Теневая экономика как особенность российского капитализма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 20:20, контрольная работа

Краткое описание

Наряду с общими для всех капиталистических стран чертами (частная собственность, класс предпринимателей, наемный труд и др.), в каждой стране капитализм имеет свою "физиономию", возникающую силу уникальности ее климата и истории, культуры, ментальности людей. Скажем, в Японии имеет место система "пожизненного найма", в Швеции - особая система социальных гарантий и ограничений на крупный капитал - т.н. "Шведская модель" и т.п.
Хотя в России процесс формирования капиталистического общества находится в самой ранней стадии, некоторые черты российского капитализма уже определились.

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика как особенность российского капитализма.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

  Так как теневая экономика  была сформировавшимся экономическим  институтом советского общества, она не могла в одночасье  исчезнуть даже при самых благоприятных  условиях. Однако, чтобы понять, почему  она не только не уменьшилась,  но существенно выросла надо остановиться на особенностях рыночных преобразований в России.

3. Виды  теневой экономики, связанные  с особенностями

экономической либерализации в  России

  Самой главной причиной роста  теневой экономики в России  по мнению многих исследователей была "незавершенная либерализация" (см., об этом, например, в: J.Leitzel, C.Gaddy, M.Alexeev, 1995, с. 29). Иначе говоря, из всегонабора "экономических свобод" (свобода конкуренции, свобода ценообразования и др.) одни были введены, другие - нет, одно делать - можно, а другое (также необходимое для нормальной работы рыночного механизма, скажем продавать и покупать землю) - нельзя. Это так. Хотя к незавершенной либерализации надо добавить и еще одну причину. В тех сферах, где свобода была формально разрешена, она не была гарантирована, защищена государством. Наоборот, преобразования были проведена так, что сформировали у населения и деловых людей России "комплекс гиперприватности" - боязнь привлечь к себе, своей деятельности и своей организации внимание государства и должностных лиц даже тогда, когда человек (фирма, предприятие) не нарушили никаких правил и законов. С начала преобразований возник раскол между государством и обществом, раскол, которого не было во времена горбачевской перестройки. Люди перестали доверять власти, у них возникло стремление полностью исключить какие-либо контакты с государством и чиновниками. Деловые люди и население в России в стремятся иметь дело с чиновниками прежде всего неформально, как с частными лицами, а с государством не как с формальной организацией, призванной выполнять властные функции, а как с множеством частных лиц, каждое из которых обладает определенной властью и может оказать частные услуги. Эта атмосфера, в свою очередь, благоприятствует развитию теневой экономики. Она - следствие определенных особенностей реализованной в России реформы. Основные из них шесть.

  Первая  особенность - возникновение делового тандема чиновника и предпринимателя. Преобразования были проведены так, что предприниматели попали в зависимость от чиновников. Произошла приватизация функций государства отдельными группами чиновников. Рыночные реформы предполагали резкое увеличение частной хозяйственной активности людей и, соответственно, уменьшение властных полномочий государства в экономике. В то же время, как любая инновация большого масштаба эти преобразования привели к значительному росту неопределенности в функциях, правах, возможностях и ответственности государственных чиновников разного ранга. Они же, как люди обладавшие наибольшим (в сравнении с другими социальными группами) деловым опытом и инициативой сумели с наибольшей выгодой для себя воспользоваться открывшейся экономической свободой. Они, фактически, приватизировали свои должностные места и стали выполнять свои должностные обязанности (или не выполнять их) тогда и так, как это отвечало их частным экономическим интересам. Если же это не отвечало таковым, то соответствующая функция не выполнялась. В результате, когда предприниматель обращался к государству за защитой своих интересов или т.п., то он не получал от органа власти того, что ему надо было. В этом случае деловой человек, который хочет обеспечить защиту своего бизнеса нанимает в частном порядке сотрудников какой-нибудь государственной спецслужбы или правоохранительных органов и напрямую платит им деньги, как другим сотрудникам своей фирмы. Если "простой человек" болен и хочет вылечиться, то обращается к врачу и прямо платит ему наличные деньги. Иначе говоря, в своей деятельности люди, фактически, стремятся игнорировать государство, действовать так, как будто его не существует. В этом случае уплата налогов рассматривается населением и деловыми людьми, как двойное налогообложение, так как все покупают государственные услуги в частном порядке, в том конкретном объеме, который требуется тому или иному предпринимателю или другому частному лицу. В обществе формируется такая социально-психологическая атмосфера, когда уклонение от уплаты налогов - норма, следование которой морально не осуждается.

  Иначе говоря, особенность рыночных  преобразований в России состоит в том, что чиновники используют свои рабочие места (точнее, власть и информацию с ними связанные) как один из ресурсов для осуществления частного предпринимательства. Ясно, что осуществляемое ими предпринимательство носит теневой характер, также как предпринимательство частных фирм, являющихся их партнерами по бизнесу.

  Вторая особенность - сохранение чрезмерно большой роли государства в экономике. Это выражается в двух главных формах. Первая форма - сохранение значительного государственного сектора экономики без прежних экономических и правовых ограничений. Весьма велика доля госсектора в промышленности (большая часть военно-промышленного комплекса). Де-факто осталось государственной значительная часть сельского хозяйства, энергетики, топливно-энергетического комплекса. Естественно, что госсектору требуются прямые или косвенные дотации из бюджета. В свою очередь на распределении бюджетных дотаций вырастает особый сектор теневой экономики, когда высокопоставленные чиновники через систему "дружественных" им фирм разворовывают или "прокручивают" государственные деньги. Далее эти деньги "отмываются", вкладываются в экономику, или переводятся за рубеж, или др.

  Вторая форма, в которой  проявляется сохранение чрезмерно  большой роли государства в экономике - его чрезмерное и практически бесконтрольное вмешательство в экономическую деятельность. К ней относится создание государственных, полугосударственных или негосударственных "уполномоченных" компаний, через которые частные фирмы обязаны осуществлять какие-либо насущные функции (скажем создание муниципального банка, через который все организации региона обязаны осуществлять платежи с бюджетом, энергетиками, железной дорогой и др.). Деятельность такого типа компаний - источник теневой активности, так как предприниматели, стремясь получить разрешение на деятельность или желая обойтись без "уполномоченных", вынуждены платить. Другой источник теневых отношений - лицензирование разных видов хозяйственной деятельности. Оно ставит частные фирмы в зависимость от органов власти и отдельных чиновников, и дает последним весьма большие возможности для извлечения теневых доходов. Скажем, достаточно распространенная практика - выдача лицензий на какую-нибудь деятельность частным фирмам (например, выдача лицензий аптекам) так, что получившие их становятся монополистами в каком-либо районе города. Ясно, что для "обхода" этого конкуренты вынуждены платить. И, наконец - прямое силовое подавление конкуренции органами власти в пользу "дружественных" им компаний. Часто это делается в самых прибыльных отраслях (скажем, в сфере торговли бензином, в торговле металлами, нефтью, в строительстве), когда деятельность конкурентов подавляется с помощью милиции, налоговой полиции, проверок состояния экологической и противопожарной безопасности, запрещения землеотвода или сдачи земли в аренду и т.п. В этом случае органы власти производят принудительное распределение рынка, отдавая самые выгодные его сектора "дружественным" фирмам, которые в свою очередь отчисляют в пользу этих органов и\или отдельных чиновников часть сверхприбыли. Вмешательство государственных органов в экономику всегда ведет к искусственному неравенству в положении различных частных фирм, всегда (прямо или косвенно) приносит выгоды одним и потери другим. Значит оно стимулирует обратное влияние частного бизнеса на государственные органы с целью компенсировать потери (у одних) и увеличить выгоды (у других). В российских условиях, когда нет общепризнанных цивилизованных законов, традиций и этики во взаимоотношениях бизнеса и государства, это неизбежно ведет к росту теневой активности (подкупу чиновников или, наоборот, заказным убийствам чиновников, чьи действия могут лишить фирму доходов и т.п.). В результате чрезмерное вмешательство государства в экономику при его слабости и зависимости от различных групп интересов порождает благоприятнейшие условия для роста теневой экономики.

  Третья особенность - сохранение прежних (характерных для советской системы) форм монополизма и появление новых. Первые связаны с деятельностью государства. Так как государство сохранило прямой контроль за деятельностью ряда секторов экономики, то это создает монополизм, порождающий теневую активность. Скажем, сохранение такого контроля за золотодобычей (как и за добычей большинства видов полезных ископаемых) и ограничение доступа туда частного капитала служит источником черного рынка торговли золотом, оборот которого - многие десятки, а возможно и сотни килограммов золота в год. Другой источник  монополизма - деятельность бывших министерств, ведомств и их  подразделений. Хотя формально Газпром, РАО ЕЭС и т.п. - это негосударственные структуры (по крайней мере они не являются "унитарными казенными" предприятиями, в деятельности к деятельности которых не допускается частный капитал), они сохранили прежние связи и влияние в госаппарате, доступ к конфиденциальной государственной информации. Однако сейчас они не имеют прежних ограничений, которые касаются государственных ведомств. Это - "квазичастные" фирмы, представляющие собой гибрид между частной компанией и государственным ведомством, которые регулируют многие сектора современной экономики России. Особенно много их в самых прибыльных сферах - добычи и продажи топливно-энергетических ресурсов и внешнеэкономической деятельности. Некоторые из них обладают финансовой мощью, сопоставимой по размерам с бюджетом небольшого европейского государства (РАО ЕЭС, Газпром, ряд нефтяных компаний). Они почти автономны от остального общества и имеют в своем составе набор организаций, позволяющий им реализовывать все функции, которыми традиционно обладало государство и общество - от газет и телекомпаний до частных армий и сельскохозяйственных предприятий. В силу этих особенностей они практически закрыты от общественного и государственного контроля, что дает широкие возможности для развития теневой деятельности. К числу самых распространенных ее видов относится уклонение от уплаты налогов, незаконное укрывание части валютной выручки за рубежом и манипуляции с векселями и акциями, выпускаемыми этими компаниями. В то же время существует определенный "социальный договор" между этими "квазичастными" монополиями и правящими группировками. Последние в периоды относительной политической стабильности закрывают глаза на теневую активность этих монополий, давая им возможность сравнительно (с другими секторами кризисной российской экономики) неплохо существовать, де-факто снижая налоговое бремя и разрешая осуществлять операции на финансовых рынках сомнительной законности. В периоды же обострения политической ситуации (например, во время президентских или парламентских выборов, угрожающего роста неплатежей, всплеска забастовочной активности и т.д.) правящие группы берут с них плату за сохранение социально-политической стабильности и за консервацию нынешнего режима власти, создающего, в свою очередь, благоприятные условия для существования монополистов. Такой симбиоз между нынешними правящими группировками и крупнейшими квазичастными монополиями предполагает значительный объем теневой экономической активности, так как без такой активности невозможно создание скрытого от общества "фонда стабильности", расходуемого в чрезвычайных политических ситуациях. Новые формы монополизма - это монополизм "снизу", как надстройка над частной рыночной активностью. Это - система "крыш", которые делят тот или иной рынок. Крыша - неформальная группировка, осуществляющая контроль над определенным сегментом рынка. Она выстраивает перед желающим проникнуть на этот сегмент множество барьеров, включая силовые, то есть связанные с применением насилия. Экономический смысл деятельности "крыши" - поддержание достаточно высокого уровня цен и прибыли на рынке за счет ограничения числа допущенных на него субъектов (производителей, торговцев, посредников и др.). Поддерживая относительно высокий уровень цен и прибыли, "крыша" часть прибыли забирает у других участников рынка, фактически, взимая с них неформальный налог. В принципе такое монопольное регулирование рынка - не новость и имеет много аналогов в других странах. Но в отличие от большинства стран, в России ему не противостоит антимонопольная деятельность государства, которое в условиях цивилизованного рынка правовыми методами "расчленяет" такие частные монополии на локальных и федеральных рынках. Ясно, что как сама деятельность "крыш", так и активность связанных с ними фирм имеет значительную теневую составляющую.

  Четвертая особенность преобразований, вызвавшая рост теневой экономики - это чрезвычайно высокий уровень налоговых изъятий и репрессивный характер системы налогообложения, одинаково расценивающей уклонение от уплаты налогов и ошибку в их исчислении. Такая система, когда по различным оценкам изымается 60-80% прибыли, а частная фирма не имеет правовой защиты перед государственной налоговой инспекцией - одно из следствий ситуации, когда в условиях экономической либерализации государство стремится сохранить "командные высоты" в экономике и контролировать основные финансовые потоки. На этапе становления бизнеса в России такие условия, когда большая часть прибыли изымается государством, с неизбежностью сформировали норму уклонения от уплаты налогов и увели значительную долю деловой активности в теневую экономику. В принципе уже одной этой черты было бы достаточно для взрывного роста теневой активности.

  Пятая особенность рыночных преобразований в России, вызвавшая бурный рост теневой экономики - это асоциальный характер этих преобразований. Она состояла в том, что рыночные реформы лишили многие миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений. Хотя цены были "отпущены", введена свободная торговля и реализованы некоторые другие меры по либерализации экономики, однако механизмы экономического отбора не были запущены. Поэтому в промышленности, сельском хозяйстве и других секторах были сохранены на многие годы неэффективно работающие предприятия, на которых существовали сотни тысяч рабочих мест с зарплатой на уровне и ниже прожиточного минимума. В то же время никаких формальных и легальных альтернатив экономической активности для работников на таких местах не было. Людям пришлось искать средства к существованию и новые виды занятий вне каких-либо сложившихся формальных экономических институтов: найма и увольнения, оплаты, материального и морального поощрения, должностного продвижения и др. Их пришлось зарабатывать за счет неформальной активности. Государственные и бывшие государственные (приватизированные) предприятия "обросли" множеством т.н. "коммерческих структур", возникло множество независимых фирм, через которые работники пытались заработать на свободном рынке без формальных ограничений. Кроме того, значительная часть активности осуществлялась и осуществляется вне каких-либо организаций, без какой-либо официальной регистрации. Кроме того, происходившие и происходящие экономические перемены были (и есть) непонятны для большого числа людей, которые по-прежнему не уверены, что все это - "всерьез и надолго". Поэтому они и опасаются официальной регистрации своей экономической деятельности.

  Шестая особенность - неправовой характер экономических преобразований. Неправовой - не в том смысле, что законов мало или они "не работают", а в том - что реальное поведение населения и властей в период реформ лишь в малой мере регулируется формальными законами. В эффективной работе правоохранительной системы прежде всего не заинтересованы правящие группировки. Нормальная работа суда, прокуратуры и др. органов связывала бы руки представителям высокостатусных групп в борьбе за раздел и передел бывшей социалистической собственности. Кроме того, сами правоохранительные органы глубоко вовлечены в хозяйственную активность и являются одним из важнейших субъектов этой активности в нынешней России. Иначе говоря, они, во-первых, заняты несвойственной им деятельностью (милиционеры в форме, сыщики и др. работают охранниками в частных фирмах, торгуют в "свободное" от службы время и т.п.); во-вторых - что они коррумпированы. Естественно, что при этом они не могут эффективно поддерживать правопорядок в сфере экономики. Ведь они не являются заинтересованной стороной в возникающих конфликтах и не могут быть арбитрами при их разрешении. Тогда возникающие конфликты в сфере экономики разрешаются неформальными структурами. Другое проявление неправового характера преобразований - принятие законодательных актов без учета обратной связи с населением, его интересов и запросов. Законодательные органы в огромном большинстве случаев принимают не законы, обобщающие опыт реальной жизни, запросы и интересы общества (или локальной общности). Они принимают административные распоряжения, отражающие интересы тех или иных влиятельных групп, имеющих возможности лоббирования и "продавливания" нужных им решений (применяя иногда и прямой подкуп законодателей). Люди воспринимают такие законы не как общеполезные нормы, которые выработало общество в лице своих представителей и которым поэтому нужно следовать, а как внешние бюрократические запреты, принимаемые "начальством" для своей пользы, для того, чтобы "выкачивать" из населения побольше денег. Скажем, так воспринимаются населением решения о лицензировании многих видов деятельности и нынешняя налоговая система. Отсюда - восприятие принятых законодательных актов не как незыблемых законов, а как результата "сговора начальства". Такие нормы люди без всяких угрызений совести обходят, когда им это выгодно. В результате экономическая деятельность уходит "в тень".

  В совокупности эти особенности преобразований сформировали благоприятные условия для резкого роста теневой активности. Ведь государство не взяло на себя ответственности за создание рыночных институтов, а сделало основной акцент на либерализационные меры.Вместе с тем, условий для спонтанного формирования цивилизованных рыночных институтов снизу создано тоже не было из-за очень больших налоговых изъятий, распада правоохранительной системы и отсутствия у населения опыта жизни в рыночных условиях. В итоге преобразования привели к формированию "черно-белого" рынка, в котором теневая экономика является устойчивым элементом экономической системы.

Информация о работе Теневая экономика как особенность российского капитализма