Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:26, курсовая работа
Цель курсовой работы: изучение государственного управления в сфере хозяйственной деятельности на примере Министерства сельского хозяйства РФ.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления экономикой.
2) провести характеристику Министерства сельского хозяйства РФ,
3) выявить основные проблемы и пути решения, применив информационные технологии в целях совершенствования.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы состоит в том, что на сегодняшний день эффективное управление экономикой является одной из приоритетных задач исследователей связанных с экономикой, и политикой. Государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство обозначило конкретные границы полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов. Так, последнее может осуществляться только в случаях нарушения правил противопожарной безопасности; нарушения установленных санитарных норм; необходимости защиты экологии, необходимости обеспечения социальной защищённости наёмных работников; ценового и антимонопольного регулирования; изменения налоговой политики; угрозы безопасности и здоровью граждан; наличия угрозы обороноспособности страны; нарушения законодательства о предпринимательской деятельности; трудового законодательства.
Объектом исследования является государственное управление в сфере хозяйственной деятельности.
Предметом является функционирование агропромышленного комплекса.
Цель курсовой работы: изучение государственного управления в сфере хозяйственной деятельности на примере Министерства сельского хозяйства РФ.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления экономикой.
2) провести характеристику
3) выявить основные проблемы и пути решения, применив информационные технологии в целях совершенствования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКОЙ
1.1 Государственное управление как самостоятельное научное направление
Капитализм еще более усложнил, а не упростил
процесс управления государственными
делами. Стали более масштабными проблемы
безопасности (в условиях растущих масштабов борьбы
за ресурсы, рынки сбыта, сферы влияния,
а значит - войн), проблемы социально-классовой
борьбы, а значит, необходимости их урегулирования.
Растет объем государственно-
В Западной Европе наука административного управления заметно развивается после Второй мировой войны. Немало способствовало этому создание Международного института административных наук и его подразделений в университетах различных стран. Так, во Франции вскоре после окончания войны открыта Национальная школа администрации и институты политических исследований, основано французское отделение Международного института административных наук, который проводит исследования и собрания, ориентированные на проблематику науки государственного управления. Резиденция отделения размещается в Государственном совете. Им издаются записки. На факультетах права, в институтах политических исследований, в Национальном центре политических наук публикуются многочисленные труды и ведется преподавание курса государственного управления.
Однако нужно отметить, что в этот период
камеральные науки оказались поглощенными,
а точнее, вытесненными политической наукой и административным
правом. Ученые европейских стран основное
внимание стали придавать правам личности
перед администрацией, развитию самоуправления
местных сообществ. Во всех публикациях
в качестве результатов исследования
предлагались реформы администрации на
национальном уровне. Таким образом, научные
поиски велись в рамках административной
политики и права. Что касается России,
то отмечая серьезную разработанность
философски, теоретико-правовых и административно-правовых
аспектов данной проблематики, следует
отметить, что специальных работ, посвященных
непосредственному теоретическому и правовому
анализу возникновения и эволюции государственно-
В 60-е годы XX в. государственно-управленческая мысль в России возрождается в рамках административного права как юридическое научное направление и учебная дисциплина в университетах. Пожалуй, первые же серьезные научные исследования свидетельствовали о том, что теории государственного управления тесны рамки формального юридизма. .
С 70-х годов государственное управление стало развиваться как самостоятельное направление, соприкасаясь, но, не сливаясь с «ее соседствующими» научными направлениями. Одно из них - обща теория социального управления - представлено трудами такого ученого, как В. Г. Афанасьев[7].
Другое направление - управление производством - объединило исследователей и практиков, академическую и вузовскую науку специальности «Экономика и управление». Государственное управление как самостоятельное направление представлено в основном работами правоведов, юристов, которые занимались проблемами госуправления в смежных государствоведческих областях науки: теории государства и права государственного (конституционного) и административного права Г. В. Атаманчука[9].
Наряду с рассмотрением общих проблем теории государственного управления (предмета, методов, принципов организации и функционирования) в последнее десятилетие XX в. широко исследовались частные вопросы административного управления: функции управлений, организационные структуры управления, институт государственной службы, муниципального управления, и права.
Таким образом, слом в России административно-командной системы управление и переход к новому общественно-экономическому укладу в конце XX в. с вязан с поиском и утверждением новых концепций, принципов, подходов в организации государственного управления.
1.2 Теоретическое обоснование понятия управление экономикой
Управление экономикой - это целенаправленная организационная деятельность государственных органов представительной и исполнительной власти, органов управления по практической реализации задач и функций государства в отраслях хозяйства. Управление заключается в правовом обеспечении хозяйственной деятельности, в разработке целевых программ развития отраслей, организационном обеспечении управления хозяйством, контроле, оперативном управлении хозяйственными субъектами[25].
Непосредственное управление отраслями хозяйства осуществляют органы специальной и отраслевой компетенции: министерства, ведомства, администрация хозяйственных субъектов. Управление негосударственными хозяйственными организациями возложено на негосударственные органы с соблюдением действующего законодательства.
Государственное управление по основаниям его осуществления можно разделить на общее, осуществляемое государством и его органами, и особенное, когда государство выступает в качестве собственника, управляя своими имущественными фондами[22].
По содержанию государственного воздействия оно подразделяется на создание и прекращение субъектов хозяйствования, планирование, регулирование и контроль. Любое государственное воздействие представлено в виде конкретного юридического акта, например, планового акта, целевой программы, разрешения, квоты, лицензии, предписания, контракта.
Таким образом, государство обладает достаточным количеством правовых рычагов для эффективного регулирования хозяйственной деятельностью в стране. Однако, действующее законодательство, обозначило конкретные границы полномочий государственных органов по вмешательству в повседневную деятельность хозяйственных субъектов. В то же время государство осуществляет непосредственное оперативное управление казёнными предприятиями и хозяйственными субъектами.
1.3 Управление агропромышленным комплексом
Агропромышленный комплекс как отрасль экономики включает производство сельскохозяйственной продукции, ее заготовку, переработку и хранение.
Знания и сведения о системе управления в рассматриваемой сфере можно получить путем ознакомления и изучения нового Земельного кодекса РФ и анализа статуса Министерства сельского хозяйства РФ[5].
В укрупненном, институциональном плане основные функции этого Министерства состоят в проведении государственной политики и осуществлении управления в агропромышленном комплексе, включая мукомольно-крупяную, комбикормовую, хлебопекарную, макаронную промышленность и элеваторы, в продовольственном обеспечении страны, а также в координации деятельности в названных сферах других органов власти.
Минсельхоз России ответствен за продовольственное обеспечение страны. Соответственно на него возложены: разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки и производства ресурса проведение мер по развитию предпринимательства на основе агропромышленной интеграции и сельскохозяйственной кооперации; проведение аграрных и земельных преобразований; создание организационно-технических и иных условий для функционирования государственного, коллективного, кооперативного, акционерного, фермерского и мелкотоварного секторов сельского хозяйства; разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в порученных отраслях сельскохозяйственного производства (полеводство, животноводство и т.п.), в пищевой и перерабатывающей промышленности[5].
Минсельхоз России также содействует развитию рыночных отношений, всех форм собственности и хозяйствования; разрабатывает меры по приватизации и демонополизации, по созданию продовольственных оптовых рынков и ярмарок; осуществляет правовое регулирование хозяйственной деятельности в рамках своей компетенции. Оно участвует в разработке и осуществлении ценового регулирования в отраслях сельскохозяйственного производства; оказывает государственную поддержку сельскохозяйственных производителей; осуществляет государственный контроль за целевым использованием централизованных финансовых, кредитных, валютных и материальных ресурсов.
Государственным заказчиком по закупкам и поставкам продукции в продовольственные фонды для федеральных государственных нужд также является Минсельхоз России[5].
В компетенцию Министерства входит размещение государственного заказа на создание и производство сельскохозяйственной техники; организация экономического и научно-технического сотрудничества в области сельского хозяйства и продовольствия с зарубежными странами; выдача разрешений на импорт химических средств защиты растений.
Таким образом, Минсельхоз России является специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира; осуществляет государственное управление охотничьим хозяйством, контролирует его ведение, осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдает удостоверения на право охоты и разрешения (лицензии) на добычу охотничьих животных.
1.4 Развитие аграрного комплекса
Изучив Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года можно выделить, что основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе являются:
обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;
устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;
повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;
эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;
улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов[7].
Достижение указанных целей в долгосрочной перспективе будет основываться на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.
В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.
Валовой сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120 - 125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году до не менее 26 - 28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.
К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока - на 27 процентов. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34 процентов в 2007 году до 13 процентов в 2020 году, доля импорта молока - с 17 процентов до 12 процентов соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.
В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82 процентов, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85 процентов.
Информация о работе Теоретическое обоснование понятия управление экономикой