Тенденции развития предпринимательства в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 15:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей курсовой работы - исследовать основные проблемы становления и тенденции развития, сущность и роль современного российского предпринимательства в переходный период к новым социально-экономическим отношениям.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач, а именно:
• рассмотреть понятие и сущность предпринимательства и малого бизнеса;
• рассмотреть историческое развитие отечественного и зарубежного предпринимательства;
• проанализировать проблемы и перспективы развития российского предпринимательства.
Объектом исследования является предпринимательская деятельность в России и за рубежом
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие в сфере осуществления предпринимательской деятельности между различными субъектами экономики.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 209.00 Кб (Скачать файл)

Свои особенности  имеет распределение полномочий в сфере малого бизнеса и соотношение централизованных и региональных мер его поддержки и в таких странах, как США, Япония, Испания. Зарубежный опыт в данной области весьма полезен при совершенствовании распределения функций между центральными и местными органами власти и управления в России.

Переключение  ресурсов государства с поддержки  старых бесперспективных производств  на стимулирование роста предпринимательства  и частных инвестиций должно стать  одним из ключевых моментов стабилизации и начала экономического подъема. Для  этого необходимы сохранение налоговых льгот для малого предпринимательства и введение упрощенной системы налогообложения, помощь со стороны субъектов Федерации и органов местного самоуправления, а также формирование системы объектов инфраструктуры поддержки малого бизнеса и подготовки кадров, поощрение самоорганизации малого предпринимательства и др.

Между тем ни федеральный закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации", ни программа  действий правительства, ни федеральная  программа поддержки малого бизнеса не содержат четкой концепции его развития.  Не сформулированы ясные социально-экономические цели развития, не обоснованы стратегия, тактика и приоритеты. По-прежнему нет определенности в системе и механизмах реализации программы. Основные направления поддержки малого предпринимательства не подкреплены и достаточными ресурсами.

Таким образом, организационный механизм предполагает включение всей государственной  службы в работу по поддержке предпринимательства, создание специальных органов для этого, регулирование переходов государственных служащих в предпринимательские структуры и другие меры.22

3.3 Анализ  и перспективы развития предпринимательства  в России

Стратегия развития торговли в Российской Федерации  на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года

УТВЕРЖДЕНА

приказом Минпромторга России

от 31 марта 2011 г. № 422

Стратегия

развития торговли в Российской Федерации

на 2011 – 2015 годы и период до 2020 года23

  Данный документ  представляет собой Стратегию  развития торговли в Российской  Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года (далее - Стратегия), разработанную Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

    Стратегия  затрагивает сегменты оптовой  и розничной торговли товарами  массового потребления, включенные  в раздел G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности. Из спектра анализа оптовой торговли при этом исключена оптовая торговля несельскохозяйственными промежуточными продуктами, отходами и ломом (топливо, металлы и т.д.), а также оптовая торговля машинами и оборудованием. Из области анализа розничной торговли исключена торговля моторным топливом.

    Разработанные  положения Стратегии основаны  на анализе существующих статистических  данных, интервью с представителями  отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

    Стратегия  направлена, прежде всего, на создание  эффективной товаропроводящей системы,  соответствующей требованиям инновационного  сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

    Для  создания такой товаропроводящей  системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

    В  качестве основы для планирования  было взято видение целевого  состояния отрасли в 2015 и 2020 гг.

Основание для разработки:

1. Мероприятия  по совершенствованию государственного  регулирования в сфере торговли  с целью развития торговой  деятельности и формирования  эффективной торговой политики  в Российской Федерации в 2009 году (одобренные в соответствии  с пунктом 2 раздела V протокола заседания Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2009 года №11).

2. Концепция  долгосрочного социально-экономического  развития Российской Федерации  до 2020 года.

Государственный заказчик: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Основной  разработчик: Департамент государственного регулирования внутренней торговли Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

Цель: Максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Задачи:

1. Повышение  эффективности регулирования внутренней  торговли;

2. Развитие инфраструктуры  торговли;

3. Стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах;

4. Снижение кадрового  дефицита в торговле, повышение  уровня профессиональной подготовки;

5. Обеспечение  условий для развития конкуренции;

6. Поддержка  развития малого и среднего  бизнеса;

7. Стимулирование развития дистанционной торговли;

8. Совершенствование  традиционных форматов торговли.

Сроки и этапы реализации:

1 этап. Создание  институциональной базы. 1 апреля 2011 г. – 31 декабря 2011 г.

2 этап. Ускоренный  рост. 1 января 2012 г. – 31 декабря 2013 г.

3 этап. Дальнейшее  развитие. 1 января 2014 г. – 31 декабря  2019 г.

Перечень  основных мероприятий:

1. Инвентаризация  и актуализация отраслевых нормативных  правовых актов;

2. Мониторинг  выполнения антимонопольного и  отраслевого законодательства;

3. Работа по  совершенствованию антимонопольного  и отраслевого законодательства;

4. Разработка  региональных и муниципальных  программ развития торговли;

5. Инвентаризация  обеспеченности торговыми площадями  и объектами логистической инфраструктуры;

6. Проведение комплексного исследования потребности в кадрах для торговой отрасли.

Исполнители: Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Объемы  и источники финансирования: Мероприятия, реализация которых предусмотрена в рамках настоящей Стратегии, не требуют выделения дополнительного финансирования.

Ожидаемые конечные результаты реализации стратегии: Основные социально-экономические показатели внутренней торговли к 2015 году в текущих ценах:

· Вклад в  валовой внутренний продукт (далее  – ВВП): 20,2% - 20,8%;

· Оборот оптовой  и розничной торговли: 80,1 – 84,2 трлн. руб.;

· Оборот розничной  торговли на душу населения: 190 – 196 тыс. руб. на человека;

· Занятость: от 12 до 13 млн. чел.;

· Налоговые  поступления: 1,3 – 1,4 трлн. руб;

· Производительность розничной торговли: 2,8 – 3,1 млн. руб. на занятого;

· Доля современных  форматов в торговле: 50-55%;

· Заработная плата: 25,1 – 27,6 тыс. руб. на человека в месяц ;

· Инвестиции в  основной капитал 730 – 800 млрд. руб;

· Обеспеченность современными торговыми площадями по реализации продовольственных товаров: 109 – 139 кв. м на одну тысячу человек.

Система организации контроля за исполнением: Контроль за реализацией Стратегии осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.

Стратегия затрагивает сегменты оптовой и розничной торговли товарами массового потребления, включенные в раздел Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.

Разработанные положения Стратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

Стратегия направлена, прежде всего, на создание эффективной  товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики России. Основная цель Стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли (физическая доступность, ценовая доступность товаров, высокое качество товаров и услуг) путем создания эффективной товаропроводящей инфраструктуры (широкий географический охват, большая пропускная способность, низкие удельные издержки), соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации.

Для создания такой товаропроводящей системы необходимо значительно увеличить количество торговых площадей современных форматов в Российской Федерации, долю современных форматов в обороте отрасли, уровень консолидации в отрасли, долю дистанционной торговли. На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

Механизм реализации Стратегии, в первую очередь, базируется на выполнении мероприятий, предусмотренных в Стратегии, а также мероприятий, предусмотренных соответствующими ведомственными целевыми и региональными программами.

    Мониторинг  выполнения Стратегии, соответствия  результатов ее реализации установленным  критериям, целевым индикаторам и срокам будет на ежегодной основе проводиться Минпромторгом России. В случае значительных отклонений от плана будет проводиться анализ причин отклонения и либо разрабатываться программа действий, направленных на нивелирование отклонений, либо будут вноситься коррективы в прогнозы значений индикаторов в случае выявления новых внешних условий.

Таким образом, из анализа текущего состояния сектора  торговли в Российской Федерации  можно заключить, что существуют значительные возможности для дальнейшего роста и развития торговой отрасли. Эти возможности связаны, в первую очередь, с увеличением общего количества торговых площадей, увеличением доли современных форматов, увеличением консолидации отрасли, увеличением конкуренции между торговыми компаниями, развитием малого и среднего бизнеса.

 

 

Заключение

      Предпринимательство выступает в качестве особого вида экономической деятельности, ибо его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей - результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

      Основным субъектом предпринимательской деятельности выступает предприниматель. Однако предприниматель не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом (лицо или учреждение, берущее на себя определенные обязательства по договору), а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника.

Предпринимательство в рыночной экономике составляет ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Но дело не только в количественных показателях - этот фактор по самой своей сути является типично рыночным и составляет основу современной рыночной инфраструктуры.

На современном  этапе повышение роли предприятий  предпринимательства в экономике  Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая  закономерность, вызванная самим  ходом истории.

Предпринимательство является важным фактором в решении экономических и социальных задач, таких как: формирование конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемых товаров или предоставляемых услуг, содействие крупным предприятиям путем создания вспомогательных или обслуживающих производств, поддержание инновационной активности. Вот почему становление и развитие предпринимательства представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики и для России.

Учитывая проблемы и перспективы развития предпринимательства в России, можно сделать вывод о том, что и в нашем государстве правительством должно быть сделано очень много для развития и закрепления этого рода деятельности. Это и различные государственные программы по поддержке предпринимательства, и специальные фонды, созданные государством.

Информация о работе Тенденции развития предпринимательства в России