Таким образом, теневая экономика не
только наносит урон экономике госу-дарства,
но и в определённой степени стабилизирует
её.
1.4 ПРЕДПОСЫЛКИ ПОЯВЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ
В НАШЕ ВРЕМЯ
Исследуя «теневую» экономику нельзя
не обратить внимания на причины её появления,
так как благодаря ним можно понять, как
бороться с этим экономичес-ким явлением.
Среди факторов, обусловивших устойчивое
развитие «теневой» экономики, выделяют
экономические и социально-политические.
Экономическими факторами, выявляемыми
при анализе причин существо-вания скрытой
экономики – основной составляющей «теневой»
экономики яв-ляются:
• уровень насыщения внутреннего рынка
товарами и услугами;
• уровень сбалансированности между
различными сферами и отраслями народного
хозяйства;
• низкая покупательная способность
населения и степень разрешённости социальных
проблем;
• налоговая политика государства;
• наличие и масштабы безработицы.
Социально-политическими факторами формирования
«теневой» экономики отдельных стран
являются:
• недостаточный авторитет государственной
власти среди населения;
• нарушение социальных обязательств
со стороны государства;
• господствующие в обществе социально-психологические
ориентиры.
Таким образом, можно сделать вывод, что
«теневая» экономика образуется в государстве
не только из-за каких-то отклонений в
экономике в целом, но и из-за политической
и социальной ситуации в стране.
1.5 ОЦЕНКА МАСШТАБОВ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ
Для определения масштабов теневой экономики
используются четыре ос-новных подхода:5
- монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике рас-четы ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;
- «палермо» (итальянский метод) основан на сравнении
величины заяв-ленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масшта-бах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить
контроль над крупными покуп-ками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);
- анализ занятости позволяет предположить,
что сохраняющийся дли-тельное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельст-вует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;
- метод технологических коэффициентов
заключается в сопоставлении данных о
динамике потребления электроэнергии
и представленных в официаль-ные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а пот-ребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.
Поскольку масштабы и структура теневого
сектора во многом зависят от экономической
политики государства, а разрастание этого
сектора, несмотря на краткосрочные выгоды,
наносит существенный ущерб обществу,
органы власти должны стремиться свести
его до безопасных размеров. Важную роль
в этом игра-ет вывод из «тени» неформального
сегмента теневой экономики. Для этого
уплата налогов участниками этого сегмента
должна восприниматься ими как получение
от государства социально значимых услуг
(обеспечение через суд выполнения контрактов,
безопасность личности и имущества, развитие
социальной инфраст-руктуры и т.д.). С этой
целью задачей государства является создание
благоприят-ного климата для легальной
предпринимательской деятельности: снижение
адми-нистративных барьеров, установление
приемлемого уровня налогообложения,
обеспечение соблюдения экономическими
агентами контрактных обязательств, гарантирование
частной собственности и др. В России в
начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ
в этом направлении: упрошена процедура
регистрации но-вых фирм, снижена ставка
налога на прибыль предприятий (с 35 до
24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.
1.6 ЦЕЛИ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ С
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКОЙ
Практически все признают необходимость
борьбы с развитием теневой эко-номики,
однако есть расхождения в определении
целей и инструментов этой борьбы.
Прежде всего, обыденное представление
о желательности полной ликвида-ции теневой
экономики является заведомо ошибочным.
Если есть некоторые по-лезные функции
данного явления, то речь должна идти не
об уничтожении тене-вой экономики, а об
оптимизации ее масштабов. Но даже если
бы это явление да-вало только негативные
результаты, то и в этом случае неправомерны
призывы уничтожить теневую экономику
«любой ценой». Например, полной ликвидации
квартирных краж можно добиться, если
на всех квартирах будет принудительно
установлена сигнализация и у каждого
подъезда станет дежурить охрана. В ре-зультате
неизбежного увеличения расходов на предотвращение
правонарушений рядовые граждане почувствуют,
что их потери не сократились, а, наоборот,
воз-росли. Поэтому целью борьбы даже с
заведомо антиобщественными видами тене-вой
экономики лучше считать не их полную
ликвидацию, а минимизацию сово-купных
потерь от этих преступлений и от борьбы
с ними.
Что касается методов борьбы, то по этому
поводу мнения расходятся в зави-симости
от того, какие именно причины развития
теневой экономики считать бо-лее важными.
Сторонники Э. де Сото6 убеждены,
что главная причина разбухания теневой
экономки – это «плохие» законы, которые
искусственно тормозят развитие дело-вой
активности и вынуждают нормальных граждан
превращаться в «теневиков». В таком случае
стратегией борьбы с «теневой» экономикой
должна стать ликвида-ция бюрократических
«препон», а тактикой – поэтапная либерализация
хозяйст-венной деятельности (облегчение
правил регистрации фирм, снижение налогов,
сокращение числа регулирующих законов
и проверяющих инстанций).
Многие исследователи, однако, полагают,
что наиболее важным фактором сдерживания
теневой экономики являются не формальные
нормы права, а нефор-мальные культурные
традиции (например, протестантская этика
по Максу Вебе-ру). По их мнению, для минимизации
теневого сектора прежде всего необходимо,
чтобы люди рассматривали хозяйственную
деятельность как честную «игру по правилам»,
а не как «пиратство». При таком подходе
стратегический путь борьбы с теневой
экономикой – это «выращивание» хозяйственной
культуры, благоприят-ной для легального
бизнеса, а тактические приемы – пропаганда
честного пред-принимательства, публичное
общественное осуждение нарушающих закон
бизнес-менов, общая забота о моральном
климате общества.
ГЛАВА II. ТЕНЕВАЯ
ЭКОНОМИКА РФ
2.1 ОСОБЕННОСТИ ТЕНЕВОЙ
ЭКОНОМИКИ РФ
В современных условиях в России
появился ряд особенностей в «теневой»
экономике.7
Так, например, с постепенным
совершенствованием банковских технологий
в России получили распространение преступления
с пластиковыми карточками и хищения путем
внедрения в телекоммуникационные сети
банков,а также с исполь-зованием компьютерной
техники.
Особое место занимают махинации
на страховом рынке с участием совмест-ных
предприятий и брокерских фирм. Часто
страховой бизнес активно используют
для незаконного вывоза валюты за границу.
Широкое распространение получает
ложный экспорт: в целях уклонения от уплаты
акцизов предприятие заключает фиктивные
контракты с зарубежными фирмами о поставках
соответствующей продукции на экспорт,
а само реализует ее на внутреннем рынке.
При этом государство несет убытки в виде
разницы между акцизами на производство
и таможенными платежами на экспорт.
Небывалый размах приобрел
«теневой» отток за рубеж валютных капиталов.
На закрытых слушаниях в конгрессе США
прозвучала такая информация: из 110 млрд.
долл., полученных Россией за 7 лет от международных
организаций и бан-ков, 40% находились на
счетах зарубежных банков и контролировались
российс-кими криминальными структурами.
По оценкам таможенников, более 70 % плате-жей,
уходивших за границу в качестве предоплаты
по импортным контрактам, не возвращались
своевременно в течение 180 дней в виде
товарных поставок.
За годы реформ коренным образом
изменился характер, масштабы и меха-низмы
функционирования «теневой» экономики.
Усилилась роль перераспреде-лительных
отношений. В результате этого появилась
многочисленная группа участников экономической
деятельности, направлявших свои усилия
на то, чтобы установить «особые» отношения
с теми государственными чиновниками,
в чьей компетенции находилось принятие
судьбоносных для бизнеса решений, обеспечи-вавших:
• особый льготный режим
функционирования;
• неравные условия участия
различных субъектов хозяйствования в
привати-зационном процессе;
• право влиять на принятие
решений по распределению материальных
благ, доходов, собственности;
• предоставление льгот из
бюджета путем прямых трансфертов или
льгот-ные кредиты особо приближенным
хозяйственным субъектам;
• занятие субъектом хозяйствования
определенного положения в системе государственного
управления;
• лицензирование разных видов
хозяйственной деятельности.
Последнее ставит частные фирмы
в зависимость от органов власти и отдель-ных
чиновников и дает последним большие возможности
для извлечения «тене-вых» доходов. Достаточно
распространенная практика – выдача лицензий
на ка-кую-нибудь деятельность частным
фирмам так, что получившие их становятся
мо-нополистами в одном из районов города.
«Теневая» экономика в России
также связана с деятельностью мафиозно-криминальных
структур и коррумпированных групп, доходы
которых образуются за счет:
• установления криминального
контроля над мелкими коммерческими бан-ками;
• операций с недвижимостью,
земельными участками, драгоценными метал-лами,
камнями;
• экспортно-импортных операций;
• экспорта сырьевых материалов
– нефти, природного газа, металлов и т.д.;
• субсидий на импорт (доходы
образуются за счет выделения государством
больших субсидий на импортные поставки,
а импортируемые продукты продают-ся по
обычным рыночным ценам).
Извлечение огромных незаконных
прибылей организованными преступ-ными
формированиями позволяет им устанавливать
коррумпированные отноше-ния с государственными
служащими различных уровней, в том числе
влиятельны-ми, способными исключить вмешательство
правоохранительных органов.
Таким образом, создаются крупнейшие
российские состояния. Наиболее крупные
источники богатства – это льготные кредиты,
скрытые экспортные субси-дии и дотирование
импорта.
Современная «теневая» экономика
приобретает новую широко распростра-ненную
форму, отличающую ее внешне легальной
формой вознаграждения за чи-новничьи
услуги. Это, например, финансирование
политических партий и предвы-борных кампаний;
гигантские гонорары «за лекции и консультации»;
выдача бес-процентных долгосрочных кредитов;
передача акций родственникам чиновников;
создание разного рода фондов, которым
официально передаются огромные средс-тва;
гарантирование должностным лицам на
случай их отставки высокооплачива-емых
постов в коммерческих структурах.
Экономическую основу организованной
преступности составляет теневое денежное
обращение, которое складывается из следующих
составляющих:
• банковские ресурсы, присвоенные
под предлогом различных договоров, контрактов,
соглашений;
• средства, присвоенные различными
финансовыми и трастовыми компани-ями;
• недовозврат валюты и
ее недополучение российскими экспортерами
(в списке стран, где оседает валюта российских
компаний, лидируют Австрия, Кипр, Италия,
Великобритания и ряд государств СНГ);
• нецелевое использование
государственных кредитных ресурсов,
принося-щих миллиардные прибыли всем,
кто стоит у «кредитного распределителя»;
• фальшивомонетничество.
Предприниматель, который лучше
манипулирует этими доходами или связя-ми
с чиновниками, оказывается более успешным,
чем тот, кто думает лишь о про-изводстве.
Правовая система, чьей единственной задачей
является перераспреде-ление, плоха и
для бедных, и для богатых, а выгодна лишь
тем, кто наилучшим об-разом организовался
для поддержания тесных связей с власть
имущими. И это оз-начает, что на рынке
остаются лишь те виды бизнеса, которые
наиболее эффектив-ны политически, но
не экономически.
И из всего перечисленного легко
сделать вывод, что стабильно развивающа-яся
экономика и сильное демократическое
государство – факторы, по крайней ме-ре,
сдерживающие, а в лучшем случае нейтрализующие
развитие «теневой» эконо-мики.
2.2 СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
РФ
«Теневая» экономика весьма
разнородна. В связи с этим возможны различ-ные
критерии разграничения ее элементов.8
По характеру связи с производством
следует различать ту часть «теневой»
экономики, которая участвует в производстве
товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется
лишь перераспределение созданного вне
ее. Вторая отмеченная часть может быть
весьма значительной, и поэтому без учета
данного разграниче-ния сложно выявить
действительную роль «теневой» составляющей
экономики.
Различны и субъекты «теневой»
экономики, их движущие интересы. Соот-ветствующие
типажи, определяемые особенностями сфер
функционирования, ис-пользуемых методов
и форм «теневой» деятельности, образуют
своего рода пира-миду.
На ее вершине — сугубо криминальные
элементы: торговцы наркотиками и оружием,
рэкетиры, бандиты, грабители, наемные
убийцы, сутенеры, проститутки и прочие
носители пороков современного общества;
сюда можно отнести и «клас-сически» коррумпированных
представителей органов власти и управления
(беру-щих крупные взятки, торгующих государственными
должностями и интересами). Эти элементы
формируют своеобразную надстройку «теневой»
экономики, сос-тавляющую от 5 до 25% всей
пирамиды и обладающую значительными
ресурса-ми, силой и влиянием.