Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – выявить сущность государственного контроля над ценами, рассмотреть формы и методы государственного вмешательства.
Задачи работы:
изучить аспекты государственного вмешательства в ценообразование;
рассмотреть государственное воздействие на цены, а в частности меры, методы, способы воздействия и последствия государственного контроля над ценами;
оценить влияние нижнего и верхнего пределов цены на функционирование рынка
сделать вывод об эффективности государственного вмешательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………........4
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН……………..5
2. КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ………………….7
2.1 Механизм установления нижнего предела цены……………………….......11
2.2 Механизм установления верхнего предела цены………………………......13
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ МОНОПОЛИСТА………….......17
3.1 Регулирование цен естественных монополий………………………….......24
3.2 Регулирование цен в целях налогообложения………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………........30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Южно-Уральский государственный университет»
Факультет «Юридический»
Кафедра «Конституционное и административное право»
Теоретические основы государственного контроля над ценами
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ
по дисциплине «Микроэкономика»
ЮУрГУ– 081100. 2012.812.ПЗ КР
Нормоконтролер, доцент
____________Н.В.Моцаренко
___________________
2012 г.
Руководитель, доцент
______________Н.В. Моцаренко ______________________2012 г.
Автор работы
Студентка группы Ю-117
______________Е.А. Резниченко ______________________ 2012 г.
Работа защищена
с оценкой (прописью, цифрой)
__________________________
_______________________2012 г.
Челябинск 2012
АННОТАЦИЯ
Резниченко Е.А. Теоретические основы государственного контроля над ценами. – Челябинск: ЮУрГУ, Ю-117, 2012 – 31 с., 9 ил., библиографический список – 7 наим., |
Цель курсовой работы – выявить сущность государственного контроля над ценами, рассмотреть формы и методы государственного вмешательства.
В работе рассмотрено государственное воздействие на цены, а в частности меры, методы, способы воздействия и последствия государственного контроля над ценами в отраслях конкурентного рынка и естественных монополий. Сделано заключение о роли государства на рынке.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО
2. КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ НА
2.1 Механизм установления нижнего предела цены……………………….......11
2.2 Механизм установления верхнего предела цены………………………......13
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА
3.1 Регулирование
цен естественных монополий…………
3.2 Регулирование
цен в целях налогообложения………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………………….31
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство на протяжении всей истории своего существования выполняло определенные функции в сфере экономики. Даже в период раннего капитализма в Европе существовал централизованный контроль над ценами. В современных условиях любое государство осуществляет регулирование рыночной экономики, с различной степенью государственного вмешательства в экономику. При этом государство использует широкий набор средств и методов воздействия на экономику. Государство всегда, во все времена и во всех странах оказывало ключевое влияние на функционирование экономики, и вследствие этого, на развитие общества в целом. Таким образом, проблема государственного регулирования цен и государственного вмешательства в ценообразование, рассмотренная в данной работе, является актуальной.
Цель работы – выявить сущность государственного контроля над ценами, рассмотреть формы и методы государственного вмешательства.
Задачи работы:
Объект работы – ценообразование.
При написании курсовой работы были использованы публикации зарубежных и отечественных авторов.
Государственное регулирование рынка и цен — это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля над ними. Государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.
Необходимость
государственного вмешательства в
процессы ценообразования обусловлена
тем, что свободно функционирующий
рынок не обязательно гарантирует
высокую эффективность
Государственное регулирование может осуществляться путем прямого контроля над уровнем цен и объемов рынка (установление обязательных государственных цен или рыночных квот), путем использования финансовых инструментов (налогов и дотаций) и некоторыми другими методами.
Микроэкономические меры воздействия государства на цены включают в себя: контроль над уровнем цен на продукцию и услуги естественных монополий, предприятий, занимающих монопольное и доминирующее положение на рынке; установление цен на товары и услуги, имеющие особую социальную значимость; установление акцизов и субсидирование отдельных товаропроизводителей; установление торговых надбавок на некоторые виды продукции; регулирование цен и таможенных тарифов во внешнеэкономической деятельности.
Таким образом,
рыночное равновесие, в крайнем случае,
может быть установлено только посредством
государственного вмешательства. Государственное
вмешательство в механизмы
В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества, как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель.
Индивидуальный продавец имеет очень малую долю общего выпуска, он не в состоянии изменить предложение на рынке так, чтобы изменилась цена. Соответственно продавцы на совершенно конкурентном рынке принимают цены как заданные извне, то есть являются «прайс–тейкерами».
Это значит, что цена, по которой каждая фирма продает свою продукцию, определяется силами, которые неподвластны фирме. Речь идет об условиях спроса и предложения на рынке в целом. Условия спроса при совершенной конкуренции, как для отдельной фирмы, так и для всего рынка демонстрирует график (рис. 1).
Рисунок 1. Ценообразование при совершенной конкуренции
Допустим, что равновесная цена PE равна 0,4$ за фунт бройлера, тогда равновесное количество QE составляет 2 млрд. фунтов ежегодно. В части (б) рисунка показано, как выглядит рынок с точки зрения индивидуального производителя. Диапазон возможных вариантов объема выпуска с точки зрения фирмы имеет размерность, выраженную не в миллиардах фунтов, а в тысячах. Этот диапазон настолько невелик, что вне зависимости от того, произведет ли фирма 10000, 20000 или 40000 фунтов куриного мяса в год, это практически не повлияет на величину совокупного спроса. Изменение на 10000 фунтов настолько мало, что его невозможно заметить на графиках рыночного спроса и предложения, имеющих куда более крупный масштаб. Что касается отдельно взятой фирмы, то очевидно, что кривая спроса на ее продукцию является при рыночной цене совершенно эластичной (горизонтальной), хотя, с точки зрения рынка в целом, кривая спроса имеет вполне обычный отрицательный наклон.
На конкурентном, свободном от государственного регулирования рынке, цена на товар под воздействием различных факторов изменяется и уравновешивает спрос и предложение: при равновесной цене количество товара, которое желали бы приобрести покупатели, в точности соответствует предлагаемому продавцами количеству. Но результаты функционирования свободного рынка приводят в восторг далеко не всех его участников. Потребители данного блага считают, что цена слишком высока и не позволяет каждому желающему удовлетворить свои потребности. В то же время производители данного вида блага считают, что цена, сложившаяся в результате конкуренции — сокращает доходы фирм. Правительство, видя сильное недовольство одной из групп, может принять решение о вмешательстве в ценообразование, тем самым, поддержав одну из сторон спора. В обычное время, данный спор решается с помощью нахождения равновесной цены, при которой количество предлагаемого товара соответствует количеству товара, которое желают приобрести потребители данного блага. Но иногда наступают такие времена, когда недовольство от сложившейся цены у одной из групп возрастает, а изменить её в виду сложившейся рыночной ситуации, сильной конкуренции, слабого спроса на данный вид товара и других факторов невозможно. Такая ситуация может возникнуть из-за военных действий на территории данного государства или из-за не урожайного года и многих других причин. В таких ситуациях правительство может устанавливать официальный максимальный и минимальный предел цены, по которой можно будет продавать данный вид товара.
Нерегулируемый рынок совершенной конкуренции
Для того
чтобы оценить эффективность
государственного регулирования, следует
применить метод, позволяющий измерять
выигрыши и потери от изменений рыночной
цены и объемов продаж, вызванных
государственным
На графике (рис. 2) представлена ситуация на нерегулируемом конкурентном рынке, где потребители и производители покупают и продают по текущей рыночной цене.
Потребительский излишек — это совокупная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения товара. Для потребителей в совокупности это площадь фигуры между кривой спроса и линией рыночной цены (т.е. верхний треугольник на рис. 2). А так как потребительский излишек измеряет совокупную чистую выгоду всех потребителей, можно определить эффект от государственного регулирования путем измерения итоговых изменений излишка потребителя.
Рисунок 2. Излишек потребителя и производителя.
Для рынка в целом излишек производителя является площадью фигуры над кривой предложения вплоть до линии рыночной цены; он отражает ту выгоду, которую получают производители, имеющие более низкие издержки, от продажи продукции по рыночной цене. На рисунке 2 это нижний треугольник. А так как излишек производителя измеряет совокупную чистую выгоду производителей, можно определить выигрыш или потери производителей от государственного вмешательства, измеряя итоговые изменения излишка производителя.
2.1 Механизм установления нижнего предела цены
Для начала рассмотрим нижний придел цены. Если минимальная цена ниже рыночной, то никаких серьёзных изменений не будет, если минимальная цена выше рыночной, то возникает ситуация изображённая на графике (рис. 3).
Рисунок 3. Минимальная цена (ценовой пол)
Установление такой минимальной цены может быть сделано по разным причинам. Например, для поддержания производителя в трудный период (неурожайный год) так как спрос на данный товар не эластичен по цене, то цена будет изменяться в зависимости от величины предложения. Пол цены позволяет сохранять доход производителя в период низких цен. При нижнем приделе цены на рынке возникает излишек, который государство может использовать для закупки товара, например зерна, особенно в период затоваривания рынка, который будет сохранён для продажи во время дефицита.
Устанавливание минимальной зарплаты призвано увеличивать заработную плату некоторым работникам, но вместе с тем увеличивает безработицу, так как иногда издержки фирмы на заработную плату будут больше, чем доход, который принесёт данный работник. Но установление потолка цены влечёт за собой появление излишка товара, происходит затоваривание рынка, а это, как известно, чревато печальными последствиями. Высокие цены могут уменьшить спрос до такой степени, что фирмам станет не выгодно изготавливать данный вид товара. Если фирма монополист то товар может исчезнуть с рынка, иначе, с рынка уйдут самые слабые, в финансовом отношении фирмы, и тогда спрос относительно остальных оставшихся фирм возрастёт. Такой контроль над ценами стимулирует неэффективную работу. Так как цены высокие, то фирмы могут почувствовать, что снизилась необходимости поиска новых технологий, снижения издержек (произойдёт торможение в развитии экономики).
Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами