Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать экономические кризисы, выявить основные причины, последствия и пути их преодоления.
Задачи работы:
• Изучить теоретические аспекты и выявить сущность экономического кризиса.
• Изучить функции и виды экономического кризиса
• Изучить и проанализировать причины возникновения, последствия и пути выхода из экономических кризисов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов …………………………………………………….…………………….4
1.1 Сущность экономического кризиса ……………….……………….……….4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса ……………….….………..7
1.3 Особенности и виды экономических кризисов ……………….…….……..8
Глава 2. Возникновение и предотвращение проблем экономических
Кризисов ……………………………………………………………….……..….13
2.1 Причины возникновения экономических кризисов и их роль в социально-экономическом развитии ………………………………………….……………13
2.2 Последствия экономических кризисов ………………………….…………20
2.3 Пути выхода из экономического кризиса …………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемых источников ………………………….………..……….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсак готовый.docx

— 115.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Таблица 1 - Основные причины кризисов

 

Причины кризиса могут быть внешними и  внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые - с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.

В понимании  кризиса большое значение имеют  не только его причины, но и разнообразные  последствия: возможно обновление организации  или ее разрушение, оздоровление или  возникновение нового кризиса. Последствия  кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным  управлением, которое может смягчать кризис или обострять его. [14]

Влияния на экономические результаты выразятся  в снижении всех показателей экономической  эффективности, росте затрат, необходимых  для функционирования предприятия.

Влияния на социально-экономические результаты деятельности фирмы выразятся в  противоречии интересов и степени  их удовлетворенности отдельного человека, социальных групп или классов  общества.

По мере развития социально-экономической  системы наблюдается повышение  роли человеческого фактора в  антикризисном ее развитии, которое  означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.

Антикризисное развитие - это не абсолютное отсутствие кризиса, а наличие таких кризисов, которые являются импульсом успешного, с позиций интересов человека, развития. Цель и интересы может  иметь только человек. Именно они  являются основой распознавания  кризисов и управления их преодолением.

Признаки  кризиса дифференцируются, прежде всего, по его типологической принадлежности: масштабы, проблематика, острота, область  развития, причины, возможные последствия, фаза проявления.

Выводом из данного параграфа является то, что причины кризисного характера  развития экономики кроются в  конфликте условий производства и условий реализации, в противоречии между производством, стремящимся  к расширению и не успевающим за ним ростом платежеспособного спроса. Существенные изменения в совокупном предложении и совокупном спросе обнаруживаются в экономическом  кризисе, который является не только нарушением пропорциональности общественного  производства, но и толчком к равновесию и сбалансированности экономики. Механизмом циклического движения выступает падение  цен (соответственно обесценение основного  капитала и снижение заработной платы).

 

 

 

 

2.2 Последствия экономических кризисов

 

Все экономические  кризисы оказывают определенное - иногда парадоксальное - влияние на состояние государственных институтов, общества, культуры и даже моды.

Традиционно в эпоху кризисов государственные  структуры оказываются более  конкурентоспособными на рынке труда. Государство, в отличие от коммерческих структур, всегда имеет в своем  распоряжении финансовые ресурсы и  может гарантировать чиновникам постоянную оплату и социальные льготы. Даже если государственная зарплата ниже "коммерческой", многие профессионалы  делают выбор в пользу государства, поскольку оно обещает большую  стабильность (известно, что госструктуры проводят сокращения штатов намного  реже частных компаний). В силу этого, популярность государственной работы значительно возрастает в периоды  кризисов. В силу этого, популярность государственной работы значительно  возрастает в периоды кризисов.

В условиях экономического кризиса государственные  институты часто становятся более  коррумпированными. Это становится естественным последствием роста их влияния на экономику. Именно от чиновников часто зависит будущее коммерческих структур: например, распределение  государственных заказов или  выделение финансовой помощи. Это  создает питательную среду для  коррупции. Первые тревожные звонки уже прозвучали: в начале 2009 года влиятельная общественная организация  Transparency International предупредила о возможном росте коррупции по всему миру.

Еще одним  проявлением экономического кризиса  является рост популярности военной  службы в государствах, где армия  переведена на профессиональные рельсы. Молодые люди, у которых оказывается  меньше шансов найти себя в гражданской  жизни, с большей охотой подписывают  контракты с армией.

Одним из последствий экономических проблем  является рост популярности религии. К  примеру, исследование Университета Техаса показало, что во все периоды экономических  кризисов, прошедших в США с 1968 по 2004 год, число прихожан протестантских церквей значительно увеличивалось. Однако есть и противоположные данные: к примеру, Центр Исследований Ресурсов Экономики и Развития проанализировал  влияние азиатского финансового  кризиса на общества Таиланда, Южной  Кореи и Филиппин. Как оказалось, во времена экономических трудностей люди начинали значительно реже посещать церкви, мечети и храмы и даже меньше молиться. Причина была проста: многие жители этих стран пытались работать на двух и более работах, тратили больше времени на поиск  дешевых продуктов и товаров  и т.п., что сокращало количество времени, которое они могли потратить  на духовную жизнь

Кризис, как правило, приводит к уменьшению популярности ресторанов, баров и  кафе, где продается алкоголь, однако он отнюдь не способствует трезвости. Потребители спиртного начинают покупать более дешевые напитки  в магазинах, причем предпочитают более  дешевые сорта. При этом люди пьют больше - для того, чтобы снять  стресс и забыться. Много пить начинают и люди, которые до наступления  трудных времен не увлекались подобным видом досуга.

Традиционно экономический кризис приводит к  уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при снижении доходов и росте безработицы  у людей остается меньше свободных  денег, которые они способны потратить  на отдых и развлечения. Однако эта  зависимость не абсолютна. К примеру, Университет Квинсленда проанализировал последствия азиатского кризиса конца 1990-х годов на местную индустрию международного туризма. Как оказалось, число иностранных туристов, посетивших эти страны, действительно сократилось, однако в тех государствах, которые девальвировали свои национальные валюты, резкого спада не наблюдалось, а восстановление рынка началось неожиданно рано.

Традиционно одной из первых жертв кризиса становится культура. Музыканты, актеры, художники, архитекторы сталкиваются с резким сокращением количества заказов. Однако влияние кризиса на культуру этим не ограничивается.

Выводом из данного параграфа является то, что каждый экономический кризис приводит к изменениям в образе жизни  и мировосприятии людей. Иногда эти  изменения кратковременны и малозначительны, иногда - весьма серьезны и долговечны. Традиционно экономический кризис приводит к уменьшению числа туристов. Логика здесь достаточно проста: при  снижении доходов и росте безработицы  у людей остается меньше свободных  денег, которые они способны потратить  на отдых и развлечения.

 

2.3 Пути выхода из экономического  кризиса

 

Первая  важнейшая фаза экономического цикла  — кризис (рецессия, сжатие, спад), для  которого характерны следующие черты  на макроэкономическом уровне:

— превышение предложения над спросом, ведущее к накоплению товарных запасов и падению цен;

— кризис сбыта, и падение цен ведут к сокращению производства;

— большое число банкротств и крахов фирм;

— массовая безработица;

— падение заработной платы и уровня жизни;

— рост потребности в деньгах для оплаты обязательств (всеобщая погоня за деньгами), который ведет к росту ссудного процента.

Самый глубокий кризис, который пережила рыночная экономика, — это кризис 1929-1933 гг., охвативший США, Канаду, Австралию на 58%, в США — на 54%. Промышленное производство сократилось вдвое, курс акций упал в 7 раз, инвестиции сократились в 16 раз, численность безработных в США достигала 13 млн чел., в Западной Европе — 17 млн чел. Обанкротились 80 тысяч компаний и 900 банков Реальные доходы населения упали на 58%. Это было вызвано рядом внешних и внутренних кризисов.

Внешние причины, войны, революции и политические потрясения, темпы роста населения  и его миграция, открытие золотых  месторождений, волны научно-технического прогресса, дающие экономической системе  импульс для движения и т.п. Полагают, что эти внешние факторы влияют на изменение инвестиций, которые, в свою очередь, воздействуют на объем производства, занятость и цены.

К внутренним причинам, находящимся внутри экономической  системы, относят:

— колебания потребительского и инвестиционного спроса,

— нарушения в сфере денежного обращения;

— сбои в функционировании рыночного механизма;

— изменение положения страны на мировом рынке;

— старение производственного аппарата и замедление темпов научно-технического прогресса.

Наиболее  распространено положение о том, что причиной циклического развития является синтез внутреннего состояния  и внешних факторов. Внешние факторы  — это первоначальные импульсы цикла, а внутренние экономические причины  превращают эти импульсы в циклические  колебания,

Негативные  последствия цикличности развития (особенно отрицательное, часто разрушительное воздействие экономических кризисов) вынуждает государства проводить  антициклическую политику, включающую мероприятия, направленные на предотвращение резких колебаний в развитии производства (см. таблицу 2).

 

 

Таблица 2 - Основные мероприятия антициклической политики

Вид политики

Подъем

Кризис

Денежно-кредитная политика

Сокращение денежной массы

Увеличение денежной массы

Фискальная

Увеличение налогов и сокращение расходов бюджета

Сокращение налогов и увеличение расходов бюджета

Политика заработной платы

Понижение заработной платы

Повышение заработной платы

Инвестиционная

Сокращение

Увеличение государственных инвестиций


 

Фискальная  политика государства. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной или бюджетно-налоговой политикой государства. После Второй мировой войны фискальная политика, опирающаяся на использование государственного бюджета, стала основным средством регулирования экономики в целях обеспечения экономического роста, достижения полной занятости, сдерживания инфляции, обеспечения равновесия платежного баланса.

Фискальная  политика оказывает воздействие  на национальную экономику через  товарные рынки. Изменение правительственных  расходов и налогов отражается на совокупном спросе и через него влияет на макроэкономические цели.

Сокращение расходов правительства уменьшает совокупный спрос, что в условиях рынка ведет к падению производства, доходов и занятости.

Рост правительственных расходов вызывает обратную реакцию: совокупный спрос растет, производство расширяется, доходы увеличиваются, безработица сокращается.

Таков краткосрочный эффект государственных  закупок. Однако в долгосрочном плане  последствия возрастания государственных  закупок иные. Рост доходов (как следствие возрастания государственных закупок) повышает инвестиционный спрос, что при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и, следовательно, снижению темпов экономического роста в будущем.

Если  же объем выпуска фиксирован (находится  на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных закупок  может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного  спроса, Поскольку объем потребления  относительно постоянен, то увеличение государственных закупок может  осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т. е. в экономике возникает  эффект вытеснения частных инвестиций государственными. Величина "вытеснения" зависит от уровня процентной ставки.

Что касается налогов, то направленность их воздействия  на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию  государственных расходов.

Снижение  налогов увеличивает располагаемый  доход и потребление, являющееся элементом совокупного спроса. При  этом, однако, надо иметь в виду, что  абсолютное изменение уровня потребления  зависит от предельной склонности к  потреблению (MFC). Расширение совокупного спроса в результате увеличения потребления стимулирует рост объема производства, доходов, снижает уровень безработицы. Со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.

Рост  налогов оказывает обратное действие: сокращение располагаемого дохода, потребления, совокупного спроса и соответственно уменьшение ВНП, доходов и рост безработицы.

Подобно частным инвестициям правительственные  расходы и налоги обладают множительным, мультипликационным эффектом.

Рост  государственных расходов ведет  к росту ВНП, причем росту большему, чем первоначальный импульс. Мультипликатор правительственных расходов (MRg) характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной склонности к сбережению.

Мультипликационный  эффект обусловлен тем, что увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления, что, в свою очередь, увеличивает  доход, который способствует дальнейшему  увеличению потребления и т. д. Этот переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов