Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: исследовать экономические кризисы, выявить основные причины, последствия и пути их преодоления.
Задачи работы:
• Изучить теоретические аспекты и выявить сущность экономического кризиса.
• Изучить функции и виды экономического кризиса
• Изучить и проанализировать причины возникновения, последствия и пути выхода из экономических кризисов.

Содержание

Введение …………………………………………………………………….....…3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов …………………………………………………….…………………….4
1.1 Сущность экономического кризиса ……………….……………….……….4
1.2 Функции и динамика экономического кризиса ……………….….………..7
1.3 Особенности и виды экономических кризисов ……………….…….……..8
Глава 2. Возникновение и предотвращение проблем экономических
Кризисов ……………………………………………………………….……..….13
2.1 Причины возникновения экономических кризисов и их роль в социально-экономическом развитии ………………………………………….……………13
2.2 Последствия экономических кризисов ………………………….…………20
2.3 Пути выхода из экономического кризиса …………………………………22
Заключение ………………………………………………………………………31
Список используемых источников ………………………….………..……….33

Вложенные файлы: 1 файл

курсак готовый.docx

— 115.57 Кб (Скачать файл)

Совокупный  эффект от увеличения правительственных  расходов равен их приросту, умноженному  на мультипликатор.

Поскольку мультипликатор действует в обоих  направлениях, очевидно, что сокращение правительственных расходов приведет к сокращению ВНП и доходов  на величину большую, чем уменьшились  правительственные расходы.

Изменение налогов также порождает мультипликационный эффект. Однако налоговый мультипликатор отличается от мультипликатора правительственных  расходов. Последний "сильнее", больше первого. Дело в том, что, как уже отмечалось, правительственные расходы непосредственно входят в совокупный спрос и их изменение полностью отражается на величине совокупного спроса. Что касается налогов, то они, воздействуя на величину располагаемого дохода, влияют как на потребление, так и на сбережение. Поэтому налоговый мультипликатор зависит от соотношения, в котором предельный доход распадается на потребности к потреблению к предельной склонности к сбережению.

Дальнейший  анализ предполагает объединение мультипликационных эффектов бюджетно-налоговой политики. Предположим равное увеличение правительственных  расходов и налогов. Тогда под  влиянием роста правительственных  расходов совокупный спрос расширится, а под влиянием увеличения налогов сократится. При этом, поскольку мультипликатор правительственных расходов "сильнее" налогового мультипликатора, окончательный, суммарный результат будет состоять в приросте ВНП, равном увеличению налогов (правительственных расходов).

Итак, фискальная политика, предусматривающая  равное увеличение расходов и правительственных  налогов, приводит к эффекту сбалансированного  бюджета, суть которого состоит в  том, что одинаковое по величине изменение  государственных расходов и налогов  приводит к изменению ВНП на ту же величину.

Денежно-кредитная (монетарная) политика государства. Тесная взаимосвязь денежных и товарных рынков создает возможность проведения целенаправленной денежно-кредитной (монетарной) политики, в ходе которой государство, изменяя предложение денег, может  воздействовать на объем национального  производства, цены и занятость.

Теоретической основой денежно-кредитной политики служит теория современного монетаризма, представляющего собой синтез кейнсианских и неоклассических представлений о роли денег в экономике, о влиянии массы денег в обращении на макроэкономические цели.

Монетарная  политика — это действия правительства, влияющие на количество денег в обращении, т. е. на денежное предложение. Ключевое звено монетарной политики — деятельность Центрального банка — организатора и контролера денежного обращения.

Основой монетарной политики являются следующие  положения:

— в краткосрочном периоде рост денежной массы приводит к росту реального ВНП;

— в долгосрочном периоде рост денежной массы влечет за собой рост цен, не оказывая влияния на объем ВНП.

Главные инструменты воздействия государства (Центрального банка) на денежное предложение — это изменение величины норматива обязательных резервных требований, уровня учетной ставки (ставки рефинансирования) и операции на открытом рынке (купля-продажа государственных ценных бумаг). Связь между изменениями денежного предложения и сферой производства описывает "кейнсианский передаточный механизм", согласно которому изменение денежного предложения влечет за собой изменение уровня процента, что отражается на инвестиционном спросе, который, в свою очередь, с мультипликативным эффектом влияет на объем ВНП и занятость.

Монетарная  политика может быть направлена на увеличение массы денег в обращении  в целях расширения совокупного  спроса. Такая политика проводится в периоды спадов и называется политикой "дешевых денег". В  условиях инфляции должно уменьшаться  и предложение денег. Государство  проводит политику "дорогих денег" Недостатками монетарной политики являются: значительный лаг времени между  принятием соответствующих монетаристских мер и реакцией на них экономики, обратное влияние скорости обращения  денег па их массу, возможная неадекватность реакции хозяйствующих субъектов  на проводимую монетарную политику.

Таким образом, государство формирует  основу для развития взаимодействия между правительством и рынком, защищая  и охраняя права собственности, создавая правовые регулирующие системы, содействуя предпринимательской деятельности граждан.

Государственное регулирование кризисных ситуаций осуществляется в виде [7]:

— нормативно-законодательной деятельности. Основополагающим документом является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Его нормы в соответствии с п. 1 ст. 76 Конституции Российской Федерации имеют "прямое действие на всей территории Российской Федерации".

— финансового регулирования: это управление совокупностью денежных средств, находящихся в распоряжении предприятия или государства, а также источниками доходов, статьями расходов, порядком их формирования и использования. В стране финансовые ресурсы аккумулируются бюджетной системой, которая обеспечивает их перераспределение в соответствии с принятыми критериями и условиями Бюджетная политика определяется радом специфических факторов, и прежде всего экономическим и финансовым кризисом;

— производства: государственное регулирование в этой области сводится к активной промышленной политике.

— перераспределения  дохода; в целях осуществления  стратегии социальной политики государство  должно регулировать систему рыночных отношений, что позволит решать проблемы, связанные с несостоятельностью рынка и организовать процесс  перераспределения доходов. Как  следует из изложенного, государственное  регулирование призвано стимулировать  позитивные социально-экономические  процессы, ограничивать и парализовывать возможные антисоциальные последствия действий стихийно-рыночных сил, страховать общество от них.

Следует уяснить существующие объективные  условия для массовой несостоятельности  предприятий различных организационно-правовых форм собственности и всего народно-хозяйственного комплекса страны. Они порождены, прежде всего, непродуманностью экономической  концепции и стратегии развития хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом управленческих кадров, а также явились следствием:

- замедленного  развития организационно-правовых  основ развития экономики;

- наличия  социально-психологических стереотипов,  не воспринимающих необходимость  перехода к рыночным отношениям;

- неудовлетворительного  финансово-экономическое положения в стране;

- затухающих  темпов инновационных процессов;

- высоких  темпы инфляционных процессов.

Во многих случаях, в основном это относится  к предприятиям на грани банкротства, предлагается включить механизм антикризисного управления.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

- активами (пассивами) предприятия;

- этапами  бизнес - процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

- программами  защиты имущества и безопасности  бизнеса;

- кадрами  (включая вопросы формирования  кадровой политики, социальные вопросы,  отношения с профсоюзами);

- программами  построения отношений с акционерами,  партнерами, органами государственной  власти;

- программами  информационной поддержки (включая  доведение до сведения трудового  коллектива информации о планах, методах и принципах управления, а так же доведение социально-значимых  аспектов деятельности до широкой  общественности).

Выводом из данного пункта является то, что  пути выхода из кризиса всегда зависят  от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход  на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все  задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать  план по оздоровлению экономической  деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

 

 

Заключение

 

Экономический кризис - это непрерывные  колебания рыночной экономики, когда  рост производства сменяется спадом, повышение деловой активности - понижением. Цикличность характеризуется периодическими взлетами и падениями рыночной конъюнктуры.

К причинам экономических кризисов можно отнести:

1) перепроизводство товарного капитала (рост нереализованной продукции); 2) перенакопление производительного  капитала (увеличение недогрузки  производственных мощностей, рост  безработицы); 3) перенакопление денежного  капитала (увеличение количества  денег, не вложенных в производство). Общим результатом перенакопления  капитала становится рост издержек  производства, падение цен и, следовательно,  прибыли. 

Экономический кризис обнаруживает существенные изменения в совокупном предложении  и совокупном спросе, поэтому кризис является не только результатом нарушения  пропорциональности развития общественного  производства, но и импульсом к  достижению равновесия и сбалансированности национальной экономики.

Во время  кризиса возникают побудительные  мотивы к сокращению издержек производства, увеличению прибыли, усиливается конкуренция.

Экономический кризис приводит к моральному износу средств производства, не способных обеспечить прибыльное функционирование капитала. Он же создает стимулы для обновления капитала на новой технической основе. Поэтому кризис дает начало преимущественно интенсивному развитию экономики.

Кризис - важнейший элемент механизма  саморегулирования рыночной экономики. Экономический кризис проникает  всюду, он ощущается практически  во всей экономике. Взаимосвязь элементов  экономики почти никому не дает возможности  избежать депрессии или инфляции. Однако следует иметь в виду, что экономический кризис разными путями и в разной степени влияет на отдельных индивидов и на отдельные секторы экономики.

Что касается производства и занятости, то обычно от спада больше всего страдают те отрасли промышленности, которые  выпускают средства производства и  потребительские товары длительного  пользования. Особенно уязвима строительная промышленность. Производство и занятость  в отраслях промышленности, выпускающих  потребительские товары кратковременного пользования, обычно меньше реагируют  на кризис. Отрасли промышленности и рабочие, связанные со строительством жилых домов и промышленных зданий (с тяжелым машиностроением, с производством сельскохозяйственных орудий, автомобилей, холодильников, газовой аппаратуры и тому подобных товаров), испытывают тяжелый удар.

И напротив, отрасли промышленности, которые  производят товары длительного пользования, в фазе подъема получают максимальные стимулы для развития.

Пути  выхода из кризиса всегда зависят  от причин вызвавших данную ситуацию. Главной целью, государства оказавшегося в затруднительном положении, переход  на нормальный, обычный режим работы. Для этого необходимо погасить все  задолженности. Это достаточно трудно в состоянии неплатежеспособности, но возможно. Следует разработать  план по оздоровлению экономической  деятельности государства. Необходимо проанализировать состояние ресурсов предприятия на сегодняшний момент и возможности предприятия на будущее. При наличии возможности получить финансовую или товарную помощь государство может расплатиться с долгами в включиться в производство.

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Абалкин Л. Роль государства и борьба с экономическими догмами/ Л. Абалкин// Экономист. 2010. – №9. – С. 33-35.
  2. Бабушкина Е.А. Антикризисное управление/ Е.А.Бабушкина, О.Ю.Бирюкова. -М.: Эксмо.- 2009.– 353 с.
  3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. пособие 2-е изд./ Е.Ф. Борисов. - М.: Юрайт.- 2007.- 145 с.
  4. Воронин Ю. Ориентиры выхода из экономического кризиса/ Ю. Воронин// Экономист. 2006. – №5.- С. 23-25.
  5. Гринин Л. Е. Глобальный кризис в ретроспективе/ Л.Е.Гринин, А.В. Коротаев.— М.: Либроком.- 2009.
  6. Гринин Л.Е. Об истории экономических кризисов / Л.Е. Гринин. – М.:  Общество.- 2009.
  7. Гринин Л.Е. Психология экономических кризисов/ Л.Е. Гринин. – М.: Либроком.- 2009.- 77 с.
  8. Гринспен А. Эпоха потрясений. Проблемы и перспективы мировой финансовой системы./ А.Гриспен.- М.: Альпина Бизнес.- 2009.- 442 с.
  9. Макконел К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика/ К.Р. Макконел, С.Л. Брю. – М.: ИНФРА-М. - 2008.
  10. Макроэкономика: учебник/ под ред. Т.А. Агапова, С.Ф.Серегина, А.В.Сидоровича. М.: Искра.- 2007.– 173 с.
  11. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь/ Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М. - 2007.
  12. Самуэльсон П.Н. Экономика/ П.Н. Самуэльсон. – М.: Вильямс.– 2010.-210с.
  13. Тарасевич Л.С. Макроэкономика: учебник/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский.  – М.: Высшее образование.- 2007. – 200 с.
  14. Финансовый кризис в России: факты, причины, последствия, прогнозы // [http://www.mirovoy-crisis.ru/finansovy-crisis-v-rossii.php]
  15. Шмелёв Н. Кризис внутри кризиса/ Н. Шмелёв. –М.: Либра,- 2002.– 185 с.
  16. Штайльманн К. Природа экономического кризиса в России и сценарий выхода из него. Проблемы теории и практики управления / К. Штайльманн. // М.: Иcкра.- 2009. – 180 с.
  17. Экономическая теория: учебник для вузов/ под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича.- СПб.: Питер.- 2008.- 213 с.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования проблемы экономических кризисов