Тенденции развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
• рассмотреть понятие и сущность предпринимательства и малого бизнеса;
• рассмотреть историческое развитие отечественного и зарубежного предпринимательства;
• проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность в России и за рубежом
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

    

Содержание

Введение                                                                                              3            

1. Теоретические  основы предпринимательской деятельности и малого бизнеса                                                                                                       5

1.1 Сущность, виды и формы предпринимательства                               5              

1.2 Понятие малый бизнес, его достоинства и недостатки. Мировой опыт развития малого бизнеса                                                                              10

2. Особенности развития  предпринимательства в России

 и за рубежом                                                                                                16                   

2.1 История и этапы развития предпринимательства                        16

2.2 Отечественный и зарубежный опыт развития предпринимательства       18

2.3 Современный анализ развития российского предпринимательства        22        

3. Проблемы предпринимательства в социально-экономической

жизни общества                                                                                            26        

3.1 Общие проблемы предпринимательства и пути их решения            26                                                      

3.2 Государственная поддержка предпринимательства            32     

3.3 Перспективы развития предпринимательства в России                  35

Заключение                                                                                          41

Список использованных источников и литературы           43

 

Введение

В общем комплексе  проблем современного реформирования российской экономики важную роль играет процесс становления предпринимательства. В экономической науке существует устойчивый интерес к этой своеобразной сфере экономики. На сегодняшний момент самые различные предприятия создаются и отдельными гражданами, и государственными органами, и различными общественными организациями. Сфера деятельности предприятий практически не ограничена.

Опыт ведущих  стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия  в любой национальной экономике  высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем элементом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Предпринимательство занимает свое особое место в экономических  отношениях, внедряя в них прежде всего нестандартные и инновационные подходы и решения. Наряду с этим оно способствует формированию и укреплению среднего класса. Есть свои особые связи и направления взаимодействия предпринимательства и властных структур. Несомненно воздействие предпринимательской деятельности на формирование ряда позитивных черт и ценностных ориентаций личности, особенно молодого поколения.

Таким образом, предпринимательство выполняет  не только экономические функции, оно  теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Для сегодняшней России, становление предпринимательства, развитие инфраструктуры предпринимательства приобретают исключительную актуальность и считаются одними из наиболее перспективных направлений рыночных преобразований в России.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах.

        Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:

    • рассмотреть понятие и сущность предпринимательства и малого бизнеса;
    • рассмотреть историческое развитие отечественного и зарубежного предпринимательства;
    • проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.

Объектом исследования является предпринимательская деятельность в России и за рубежом

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления  предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические  основы предпринимательской деятельности

1.1 Сущность, виды и формы предпринимательства

Предпринимательство является особым новаторским, анти бюрократическим  стилем хозяйственного поведения руководителя, в основе которого лежит творческий поиск новых возможностей хозяйствования, умение привлекать и использовать в условиях конкуренции ресурсы из самых разнообразных источников. Предпринимательство означает персональную экономическую ответственность за результаты работы.

Можно также сказать, что предпринимательство  — это осуществление созидательной  экономической деятельности, освоение новых рынков, новых товаров и услуг, новых финансовых и материальных ресурсов, организационных новшеств.

Как социально-экономическое явление, предпринимательство  включает в себя весь спектр общественных отношений. Здесь представлены и юридические, и психологические, и исторические моменты. Однако предпринимательская деятельность тесно связана в первую очередь с экономическими условиями жизнедеятельности.

В экономическом  отношении предпринимательство  содержит в себе различные стороны хозяйственной деятельности. Его можно рассматривать с трех точек зрения: как экономическое отношение, как метод хозяйствования и как тип экономического мышления. Каждая из этих составляющих обладает качественными особенностями. К субъектам предпринимательства можно отнести участников экономической деятельности:

1. Частные  лица в единоличных (индивидуальных) и семейных предприятиях.

2. Группы  людей, связанные между собой  договорными обязательствами и  экономическими интересами в  партнерствах, кооперативах, акционерных обществах, и т. д.

3. В  отдельных случаях субъектом  предпринимательства выступает  государство в лице его экономических  организаций.

Такой подход позволяет выделить три формы  предпринимательства: частную, коллективную и государственную.

Объектом предпринимательства является определенная деятельность. Ее особенность состоит в том, что результаты предпринимательства материализуются в производимой продукции (услугах), а также в соответствующем доходе. Величина дохода зависит от того, как предприниматель организовал деятельность, учел всю совокупность факторов. Сама организация деятельности зависит от характера комбинации различных ресурсов. На начальном этапе необходимо провести оценку возможности заниматься бизнесом в определенной сфере, опираясь на наличие ресурсов.

Предпринимателя от обычного хозяйственника отличает постоянный поиск новых способов комбинации ресурсов. Таким образом, объектом предпринимательства в  реальной действительности является осуществление  комбинаций ресурсов.1

Виды  и формы предпринимательства

      В наше время существует множество  предпринимательских структур, каждая  из которых характеризуется своими  чертами. Для того чтобы увидеть  различия между разными типами  предпринимательства, необходима  его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство - это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство - форма осуществления экономической  активности от имени предприятия  или предпринимателя. Заметим при  этом, что государственное предпринимательство  менее эффективно нежели частное  предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности.

Вместе с  этим можно вести речь о коллективном, семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация - в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство. 2

Согласно этой классификации, выделяют производительную и посредническую предпринимательскую деятельность (последняя включает в себя действия посредника, агента, оптовое купечество, посыл торговое посредничество, торговое представительство, коммивояжерство, акционерство, биржевое предпринимательство, фьючерсы, риэлтерство); предпринимательство в финансовой сфере, которое предполагает финансовые институты, банки, инвестиционные компании и фонды, трастовую предпринимательскую деятельность и аудиторство. Наглядно виды предпринимательства представлены в таблице.

                                                                                                                                  Таблица 1

 Виды и формы предпринимательства3

Виды

Предпринимательства

Основные  функции

Организационные формы

Промышленное

Производство  промышленных товаров, работ, оказание услуг

Производственно-коммерческие организации, предприятия, фирмы, компании

Торговое

Купля-продажа  товаров и услуг

Торгово-коммерческие организации, товарные биржи

Банковское

Купля-продажа валюты, ценных бумаг, кредит, работа с вкладами

Банки, фондовые биржи, страховые и трастовые компании

Аграрное

Производство  Сельскохозяйственной продукции и ее сбыт

Различные виды кооперативов, единоличные фермерские хозяйства

Консультативное (консалтинг)

Консультативные услуги

Консультативные Организации, фирмы, компании

Силовое

Защитные функции

Вневедомственные  охранные фирмы и т.п.


                    

Как видно, в  таблице 1 представлены виды, формы, функции  предпринимательства.

        Предпринимательская деятельность в современной России осуществляется в следующих организационно-правовых формах предприятий: юридические лица; товарищества; хозяйственные общества; корпорации; акционерные общества закрытого и открытого типа; холдинговые компании; производственные кооперативы (артели); унитарные предприятия; объединения самостоятельных предприятий и другие формы предпринимательской активности (в частности, участие в со учреждении предприятия, покупка предприятия, выкуп партнерской доли и наследование).

Следует заметить, что в современных условиях предпринимательство  имеет место как в городе, так  и на селе, в последнем случае речь идет о сельском (аграрном) предпринимательстве.

Кроме того, предпринимательство  бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса.

Таким образом, рассмотренная выше структура предпринимательства  в России находится в динамике, подвергается изменениям в зависимости  от многих факторов и поэтому возможно появление его новых видов и форм, что составит предмет исследования будущих научных работ.4

 

 

 

1.2 Понятие малый бизнес, его достоинства и недостатки. Мировой опыт развития малого бизнеса

         Как говорится из самого определения, «малый бизнес» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Малый бизнес включает в себя индивидуальную трудовую деятельность граждан, имеющих статус юридического лица, или не имеющих его. К ним относят: индивидуальные, частные, семейные предприятия, фермерские хозяйства, которые могут функционировать на правах малого предприятия и могут сохранить свой первоначальный статус. Сюда же входят и собственно малые предприятия, независимо от форм собственности, если количество занятых на них не превышает: в розничной торговле - 12 человек; в отраслях непроизводственной сферы - 25; в науке и научном обслуживании - 100;5

    Принято считать так, что малый бизнес – это совокупность микропредприятий и малых предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью. Согласно принятому в 2007 году Государственной Думой РФ закону "О развитии малого и среднего предпринимательства" микропредприятиями признаются компании, с количеством сотрудников не более 15 челок. Малые предприятия – организации с количеством сотрудников от 16 до 100 человек. Компании с количеством работающих граждан от 101 до 250 уже считаются представителями среднего бизнеса. 6

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в России