Тенденции развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
• рассмотреть понятие и сущность предпринимательства и малого бизнеса;
• рассмотреть историческое развитие отечественного и зарубежного предпринимательства;
• проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность в России и за рубежом
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

3) Несовершенство  финансово-кредитной системы.

     В  соответствии с Положением о  Федеральном Фонде поддержки  МП денежные средства должны  направляться на возмездной и  безвозмездной основе для финансирования и кредитования Федеральной программы, отдельных проектов и программ МП.

     Однако, проведенные проверки показали  низкую эффективность использования  средств, выделенных Фондом для  развития МП. Механизм использования  данных средств не дал должного эффекта из-за отсутствия четкого порядка их расходования, кроме того, имели место случаи не целевого использования государственных средств.

4) Безопасность  деятельности предприятия.

    Развитие  рынка в России характеризуется  целым рядом источников потенциальных угроз предприятиям и отсутствием практических возможностей противодействия им на основе закона:

  • невыполнение потребителями продукции предприятия условий договора в части ее оплаты;
  • невыполнение своих обязательств поставщиками;
  • произвол чиновников, вмешивающихся в деятельность предприятия путем установления норм, запретов, вольной трактовки законодательства, ограничение товародвижения и т.п
  • прямое давление преступных группировок в форме вымогательства, навязывания услуг по "охране";
  • передача конфиденциальной информации о предпринимателях криминальным элементам;
  • утечка информации из коммерческих банков;

      5) Отсутствие систем государственной  и общественной поддержки малого  бизнеса. 

     С  большим запозданием создан государственный  орган, призванный содействовать становлению  и развитию малого бизнеса - Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Госкомимуществе  РФ. Статус этого  комитета,  его подчиненность одному из российских министерств, скудность его финансовых ресурсов  свидетельствуют о крайней ограниченности возможностей,  предоставленных данному органу.

      Такая задача не по плечу  никакому комитету.  Ее в состоянии  решить  лишь  целенаправленная  политика правительства в целом,  и притом за весьма продолжительное время.

      Проблемы, возникающие на стадии  организации малого предприятия.

      Стадия организации малого предприятия  – первый важнейший этап. Почти  на каждом шагу предпринимателя  ожидают препятствия. Наиболее  важные, по мнению предпринимателей, представлены ниже:

  • осуществляют различного рода перерегистрации МП, что с одной стороны, усложняет работу предприятий, а с другой – является способом дополнительных изъятий их средств.
  • санэпидемстанции составляет от 5000 рублей и выше, в зависимости от профиля деятельности.
  • деятельность предприятий общественного питания и др.).

      Вообще, главным условием для  развития предпринимательства должна  быть доступность организации  собственного бизнеса.19

Пути  решения проблем предпринимательства

      Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

К видам и  формам поддержки  предприятий-производителей  относят:

А) организационную  помощь в скором и эффективном  решении всех вопросов, поднимаемых  предприятиями-производителями во властных структурах, создание равных и справедливых условий их конкуренции за пользование государственными (муниципальными) ресурсами.

Б) Экономическую  поддержку предприятий-производителей, которая включает в себя:

1. Поддержку существующих производств. В отношении их могут использоваться следующие формы поддержки:

  • Налоговые освобождения (также освобождения по сборам и платежам), исключительная форма поддержки, которая может предоставляться в том случае, если указанная сумма будет направлена на финансирование конкретных социально значимых объектов (программ), признанных таковыми властью.
  • Налоговые льготы. При этом скидки должны устанавливаться по таким налогам как НДС, налог на прибыль, налог на имущество, налог на содержание жилого фонда. Установленная скидка должна компенсироваться а) ростом поступлений по подоходному налогу (на основе четкого финансового расчета) либо б) соответствующим сокращением расходов на систему социальной поддержки безработных.
  • Налоговый кредит должен предоставляться предприятиям, отнесенным к категориям «перспективные» и «среднеперспективные». Цель налогового кредита – закупка нового оборудования, расширение производства, запуск нового производства. Предоставление налогового кредита должно сопровождаться убедительными расчетами по планируемому расширению налогооблагаемой базы.

2. Поддержку  новых производств.

     Вновь  создаваемые производственные предприятия  должны быть освобождены от  уплаты налогов (на прибыль,  НДС, на имущество) сроком на  два года. При этом должна существовать система ограничений:

  • Если предприятие создается на производственной базе и с участием старого производственного предприятия в качестве соучредителя, то старое предприятие не может полностью войти в состав нового (например, просто перерегистрировавшись),
  • переданные новому предприятию производственные мощности не могут превышать трети производственных мощностей старого предприятия;
  • на базе одного старого предприятия не может быть создано больше двух новых, пользующихся предоставленным освобождением.
  • Новое производственное предприятие, чтобы оно могло пользоваться предоставленным освобождением, должно либо приобрести в собственность участок земли, на котором предполагается строить производство, либо иметь в собственности производственные мощности (в частности здания, сооружения), где предполагается развернуть производство.

3.  Информационную  поддержку предприятий-производителей.

1. Сведения о  производственных предприятиях  города:

  • основные данные о предприятии (полное название, правовой статус, юридический и фактический адрес, состав руководства, телефоны служб)
  • данные о номенклатуре и кодификации изготавливаемой продукции,
  • данные об основных фондах предприятия (площадь, правовая форма землепользования, здания и сооружения, социальная сфера и т.д.),
  • сведения о временно незадействованных основных фондах, которые могут быть сданы в аренду, проданы, переданы в качестве учредительного взноса во вновь создаваемое предприятие),
  • сведения о промышленном оборудовании, которое предприятие готово продать, сдать в аренду, в лизинг.

2. Сведения о  государственных или муниципальных  ресурсах:

  • сведения о муниципальном и областном заказах,
  • сведения об объемах и видах выпущенных ценных бумаг
  • утвержденный на текущий год бюджет, включая лимиты финансирования отдельных департаментов и служб
  • утвержденный на год объем зачетов.

 Механизм  реализации данных предложений  заложен в поэтапном их исполнении  Комитетом экономического анализа  Администрации области (отделом  по малому предпринимательству):

            - Группировка предприятий по категориям (по роду деятельности, по         перспективности);

           -  Нормативно-правовое обеспечение:

            - разработать положение о видах  поддержки МП в зависимости  от их категорий;

3. формирование  производственной инфраструктуры:

     - имущественная поддержка малых  предприятий : аренда на льготных  условиях производственных площадей  и оборудования предприятий-должников  в областной бюджет;

4. Информационно-консультационное  обеспечение:

  • развитие единой системы информационного обеспечения на территории области;
  • обеспечение МП высококвалифицированными и доступными услугами по различным аспектам предпринимательской деятельности;
  • проведение аналитических, прогнозных и иных исследований по проблемам малого бизнеса.

     Итак, развитие предпринимательской деятельности в России – сложный и противоречивый  процесс, имеющий ряд специфических особенностей, которые необходимо учитывать.20

3.2 Государственная  поддержка предпринимательства

Государственная поддержка предпринимательства  представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях.

С точки зрения предпринимателя именно государство  должно создавать условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей (максимизации прибыли, эффективности инвестиций, минимизации риска, защиты собственности и личности и т.п.).

С точки зрения государства предприниматель призван  обеспечить реализацию целей и интересов более высокого порядка (рост общественного благосостояния, поддержание занятости, укрепление национальной безопасности, экономическая помощь и т.п.).21

Формирование  целостной системы государственной  поддержки предпринимательства - сложный  и длительный процесс, в основе которого лежат:

• законодательная  и нормативная база, определяющая специфические условия деятельности субъектов предпринимательства, регулирующая формы и методы его поддержки  и процедуры принятия решения;

• правоприменительные  механизмы, гарантирующие соблюдение законности и равноправие представителей малого бизнеса в отношениях с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

• обеспечение  безопасности и защиты предпринимателей от криминальных действий;

• система специализированных институтов, обеспечивающих разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства (органы государственной власти и управления, общественные объединения и организации предпринимателей, специализированные объекты инфраструктуры поддержки предпринимательства).

• государственные  программы, программы социально-экономического развития регионов, определяющие реструктуризацию промышленности и конверсию предприятий  ВПК, инвестиции в отраслевое и региональное развитие, поставки для государственных нужд, формы занятости, миграцонные потоки и т.д.;

• ресурсное (производственные площади, земельные участки, оборудование) и финансовое обеспечение (в том  числе бюджетные ассигнования), необходимое  для реализации мер поддержки  бизнеса, наряду с созданием условий и механизмов для привлечения частных отечественных и иностранных инвестиций, а также радикальным усовершенствованием налоговой системы.

Главное же в  том, что государственная служба осуществляет полномочия государственных  органов иным чем прежде путем. Она выполняет прежде всего следующие функции, в том числе по поддержке предпринимательства: информационно-аналитическую, планово-прогностическую, подготовки решений, организации и выполнения принятых законов и нормативно-правовых актов, контроля исполнения.

Структура органов  власти и управления, обеспечивающих поддержку и взаимодействие  с  бизнесом, в различных регионах неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Федерации подобными  вопросами занимается множество  органов с различными функциями и полномочиями (управления, департаменты, отделы, министерства и т.д.). Создаются также разнообразные советы, координационные комитеты, рабочие группы по развитию предпринимательства при высших органах исполнительной власти субъектов Федерации. Тем не менее координация организаций, специализирующихся на поддержке малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, еще далека от совершенства.

К ведению Федерации  законодательством отнесено определение  общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними; разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета; установление льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды РФ.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в России