Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 13:08, курсовая работа
Цель работы – выявить сущность государственного контроля над ценами, рассмотреть формы и методы государственного вмешательства.
Задачи работы:
изучить аспекты государственного вмешательства в ценообразование;
рассмотреть государственное воздействие на цены, а в частности меры, методы, способы воздействия и последствия государственного контроля над ценами;
оценить влияние нижнего и верхнего пределов цены на функционирование рынка
сделать вывод об эффективности государственного вмешательства.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………........4
1. СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЦЕН……………..5
2. КОНТРОЛЬ НАД ЦЕНАМИ НА КОНКУРЕНТНОМ РЫНКЕ………………….7
2.1 Механизм установления нижнего предела цены……………………….......11
2.2 Механизм установления верхнего предела цены………………………......13
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН НА ПРОДУКЦИЮ МОНОПОЛИСТА………….......17
3.1 Регулирование цен естественных монополий………………………….......24
3.2 Регулирование цен в целях налогообложения………………………….......28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………........30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………
Не редко
можно встретиться и с
Рисунок 4. Максимальная цена (ценовой потолок)
Но, несмотря на старания политиков, о справедливости распределения товаров на рынке между потребителями говорить очень сложно. Так как на рынке возникает дефицит, то, товара всем не хватает, поэтому образуются длинные очереди, начинает работать принцип "Кто первый пришёл, тому и досталось". Тогда государственные чиновники вводят талоны, на приобретение того или иного вида товара, чтобы первый пришедший не скупил всё что есть.
Вместе с тем производитель получает меньше прибыли из-за того, что цены слишком малы, что непременно сокращает объём производства и усугубляет дефицит на данный вид блага. Государство может устанавливать различные льготы по налогообложению на данный вид товара. Но дефицит остаётся, и поэтому продавцы могут распределять товары по определённому принципу, например, только постоянным клиентам, по расовому признаку или землячеству. Установление дефицита на рынке ведет к образованию черного рынка продукта.
Причины существования черного рынка понятны – часть граждан готова переплачивать сверх установленной государством цены за отсутствующий в официальной торговле товар. К этому могут толкнуть разные обстоятельства – от высоких доходов, когда реальностью становится жизнь по принципу «время - деньги», до экстренных событий, случающихся в жизни каждого (болезни, праздники), когда люди с относительно небольшими доходами готовы платить за дефицитный товар большие деньги.
Кривая предложения S1 на графике (рис. 5) отражает поведение продавцов, обеспечивающих «добывание» дефицитного товара, а ее пересечение с кривой спроса – цену и количество, характеризующие равновесие на черном рынке. Хорошо видно, что кривая S1 идет выше исходной кривой S – сказываются трудности «доставания» и оплата услуг посредника. Поэтому итоговая точка равновесия на черном рынке достигается при еще больших ценах, чем не устраивавшая государство именно своей завышенностью равновесная цена свободного рынка (PЧ > PЕ).
Рисунок 5. Ценообразование на черном рынке
Из сказанного
может сложиться неверное впечатление,
что любое вмешательство
На практике не редко встречается ценовой коридор, который также создан для контроля цены. С его помощью политики устанавливают максимум и минимум цены, по которой можно продавать данный вид товаров или услуг. В результате функционирования рынка цены колеблются в рамках этого коридора. Такая система используется в целях регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию.
При этом если цены опускаются до минимального уровня, то специальные органы начинают скупать продукцию в буферные запасы. Если же рыночные цены повышаются до уровня максимальных цен, то специальные органы начинают продавать продукцию из буферных запасов, предотвращая таким образам резкое колебание цен.
Нельзя забывать, что рыночная цена - это цена равновесия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке. Рыночная цена образуется путём принятия миллионов маркетинговых решений между производителем и потребителем. Именно поэтому государственное вмешательство не всегда имеет положительный характер. Государственные чиновники, желая поддержать производителя или беднейшие слои населения, устанавливают верхние и нижние приделы цен, но очень часто установление контроля над ценами отрицательно сказывается именно на тех, кому хотят помочь политики.
Монополия – наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. В условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.
Монополия преобладает, если на рынке выполняются следующие условия:
Существует несколько типов монополий. Закрытая монополия имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы на рынке защищено законодательно или какими-либо юридическими правами, ограждающими ее от конкуренции. Это наиболее устойчивая форма монопольной власти, которая, однако, чаще всего не обуславливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав всегда сопровождается ограничениями как в отношении уровня цен, так и нормы прибыли. Примером закрытой монополии является производство опасных товаров и веществ.
Открытая монополия обнаруживае
Естественная монополия – ситуация на рынке, когда единственность производителя определяется положительной отдачей от масштаба (означает, что в отрасли наименьший уровень издержек достигается в случае производства всего объема продукции одной фирмой). Такого рода монополии находятся под патронатом государства, регулирующего их деятельность.
Определяющая особенность чистой монополии как модели рынка состоит в том, что одна фирма олицетворяет собою отрасль. В силу этого кривая спроса на продукцию монополиста есть ни что иное как кривая рыночного спроса. Спрос на продукцию монополиста не является абсолютно эластичным – это главное отличие фирмы-монополиста от совершенно конкурентной фирмы.
Как уже было сказано, что фирма может влиять на цену своей продукции, то при изменении объема спроса фирма не обязательно отреагирует изменением объема предложения, она может отреагировать изменением рыночной цены. Следовательно, невозможно установить прямую зависимость между объемом предложения и рыночной ценой. Это означает, что кривой предложения фирмы-монополиста не существует.
Главной целью любой фирмы является максимизация прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, монополист должен вначале определить особенности рыночного спроса, а также свои издержки. Монополист установит рыночную цену, по которой он будет продавать продукцию, и тогда объем продаж определится из кривой рыночного спроса.
Кривая среднего дохода монополиста совпадает с кривой рыночного спроса, а кривая предельного дохода будет располагаться ниже кривой рыночных цен. Это означает, что в условиях монополии предельный доход не равен цене.
Рисунок 6. Рынок монополии
Чтобы максимизировать прибыль, фирма должна производить количество товара, соответствующее точке, в которой предельный доход равен предельным издержкам (MR = MC). Это критерий выбора и для монополиста. В данном случае QE – объем производства, максимизирующий прибыль. Фирма-монополист назначает цену выше, чем предельные издержки (монопольная надбавка к цене) и получает избыточную прибыль. Эта монопольная надбавка к цене обратно пропорциональна эластичности спроса на товар.
Так как монопольная власть приводит к повышению цен и уменьшению объемов производства, она способствует снижению благосостояния потребителей и росту благосостояния фирм.
На графике (рис. 7) Pm и Qm – монопольные цена и объем; Pс и Qс – конкурентные цена и объем. При монополии на рынке, из-за высокой цены некоторые покупатели перестают покупать товар (площадь треугольника B); а те кто остается, платят высокую цену, теряя часть потребительского излишка (прямоугольник A). Совокупное сокращение излишка потребителя равно A+B. Общая прибыль производителя составит A-C. Безвозвратные потери от монопольной власти, таким образом, составляют: B+C.
Отсюда следует, что монополия, производя меньше оптимального объема и реализуя по ценам, превышающим предельные издержки производства, приводит к чистым потерям общественного благосостояния.
Рисунок 7. Безвозвратные потери от монопольной власти.
Таким образом,
исходя из всего вышесказанного, монополия
сопряжена с отрицательными последствиями
для экономики страны. Недопроизводство,
завышенные цены, неэффективное производство
- лишь малая часть монополистических
злоупотреблений. Те же причины, которые
вынуждают клиента фирмы-
Еще более
опасно то, что монополия полностью
блокирует механизмы
Всевластию монополиста в силу непреодолимости барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить эту проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику.
Установление потолка цены
Регулирование деятельности монополий направлено на ограничение ее рыночной власти и осуществляется с целью увеличения объема предложения и снижения рыночной цены. Осуществляется оно посредством мер законодательного и экономического характера, что и является антимонопольным регулированием.
На конкурентном
рынке государственное
График (рис 8) иллюстрирует регулирование цены. Pm и Qm – цена и объем производства на нерегулируемом монопольном рынке. Допустим, что государственное регулирование определяет максимальную цену P1. Так как теперь фирма может устанавливать цену не выше P1, то новая кривая среднего дохода фирмы до точки с объемом производства Q1 представляет собой горизонтальную линию на уровне P1. Для уровней объема производства выше, чем Q1, новая кривая среднего дохода совпадает со старой кривой среднего дохода, потому что при этих объемах производства фирма назначит цену ниже P1 и на нее никак не повлияет регулирование.
Рисунок 8. Регулирование цены в условиях мнополии
Новая кривая предельного дохода фирмы соответствует ее новой кривой среднего дохода, и она показана жирной линией. Для объемов производства до Q1 предельный доход равен среднему доходу. Для объемов производства больше Q1, новая кривая предельного дохода совпадает с прежней. Фирма будет выпускать количество продукции Q1, потому что именно в этой точке кривая предельного дохода пересекает кривую предельных издержек. Исходя из этого, при цене P1 и количестве продукции Q1 безвозвратные потери от монопольной власти сокращаются.
Информация о работе Теоретические основы государственного контроля над ценами