Теоретическое обоснование понятия управление экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение государственного управления в сфере хозяйственной деятельности на примере Министерства сельского хозяйства РФ.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления экономикой.
2) провести характеристику Министерства сельского хозяйства РФ,
3) выявить основные проблемы и пути решения, применив информационные технологии в целях совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Основные задачи:

- создание условий для эффективного  взаимодействия органов государственного  управления сельским хозяйством  разных уровней между собой  и с товаропроизводителями на  основе широкого внедрения информационно - компьютерных технологий;

- формирование и использование  информационных ресурсов: создание  интегрированных справочно - информационных  фондов, создание информационно - мониторинговых  систем, подготовка и издание  печатной информационной продукции (каталогов, справочников, журналов, бюллетеней, учебно - методической литературы для консультантов и др.);

- мониторинг различных категорий  пользователей ИКС и удовлетворение  их информационных потребностей.

Таким образом, достижение этой цели обеспечивается выполнением следующих мероприятий:

- разработка и эксплуатация  подсистемы представительства субъектов АПК в информационном ресурсе;

- разработка и эксплуатация  системы мониторинга финансово - экономической деятельности сельскохозяйственных  организаций районов;

- формирование интегрированных справочно - информационных фондов по сельскохозяйственному производству и переработке сельскохозяйственной продукции;

- издание информационных бюллетеней  и другой печатной продукции;

- участие в разработке и эксплуатации  информационной системы межрайонной торговли сельскохозяйственной продукцией и технологическими ресурсами, производящимися на территории РФ;

- изучение потребности в продуктах  и ресурсах сельских товаропроизводителей (мониторинг аграрного рынка).

 

3.4 Зарубежный опыт агропромышленного комплекса США

Государственное регулирование сельского хозяйства за рубежом - это сложный механизм, включающий инструменты воздействия на доходы фермеров, структуру сельскохозяйственного производства, аграрный рынок, социальную структуру села, межотраслевые и межхозяйственные отношения с целью создания стабильных экономических, правовых и социальных условий для развития сельского хозяйства, удовлетворения потребностей населения в качественных продуктах питания по социально-приемлемым ценам, охраны окружающей среды.

В настоящее время основным содержанием аграрной политики большинства экономически развитых стран является государственная поддержка аграрного сектора посредством разного рода субсидий, дотаций и льгот. В некоторых странах государственные финансовые вложения в сельское хозяйство в 1,5 - 2 раза превышают рыночную стоимость его продукции. Государственная поддержка сельского хозяйства сыграла основную роль в резком увеличении производства продовольствия в странах, являющихся в настоящее время его крупнейшими экспортерами - в США.

К мерам прямого государственного субсидирования относится поддержка доходов сельхозпроизводителей, которая заключается в:

прямых государственных компенсационных платежах;

платежах при ущербе от стихийных бедствий;

платежах за ущерб, связанный с реорганизацией производства (выплаты за сокращение посевных площадей, вынужденный забой скота и т.д.).

К мерам косвенного государственного регулирования АПК относятся:

1. Ценовое вмешательство  на рынок продовольствия посредством  поддержки внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию, установления квот и тарифов, установления налогов на экспорт и импорт продовольствия.

2. Компенсация издержек  сельхозпроизводителей по приобретению  средств производства путем предоставления  субсидий на приобретение удобрений, ядохимикатов и кормов, выплату процентов по полученным кредитам, выплаты по страхованию имущества.

3. Содействие развитию  рынка, предусматривающее выделение  государственных средств на разработку  и осуществление рыночных программ, субсидии на хранение продукции и транспортные работы по перевозкам продукции.

4. Содействие развитию  производственной инфраструктуры, которое предполагает выделение  государственных средств на проведение  мероприятий долгосрочного характера, обеспечивающих рост эффективности производства - субсидии на строительство производственных помещений, осуществление ирригационных проектов, рекультивацию земель, а также на содействие созданию фермерских объединений.

В структуре государственных субсидий зарубежных стран наибольший удельный вес занимают средства на поддержку цен. В современных концепциях ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в странах с развитой рыночной экономикой предусматривается активное государственное вмешательство в формирование и регулирование цен. Система государственного регулирования цен практически во всех странах с развитой рыночной экономикой одинакова и предусматривает:

- установление верхних и нижних пределов колебания цен и индикативной или условной цены, которую стремится поддерживать государство;

- скупку либо продажу нескоропортящейся продукции в целях товарной интервенции и поддержания желаемого уровня цен.

В сельском хозяйстве США существуют два вида цен государственной поддержки:

- целевые (гарантированные), которые распространяются на наиболее важные виды сельскохозяйственной продукции. Уровень целевых цен рассчитан таким образом, чтобы они гарантировали уровень дохода для самофинансирования расширенного воспроизводства на фермах со средним и пониженным уровнями затрат. Реализация фермерской продукции происходит по рыночным ценам, которые могут быть выше, ниже либо равны целевым. Но в конце года (иногда и в течение года по авансовым платежам) фермер получает разницу между целевой и ценой реализации, если последняя ниже. Таким образом, именно целевая цена является экономической реальностью для фермера, т.е. окончательной ценой реализации, которую стали называть гарантированной;

- залоговые (залоговые ставки). По залоговой фиксированной цене фермер сдает в Товарно-кредитную корпорацию (ТКК) под залог всю продукцию в случае, если рыночные цены складываются ниже залоговой цены. В соответствии с положениями Сельскохозяйственного закона 1985 г. фермерам США предоставлено право произведенную ими продукцию продать на свободном рынке, реализовать по контрактам, заложить на хранение непосредственно в хозяйстве в ожидании более высоких цен на рынке, сдать под залог в ТКК. В последнем случае заложенная продукция в течение 9 месяцев может быть выкуплена фермером. Если этого не произойдет, то она переходит в собственность ТКК, а фермер получит за нее денежную компенсацию по залоговой цене (ставке) за вычетом издержек за хранение. Залоговая цена (ставка) представляет собой нижний предел гарантированных цен на сельскохозяйственную продукцию. Если в течение 9 месяцев мировые цены окажутся ниже залоговой ставки, то фермер может выкупить сданную продукцию по ценам мирового рынка. Тем самым фермер получает чистую прибыль из-за разницы между залоговой ставкой и ценой мирового рынка.

Таким образом, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики путем всесторонней поддержки производителей является приоритетным направлением аграрной политики большинства развитых стран. При этом используется много экономических рычагов (платежи из бюджета, компенсации издержек производства, поддержка цен, субсидии на совершенствование производственной структуры, разработка и осуществление различных программ), действие которых создает благоприятную конъюнктуру для обеспечения устойчивого функционирования агропромышленного комплекса и формирования эффективной социально-производственной инфраструктуры в сельской местности. Несмотря на то, что Россия находится в несколько иных условиях, чем развитые страны, рассмотренный выше опыт весьма полезен для дальнейшего исследования.

Таким образом, сельское хозяйство США подвержено государственному регулированию. Однако, в данном случае речь идет скорее о поддержке сельхозпроизводителей: дотации, субсидии, высокие закупочные цены. Так в США предусмотрено гибкое субсидирование в зависимости от экономической ситуации: чем сложнее в экономике, тем больше субсидий.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги по работе, можно сделать выводы что   динамичное и эффективное развитие сельского хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

Таким образом, внедрение рекомендаций по оптимизации функций и структуры органов государственного управления АПК позволит сократить число ступеней данной системы, унифицировать её органы в регионах, будет способствовать повышению эффективности отрасли.

Таким образом, для того чтобы в дальнейшем повысить уровень информационно обеспечения АПК, необходимо создание единой интегрированной сети. Для этого требуется сопряжение всех потоков информации, информационных ресурсов, компьютерно - телекоммуникационных сетей как структур, входящих в систему ИКС, так и других формирований АПК, провести работы по сбору, обработке и хранению информации отраслевых банков данных, обеспечить доступ пользователей к этой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

1. Конституция Российской Федерации: от 12 декабря 1993г. [Электронный ресурс]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ и от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Об особых экономических зонах  в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 22.07.2005 №-116 ФЗ: принят Гос. Думой 8 июля 2005 г.: одобрен Советом Федерации 13 июля 2005 г.(ред. от 23.07.2013): // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

2. Об информации, информатизации  и защите информации [Электронный ресурс] : федер. закон РФ от 27.07.2006 N 149-ФЗ .(ред. от 28.12.2013): принят Гос. Думой 08.07.2006 // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

3. О Министерстве сельского хозяйства РФ  [Электронный ресурс] Положение утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008г. № 450 .(ред. от 02.11.2013) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

4. Об охране окружающей среды Электронный ресурс] : федеральный закон РФ от 10.01.2002 №- 7-ФЗ.: принят Гос. Думой 20 декабря 2001г.: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001г. .(ред. от 28.12.2013) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

5. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2006г. № 264-ФЗ.: принят Гос. Думой 22 декабря 2006г.: одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006г. .(ред. от 02.07.2013)// СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от от 06.10.2003 N 131-ФЗ.: принят Гос. Думой 16 сентября 2003г.: одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003г. // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

7. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020года [Электронный ресурс]: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №-1662-р// СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

8. О государственной программе  развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной  продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 гг. [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года №717 (ред. От 15.07.2013) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.

9. Афанасьев, В. Г. Общество: системность, познание, управление [Текст]: учебник / В. Г. Афанасьев. М.:- Изд-во РАГС. 2008. – 261с.

10. Алампиев, П. М. Агропромышленные комплексы [Текст]: учебник / П. М. Алампиева. – М.: Экономическая литература, –2003. – 248с.

11. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления. Курс лекций [Текст] : учебник / Г. В. Атаманчук. – М. : Юрид. лит. Омега-Л , 2006. – 132с.

12. Бурак, Р. П. Региональные программы социального развития в условиях формирования рынка [Текст]: учебник / Р. П. Бурак. – М.: Просвещение, – 2006. –221с.

13. Бурганов, А. Р. Формирование конкурентной среды в сельском хозяйстве [Текст]: учебник / А. Р. Бурганов. – М.:Экономист. – 2001. –133с.

Информация о работе Теоретическое обоснование понятия управление экономикой