышения уровня экономического развития страны-получателя преференции). В ходе идущих многосторонних переговоров Доха-раунд развивающиеся страны добиваются улучшения действия ВСП.
Согласно Статье II ГАТТ-1994 члены ВТО идут на соответствующие тарифные уступки, принимая обязательства по доступу на рынок товаров, которые оформляются в виде Списков тарифных уступок. Списки тарифных уступок каждого члена ВТО являются неотъемлемым приложением к ГАТТ-1994. Указанный в списках уровень ввозных таможенных пошлин рассматривается как максимальный, т. е. «связанный». При этом уровень тарифов, зафиксированный в списках, применяется в отношении всех членов ВТО в силу применения режима наиболее благоприятствуемой нации, закрепленного в Статье II: 1(a) ГАТТ-1994.
ВТО также имеет ряд специальных положений в отношении тарифного регулирования для отдельных видов продукции. Так, в отношении сельскохозяйственных товаров Статья 4 Соглашения ВТО по сельскому хозяйству закрепляет требование, обязывающее членов ВТО формировать Списки уступок по доступу на рынки, предусматривающие связывание и снижение тарифных ставок. При этом члены ВТО должны сохранять, применять или вновь вводить любые такие меры, которые требуется преобразовывать в обычные таможенные пошлины, за исключением случаев, предусмотренных в статье 5 (Специальные защитные положения) и в Приложении 5 Соглашения.
Правило (принцип) меньшей (ставки) пошлины.
Lesser duty rule – в контексте соглашений по применению статьи VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс) и по субсидиям и компенсационным мерам (см.) положение, согласно которому на продаваемый по демпинговым ценам или субсидируемый импортный товар вводится пошлина меньшего размер (чем тот, который можно было бы определить, исходя из установленного ущерба), если она достаточна для компенсации понесенных в результате демпинга или субсидирования потерь.
Пример России
В мае 2011 г. государства-члены Евросоюза исключили Россию из перечня развивающихся стран, тем самым лишив ее доступа на «льготные» рынки. 22 августа 2012 г. Россия стала 156-м по счету членом ВТО и первым по продолжительности процесса вступления в организацию — переговоры об условиях присоединения длились почти 18 лет. Результаты многолетних переговоров зафиксированы в Протоколе о присоединении России к ВТО, который включает в себя следующие документы:
Россия присоединяется к соглашениям ВТО и берет на себя обязательства исполнять правила ВТО с даты присоединения. Перечень уступок и обязательств России по товарам (далее — Перечень) представляет собой консолидацию результатов двусторонних (с 57 членами ВТО включая ЕС, который выступает в ВТО как один член) и многосторонних переговоров по доступу на рынок товаров, основная часть из которых прошла в период с 1998 по 2008 гг.
Обязательства в отношении отдельных товарных групп:
Снизятся ставки пошлин на иностранные лекарства с 15 - 5% до 6,5 - 5% в течение переходного периода и, одновременно, опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%).
Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случае не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5%-5%. В тех же случаях, когда снижение более существенным (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс) – оно будет происходить в течение 5-6-летнего переходного периода.
Будут заметно снижены или отменены ставки пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование.
В течение 3 лет после присоединения будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%.
В отношении транспортных средств уровень тарифов на момент присоединения к ВТО должен вернуться к «докризисному» состоянию российского тарифа периода до 2009 года. На новые легковые автомобили произойдет снижение пошлины с 25% до 15% в течение 7 лет, причем снижение происходит в основном в течение последних 3 лет, что, с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России. При этом пошлины на старые автомобили (бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.
На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся незначительно - с 15 до 12,5 - 12% за 1-3 года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины снизятся с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.
Пошлины на молоко, сливки сухие и сгущенные, сливочное масло снизятся с 25 до 20%, возвращая, таким образом, размер ставок к уровню, действовавшему до 1 января 2010 г. К моменту присоединения действующий тариф в отношении позиций чая и кофе в основном снижаться не будет.
Россия снизит пошлины для некоторых кормов для животноводства и домашних животных (в том числе, соевых бобов, жмыха, шрота), не произрастающих в России овощей, фруктов и орехов (фисташек, арахиса, апельсинов, виноград, бананов и т.п.), в особенностей овощей и фруктов в зимний период. Облегчится импорт сырья, недостающего для пищевой промышленности (например, высококачественной молочной сыворотки).
С момента присоединения к ВТО Россия продолжит применение режима тарифного квотирования при импорте говядины, свинины и мяса птицы. Срок окончания режима тарифного квотирования для этих видов мяса не определен. Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину - 31.12.2019 г.
Условия доступа на рынок говядины останутся на существующем уровне, мясу птицы и свинины – ужесточатся.
Системные обязательства
Ценообразование на энергоносители
Ограничения по экспортным пошлинам на энергоносители – один из главных компромиссов, на которые пришлось пойти России при вступлении в ВТО. При этом Россия подтвердила выполнение пунктов соглашения с государствами-членами Евросоюза, согласно которому пошлины на сырую нефть будут пределом ставок для расчета пошлин на нефтепродукты, из нее производимые, закрыв для себя возможность с помощью «стимулирующих» экспортных пошлин играть соотношениями объемов экспорта нефти и нефтепродуктов на внешнем рынке. Окончательно зафиксированы формулировки ограничений экспортной пошлины на сжиженный природный газ, что требовали страны-члены Евросоюза и Канада. Она составит 21%, но не более €40 за тонну, что фактически ограничивает возможности включать сжиженный природный газ в систему давления России на потребителей газа в Европе. Таким образом, сжиженный природный газ из России, в отличие от сетевого газа, будет теперь торговаться во всем мире на либеральных правилах.
В результате этого иностранные компании в нефтегазовом секторе получили мало значимую в деньгах, но принципиальную для них уступку, связанную с режимами соглашений о разделе продукции: из закона «О разделе продукции» изъяты положения, требующие закупки 70% оборудования в России и найма 80% сотрудников среди её граждан.
Транспарентность
Российская Федерация будет обеспечивать необходимый уровень транспарентности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Все нормативные акты общего применения, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации. Кроме того, при разработке нормативных правовых актов Россия будет предоставлять всем заинтересованным лицам возможность в течение разумного периода времени представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов до того, как эти акты принимаются. Это призвано обеспечить надлежащий уровень предсказуемости правовой среды в Российской Федерации.