Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:56, контрольная работа
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью подробного рассмотрения стратегического планирования как процесса управления.
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряде функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
Часть 1. Теоретический вопрос. Теоретические аспекты стратегического планирования управления
Введение…………………………….…………………………………….….3
1. Сущность и значение стратегического планирования.................………4
2. Этапы стратегического планирования на предприятии..……………….8
3. Модель стратегического планирования.…………..……………………..11
Часть 2. Решение задач
Задача 1………………..………………………………………………………19
Задача2…………………..…………………………………………………….21
Список использованных источников и литературы………………………..26
Содержание
Часть 1. Теоретический вопрос.
Теоретические аспекты
Введение…………………………….…………………………
1. Сущность и значение
стратегического планирования..
2. Этапы стратегического планирования на предприятии..……………….8
3. Модель стратегического
планирования.…………..……………………..
Часть 2. Решение задач
Задача 1………………..……………………………………
Задача2…………………..……………………………………
Список использованных источников и литературы………………………..26
Часть 1. Теоретический
вопрос. Теоретические аспекты
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью подробного рассмотрения стратегического планирования как процесса управления.
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряде функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.
Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Обеспечивает основу для всех управленческих решений, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.
Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации в условиях рыночной экономики. В современной быстроменяющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому данная тема является очень актуальной в наши дни.
Стратегическое планирование
- процесс определения конкретных
целей организации и
1. Сущность и
значение стратегического
Основная идея теории стратегического
планирования заключается в том,
что только посредством постоянного
совершенствования всех элементов
системы менеджмента в
Стратегия представляет собой всесторонний комплексный план, отображающий конкретные пути развития организации исходя из динамики внешней среды посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу. Стратегия в значительной мере разрабатывается высшим руководством организации, а ее реализация предусматривает участие сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры в повседневных действиях.
Планирование как функция управления состоит в выборе наилучшей альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней среды и самого объекта управления.
Объектом плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов и потребностей субъектов рынка и хозяйствования. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности и правильности бухгалтерских расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования в большей степени зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.
Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:
- определение долгосрочных
перспектив развития
- разработка комплекса
мероприятий (заданий) по
- контроль и выявление
основных проблем при
Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
распределение ресурсов, в основном ограниченных, таких как фонды, управленческие таланты, технологический опыт;
адаптация к внешней среде;
внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);
осознание организационных
стратегий (осуществление
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме того, стратегический план придает организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать товары или услуги.
Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся система управленческих функций, или основой функциональной структуры системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования организации и объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.
Стратегическое планирование решает следующие проблемы организации:
какие заказчики будут у организации, и на каких рынках она будет работать;
какие деловые процессы должны развиваться в организации;
каковы внешние факторы, более всего влияющие на результаты деятельности организации;
какая новая продукция или новые услуги будут предлагаться организацией;
какие специфические параметры организации нужно больше всего развивать;
какие финансовые, материально-технические и людские ресурсы понадобятся для реализации выбранной стратегии.
Стратегическое планирование и долгосрочное планирование - не одно и то же. Хотя, стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, но долгосрочные планы могут быть как стратегическими, так и оперативными. Первые включают в себя обоснование целей, их иерархию, оценку внешних условий, внутренних плюсов и минусов и основные направления действий. Вторые относятся к более простым управленческим инструментам.
Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым все заинтересованные лица - руководство, собственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план - это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требований к персоналу организации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организации, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направлений развития организации, но и на поиск определенного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга работников организации.
Для проведения стратегического
анализа каждой организации требуется
стратегическая информационная система.
В большинстве крупных
Для разработки стратегического плана развития и большие, и малые организации нередко прибегают к помощи профессиональных консультантов.
Таким образом, стратегическое
планирование представляет собой постоянно
повторяющийся замкнутый цикл, который
ни на минуту не приостанавливается и
постоянно реализуется в
Руководители организации,
высшие менеджеры должны в первую
очередь следить за изменяющейся
обстановкой и быть инициаторами
соответствующих перемен в
На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования:
планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией;
планирование «снизу-вверх» (характерно для диверсифицированных предприятий) означает, что цели отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно разрабатываются высшим руководством;
интерактивное планирование
представляет собой нечто среднее
между двумя описанными выше схемами
стратегического планирования. Идеи
формируются в процессе взаимодействия
между высшим руководством, плановым
отделом и оперативными подразделениями
предприятия. Высшее руководство устанавливает
цели и направления деятельности.
Стратегии формируются в
Наиболее типичные сложности, с которыми сталкиваются различные организации при стратегическом планировании своей деятельности, таковы:
- в отдельных организациях
все сотрудники без исключения
поглощены текущими проблемами
и постоянно находятся в
- стратегическое планирование
становится неким ритуалом, а
не содержательным действием.
При этом формализованные
- ключевые работники не
вовлечены во все стадии
2. Этапы стратегического планирования на предприятии
Информация о работе Теоретические аспекты стратегического планирования управления