Теневая экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:20, реферат

Краткое описание

Теневая экономика — экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Вложенные файлы: 1 файл

эссе.doc

— 48.00 Кб (Скачать файл)

 

Теневая экономика —   экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся  вне государственного контроля и  учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут  быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.

Теневая экономика —  это экономические взаимоотношения граждан общества, развивающиеся стихийно, в обход существующих государственных законов и общественных правил. Доходы этого предпринимательства скрываются, и не является налогооблагаемой экономической деятельностью. По сути, любое предпринимательство, результатом которого является сокрытие доходов от государственных органов, или уклонение от уплаты налогов, может считаться теневой экономической деятельностью.

“Теневую” экономику  также можно охарактеризовать как  совокупность разнотипных экономических  отношений и неучтенных, нерегламентированных и противоправных видов экономической деятельности. Но, прежде всего, “теневая” экономика — это неконтролируемые государством и скрываемые от него производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей, денег и услуг.

Теневая экономика, очень  сложное экономическое явление, которое в той или иной степени  присуще социальным системам любого типа.

Теневая, “серая”, экономика, как правило, достаточно связана  с “белой”, официальной экономикой, т.к. её важным элементом является легализация преступных доходов.

Традиционно к основным факторам развития теневой экономики  и криминальной экономической деятельности относят следующие:

  • чрезмерная тяжесть налоговой нагрузки;
  • чрезмерная регламентация экономической деятельности;
  • значительные масштабы государственного сектора в экономике.
  • Относительно новым фактором является транснационализация и глобализация экономики. Этот фактор особенно заметен в странах с либеральной, либо слабоконтролируемой финансовой системой, активно вовлеченных в международные экономические отношения.

Эти факторы относятся, прежде всего, к деятельности по производству и реализации нормальных не запрещенных товаров, услуг и работ.

Они являются общими для  государств с различными типами экономики – для стран с рыночной, переходной экономикой, а также для развивающихся стран.

Из числа детерминант, оказывающих влияние в российских условиях, рассматриваются следующие:

  • диспропорции развития финансово-кредитной системы и финансово-кредитной политики;
  • бартеризация экономики;
  • структурные диспропорции в экономике.

Формы проявления неформальной экономической деятельности в России:

  1. Уклонение от налогов. Среди всех способов сокрытия экономической деятельности уклнение от налогов занимает одно из ключевых мест, укрывательство прибыли, доходов, собственности, производства и занятости занимает одно из ключевых мест как в неофициальной, так и в официальной экономике. Важно избегать смешения понятий избежание налогообложения и уклонения от налогов, когда предприниматель использует все возможные юридические лазейки для легального сокращения налогового бремени. В России часто очень трудно разграничить эти два понятия.

Чрезмерная тяжесть  налоговой нагрузки. Данный фактор признается одним из самых значимых факторов, стимулирующих рост теневой экономики и активизацию криминальной экономической деятельности. Он оказывает воздействие в странах с любым типом рыночной экономики. В России распространению практики сокрытия доходов способствуют высокие ставки отчислений в фонды социального страхования и высокие ставки налога на добавленную стоимость. Деформация налоговой политики и тяжесть налоговой нагрузки является в России мощным фактором роста теневой экономики и ее криминализации. Это проявляется в том, что во-первых, структура налоговых изъятий не соответствует структуре доходов экономических агентов, налоговая нагрузка распределена неравномерно. Так, промышленность России, производя 37% ВВП, уплачивает 51% всех налогов. Вклад же банковского и торгового секторов неадекватен их реальным финансовым возможностям. Например, торговля, дающая 20% ВВП, вносит в бюджет не более 4% налогов. Налоговая система препятствует экономическому росту и побуждает экономических агентов выбирать экстремальные, в том числе противоправные и откровенно криминальные способы улучшения своего финансового положения. Создаются стимулы перераспределения ресурсов в спекулятивный сектор, по характеру своему менее контролируемый и более криминогенный. Это не в последнюю очередь обусловлено слабостью государственных институтов и относительной легкостью контроля реального сектора по сравнению с финансово-посредническим.

Чрезмерная тяжесть  налоговой нагрузки – естественный результат деятельности государства, неспособного обеспечить реальный сбор налогов и стремящегося компенсировать сокращение налоговой базы увеличением ставок налогообложения. Сокращение налоговых платежей вызывает рост налоговой нагрузки, которая, в свою очередь, вызывает рост налоговых правонарушений. Это вновь сокращает налоговые платежи и увеличивает налоговую нагрузку на все сокращающееся число законопослушных налогоплательщиков. Процесс возобновляется на новом уровне. В результате снижение налоговых доходов сочетается с ростом налоговой нагрузки, тяжесть которой в современной России лишает предпринимателя стимулов к эффективной деятельности. Законопослушный налогоплательщик должен отдать в виде налогов, по различным оценкам от 60 до 90% прибыли.

Деформирующее воздействие  налоговой политики системы проявляется и в ее репрессивной направленности, чрезмерной жесткости штрафных санкций. Так, в структуре общих налоговых недоимок на пени и штрафы в отдельные годы приходилось около 2/3.

Предприниматели реагируют  на ситуацию массовым уклонением от уплаты налогов. Избежать значительных платежей государству достаточно просто. По мнению экспертов, даже относительно невысокая доля неучтенного наличного оборота позволяет предприятию практически полностью уйти от налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и отчислений на социальное страхование. Риск при этом минимален. Результат закономерен – доля укрывающих доходы от налогообложения юридических лиц возросла до 80%.

Ярким проявлением слабости государства является его неспособность  на протяжении ряда лет ограничить предоставление индивидуальных льгот за счет средств бюджета различным группам специальных интересов.

Типичные формы уклонения  от налогов:

- утечка капитала

- бартер (т.к. при бартере  невозможно определить денежное  выражение сделки)

- неадекватная практика учетов (недостаток ясности в финансовых счетах индустриальных гигантов таких как ГАЗпром, ЛУКойл, Автоваз, не дает возможности узнать не вводят ли они правительство в заблуждение относительно своей платежеспособности. Примером может являться Автоваз, ведущий изготовитель автомобилей в России, который производит в течение 10 месяцев более 500 000 машин, но задолжал более 500 млн. налога. По утверждению российских журналистов Автоваз около 40% своей продукции обменивает по бартеру. Непонятность бухгалтерских записей и неоднозначный характер натурального обмена делают крайне трудным доказывание намеренного обмана.)

- коррупция и скрытая  экономическая деятельность

Административное вмешательство  в процесс ценообразования. Проявляется в форме принудительное установление государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги. Влияние этого фактора обсуждается в специальном параграфе, посвященном нелегальному рынку. В России влияние этого фактора проявляется в различных формах.

Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.

В России наблюдаются  и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, милиции и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.

Теневая экономика включает в себя 2 составляющих – неформальную экономику и криминальную экономику.

Можно выделить несколько  специфических особенностей в России:

  1. Тесное переплетение государственной и негосударственной теневой хоз. деятельности. Неофициальное перемещение гос. активов в частные руки важнейший способ соединения объектов гос. собственности с нелегальной деятельностью.
  2. Сложность определения объемов и форм теневой деятельности. Используется часто на государственных предприятиях, где часть деятельности официально, а часть неофициальна. Связано с использованием «двойной бухалтерии».
  3. Неофициальность мало связанная с криминальностью. Неофициальные действия в России имеют целью уклонение от бремени административных инструкций и обложения высокими налогами, а не на производство запрещенных товаров.
  4. Тесная взаимосвязь официальной и неофициальной экономики. В России нет четких границ между официальными и неофициальными действиями. В зависимости от побудительных причин степень официальности в пределах определенного вида деятельности определяется от действий целиком в неофициальной экономике до действий чисто официальных.
  5. Использование в неофициальной деятельности ресурсов государственного социального обеспечения и госсубсидий.

Информация о работе Теневая экономика