Теоретические аспекты стратегического планирования управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы исследования обусловлена необходимостью подробного рассмотрения стратегического планирования как процесса управления.
В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в ряде функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный подход.

Содержание

Часть 1. Теоретический вопрос. Теоретические аспекты стратегического планирования управления

Введение…………………………….…………………………………….….3

1. Сущность и значение стратегического планирования.................………4

2. Этапы стратегического планирования на предприятии..……………….8

3. Модель стратегического планирования.…………..……………………..11

Часть 2. Решение задач

Задача 1………………..………………………………………………………19

Задача2…………………..…………………………………………………….21

Список использованных источников и литературы………………………..26

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.docx

— 365.82 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Часть 1. Теоретический вопрос. Теоретические аспекты стратегического  планирования управления

 

Введение…………………………….…………………………………….….3

 

1. Сущность и значение  стратегического планирования.................………4

 

2. Этапы стратегического  планирования на предприятии..……………….8

 

3. Модель стратегического планирования.…………..……………………..11

 

Часть 2. Решение задач

 

Задача 1………………..………………………………………………………19

 

Задача2…………………..…………………………………………………….21

 

Список использованных источников и литературы………………………..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 1. Теоретический  вопрос. Теоретические аспекты стратегического  планирования управления

 

Введение

Актуальность выбранной  темы исследования обусловлена необходимостью подробного рассмотрения стратегического  планирования как процесса управления.

В настоящее время стратегическое планирование заняло свое место в  ряде функций менеджмента. Сегодня, наряду с формальными, количественными  методами, стратегическое планирование использует творческий, интуитивный  подход.

Стратегическое планирование - это одна из функций управления, которая представляет собой процесс  выбора целей организации и путей  их достижения. Обеспечивает основу для  всех управленческих решений, функции  организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов.

Стратегическое планирование является важнейшей составной частью управления организацией, и без него вряд ли возможна успешная работа организации  в условиях рыночной экономики. В  современной быстроменяющейся экономической  ситуации невозможно добиться положительных  результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий, поэтому  данная тема является очень актуальной в наши дни.

Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений  действий для их осуществления в  соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования  имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для  организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа  вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих  управленческих процедурах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность и  значение стратегического планирования 

Основная идея теории стратегического  планирования заключается в том, что только посредством постоянного  совершенствования всех элементов  системы менеджмента в организации  можно успешно развивать собственный  бизнес в условиях достаточно жесткой  конкуренции и непредсказуемых  изменений как во внешней, так и во внутренней среде. Экономическая эффективность от использования систем стратегического планирования проявляется в наиболее целесообразном и наименее рискованном использовании всех видов ресурсов организации, повышение уровня ее конкурентоспособности и создании благоприятных перспектив постоянного и долговременного присутствия на целевом рынке (т.е. рынке, на котором организация работает).

Стратегия представляет собой  всесторонний комплексный план, отображающий конкретные пути развития организации  исходя из динамики внешней среды  посредством формулирования миссии организации и целей, поиска ресурсов для их достижения и планирования конкретных действий на перспективу. Стратегия  в значительной мере разрабатывается  высшим руководством организации, а  ее реализация предусматривает участие  сотрудников всех уровней управления. Стратегический план должен быть, с  одной стороны, целостным, с другой - гибким, допускающим коррекцию. Выработанная стратегия придает организации  общую направленность и индивидуальность, а ее сотрудникам - четкие ориентиры  в повседневных действиях.

Планирование как функция  управления состоит в выборе наилучшей  альтернативы текущего и перспективного развития объекта управления. Планирование должно быть способным адаптироваться к постоянным изменениям внешней  среды и самого объекта управления.

Объектом плановой работы могут быть любые виды деятельности, нацеленные на достижение каких-либо целей, особенно целей по обеспечению интересов  и потребностей субъектов рынка  и хозяйствования. Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие организации в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит  от точности и правильности бухгалтерских  расчетов прошлого. Любое планирование организации базируется на неполных данных, поэтому качество планирования в большей степени зависит  от интеллектуального уровня компетентных сотрудников, менеджеров.

Стратегическое планирование является составной частью стратегического  управления, которое представляет собой  процесс, протекающий в три основных этапа:

- определение долгосрочных  перспектив развития предприятия,  т.е. его стратегия;

- разработка комплекса  мероприятий (заданий) по реализации  стратегии фирмы;

- контроль и выявление  основных проблем при реализации  стратегии развития объекта.

Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени  и оказывать влияние друг на друга.

Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления организацией. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.

Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в  рамках процесса стратегического планирования:

распределение ресурсов, в  основном ограниченных, таких как  фонды, управленческие таланты, технологический  опыт;

адаптация к внешней среде;

внутренняя координация (координация стратегической деятельности для отображения сильных и  слабых сторон фирмы с целью достижения эффективной интеграции внутренних операций);

осознание организационных  стратегий (осуществление систематического развития мышления менеджеров путем  формирования организации, которая  может учиться на прошлых стратегических ошибках, т.е. способность учиться  на опыте).

Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Поэтому  необходимо постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отраслях народного хозяйства, рынке, конкуренции и т.п. Кроме  того, стратегический план придает  организации определенность, индивидуальность, которые позволяют ей привлекать определенные типы работников и помогают продавать товары или услуги.

Будучи функцией управления, стратегическое планирование является фундаментом, на котором строится вся  система управленческих функций, или  основой функциональной структуры  системы управления. Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется  система целей функционирования организации и объединяются усилия всего коллектива организации по ее достижению.

Стратегическое планирование решает следующие проблемы организации:

какие заказчики будут  у организации, и на каких рынках она будет работать;

какие деловые процессы должны развиваться в организации;

каковы внешние факторы, более всего влияющие на результаты деятельности организации;

какая новая продукция  или новые услуги будут предлагаться организацией;

какие специфические параметры  организации нужно больше всего  развивать;

какие финансовые, материально-технические  и людские ресурсы понадобятся  для реализации выбранной стратегии.

Стратегическое планирование и долгосрочное планирование - не одно и то же. Хотя, стратегические планы, как правило, носят долгосрочный характер, но долгосрочные планы могут  быть как стратегическими, так и  оперативными. Первые включают в себя обоснование целей, их иерархию, оценку внешних условий, внутренних плюсов и минусов и основные направления  действий. Вторые относятся к более  простым управленческим инструментам.

Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым все заинтересованные лица - руководство, собственники, работники, клиенты, общественность, - принимают на себя определенные обязательства. Стратегический план - это не столько директива, сколько свод согласованных правил и требований к персоналу организации, это договоренность о конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для развития организации, которые необходимо предпринять. Процесс стратегического планирования направлен не только на поиск приоритетных направлений развития организации, но и на поиск определенного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга работников организации.

Для проведения стратегического  анализа каждой организации требуется  стратегическая информационная система. В большинстве крупных организаций  имеются специальные информационно-аналитические  подразделения. В небольших организациях, где нет возможности иметь собственное информационно-аналитическое подразделение, используются такие как личный опыт, отчеты, книги, журналы, газеты, конференции, профессиональные встречи, подчиненные, внешние контрагенты и пр.

Для разработки стратегического  плана развития и большие, и малые  организации нередко прибегают  к помощи профессиональных консультантов.

Таким образом, стратегическое планирование представляет собой постоянно  повторяющийся замкнутый цикл, который  ни на минуту не приостанавливается и  постоянно реализуется в организации. Оценка деятельности организации, анализ изменяющейся внешней среды деятельности организации одновременно являются и началом, и концом этого цикла. В то же время основные направления  действий, конкретный план конкурентной борьбы, создание новых конкурентных преимуществ, корректировка корпоративной культуры, формирование организационной структуры, отвечающей изменившимся стратегическим ориентирам, - все это может достаточно часто подвергаться изменениям в зависимости от степени изменчивости внешней среды, в которой действует организация.

Руководители организации, высшие менеджеры должны в первую очередь следить за изменяющейся обстановкой и быть инициаторами соответствующих перемен в стратегии  организации. Коррекция стратегического  плана должна осуществляться с широким  участием персонала, в соответствии с обычной процедурой стратегического  планирования. Иногда необходим иной, чрезвычайный порядок изменения  стратегии. В случае если внешние  изменения имеют очень динамичный характер, если неожиданно возникает  критическая ситуация, чреватая необратимыми последствиями, необходимые коррективы могут вноситься непосредственно  по воле высшего управляющего (генерального директора, председателя правления, мэра или президента).

На практике обычно применяют  три основные схемы организации  процедур стратегического планирования:

планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и  ключевые стратегии формируются  на уровне предприятия в целом  и служат для оперативных подразделений  руководящей линией;

планирование «снизу-вверх» (характерно для диверсифицированных  предприятий) означает, что цели отделений, производственные планы инициируются оперативными подразделениями. В прерогативу  отдела стратегического планирования входит координация планов. Однако основные элементы стратегии (особенно финансовые показатели) все равно  разрабатываются высшим руководством;

интерактивное планирование представляет собой нечто среднее  между двумя описанными выше схемами  стратегического планирования. Идеи формируются в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановым отделом и оперативными подразделениями  предприятия. Высшее руководство устанавливает  цели и направления деятельности. Стратегии формируются в процессе взаимодействия по вертикали по специально разработанным процедурам (комитеты, комиссии, конференции). Следовательно, стратегия развития организации  представляет собой плод коллективного  разума, однако окончательное решение  принимает высшее руководство.

Наиболее типичные сложности, с которыми сталкиваются различные  организации при стратегическом планировании своей деятельности, таковы:

- в отдельных организациях  все сотрудники без исключения  поглощены текущими проблемами  и постоянно находятся в состоянии  «тушения пожара». В этом случае просто не хватает времени и сил для организации работы по стратегического планированию;

- стратегическое планирование  становится неким ритуалом, а  не содержательным действием.  При этом формализованные процедуры  по стратегическому планированию  выполняются, а результат отсутствует.  Все напоминает «итальянскую  забастовку», когда все выполняют  инструкции и предписания (но  только их!), а дело стоит;

- ключевые работники не  вовлечены во все стадии стратегического  планирования управления. Это означает, в частности, что стратегическое  планирование перепоручается специальной  команде из планового отдела; высшие менеджеры не активно  поддерживают основные стратегические  ориентиры; стратегические планы  не сообщаются служащим, и они  остаются в неведении относительно  стратегических ориентиров.

 

 

 

 

 

2. Этапы стратегического  планирования на предприятии

Информация о работе Теоретические аспекты стратегического планирования управления