Теоретическое обоснование понятия управление экономикой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2014 в 14:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: изучение государственного управления в сфере хозяйственной деятельности на примере Министерства сельского хозяйства РФ.
Задачи:
1) рассмотреть теоретические основы управления экономикой.
2) провести характеристику Министерства сельского хозяйства РФ,
3) выявить основные проблемы и пути решения, применив информационные технологии в целях совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

В результате реализации Программы базовые показатели социально-экономического развития сельского хозяйства должны существенно улучшиться.

Динамика развития агропромышленного комплекса до 2020 года будет формироваться под воздействием разнонаправленных факторов. С  одной стороны, скажутся меры, которые были приняты в последние годы, по повышению устойчивости агропромышленного производства, с другой стороны, - сохранится сложная макроэкономическая обстановка в связи с последствиями кризиса, что усиливает вероятность реализации рисков для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора экономики.

В прогнозный период наметятся следующие значимые тенденции:

  • увеличение инвестиций на повышение плодородия почв и развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, стимулирование улучшения использования земельных угодий;
  • преодоление стагнации в подотрасли скотоводства, создание условий для наращивания производства и импортозамещения мяса крупного рогатого скота и молочных продуктов;
  • ускорение обновления технической базы агропромышленного производства на базе восстановления и развития российского сельскохозяйственного машиностроения;
  • экологизация и биологизация агропромышленного производства на основе применения новых технологий в растениеводстве, животноводстве и пищевой промышленности в целях сохранения природного потенциала и повышения безопасности пищевых продуктов.

Прогноз реализации Государственной программы основывается на достижении значений ее основных показателей (индикаторов), а также частных индикаторов реализации подпрограмм и федеральных целевых программ, включенных в Государственную программу.

В части основных показателей Государственной программы прогнозируются:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2020 году к 2012 году - 120,8 процента, в том числе продукции растениеводства - 121,2 процента, продукции животноводства - 120,2 процента;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки в 2020 году к 2012 году - 135 процентов;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в 2020 году к 2012 году - 142 процента;

уровень рентабельности по всей хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций к 2020 году - не менее  
10 - 15 процентов (с учетом субсидий);

соотношение уровня заработной платы в сельскохозяйственных организациях и среднего уровня заработной платы по экономике страны к 2020 году - до 55 процентов.

В растениеводстве предстоит освоить интенсивные технологии, базирующиеся на новом поколении тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличить объемы внесения минеральных удобрений, осуществить переход на посев семян перспективных высокоурожайных сортов и гибридов. В отношении отдельных культур необходимо существенное расширение посевных площадей.

В животноводстве решение задачи ускоренного наращивания производства мяса и молока позволит повысить уровень потребления населением этих продуктов при одновременном их импортозамещении. Это связано с оптимистическими тенденциями развития свиноводства и птицеводства.

Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,4 - 2,5 процента, производства пищевых продуктов - 3,5 - 5 процентов. Более высокие темпы намечены в  отношении мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, а также плодоовощной продукции.

Прогнозируемые объемы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству их видов позволят 
(с учетом допустимого импорта) обеспечить питание населения страны по рациональным нормам (кроме молока, плодов и фруктов) и достичь пороговых значений показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.

Одновременно возрастут ресурсы для экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Кроме зерна и продуктов его переработки на внешний рынок страна сможет экспортировать сахар, растительное масло, а также продукцию животноводства.

Таким образом, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации совместно с Федеральной службой государственной статистики ежеквартально обобщает и анализирует статистическую отчетность по реализации Программы и представляет в Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации доклады о ее выполнении.

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ

 

3.1 Совершенствование структуры государственного управления сельским хозяйством

Одним из основных условий эффективного функционирования системы государственного управления является её проектирование.

В целом, особенность рекомендуемой структуры управления в том, что она ориентирована на сосредоточение внимания органов государственного управления отраслью на ключевых направлениях; сведение к минимуму распыления ответственности, переплетения и рассредоточения функций; более полное использование преимуществ специализации и упорядочение деятельности подразделений органов государственного управления отраслью.

Функции государственного управления аграрным сектором должны быть сквозными. Поэтому структурно органы этой системы должны совпадать на федеральном, региональном и районном уровнях. В целях унификации подразделения региональных министерств желательно назвать отделами, районных управлений сельского хозяйства — группами.

При таком подходе рассматриваемая система будет состоять из 8-ми сквозных проблемно-функциональных блоков, образующих вертикаль государственного управления АПК.

Административная реформа, в частности, вступление в силу ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 2003 года, привело к тому, что районное звено системы государственного управления отраслью оказалось в подвешенном состоянии. С одной стороны, оно было выведено из названной вертикали, с другой — по характеру выполняемых функций не могло стать органом местного самоуправления.

В результате, в некоторых регионах делаются попытки ликвидации райсельхозуправлений, что нецелесообразно. Ощущение ненадобности данного звена управления возникла в связи с тем, что государство еще не начало в должной мере выполнять свои регулирующие функции в области сельского хозяйства. Не следует забывать, что без райсельхозуправлений практически невозможно качественно реализовывать аграрную политику. Передача этой функции районным администрациям проблему не решит, так как у них своих проблем достаточно. Для обеспечения эффективного функционирования органов государственной власти необходимо, чтобы каждый из них занимался своим делом, а не выполнением делегированных, то есть чужих функций, что наметилось в последние годы на районном уровне.

При обосновании вертикали государственного управления АПК нами анализировалась деятельность традиционно входивших в нее отраслевых блоков. В результате было установлено, что они лишь отслеживают ситуацию в хозяйствах и не оказывают реальное содействие развитию соответствующих отраслей. В связи с этим важно отметить, что сама административная реформа в значительной мере учла целесообразность ориентации системы государственного управления АПК на решение основных проблем, препятствующих развитию отрасли. Об этом свидетельствуют материалы приложения 1 (число отраслевых подразделений в МСХ РФ сейчас значительно меньше, чем до указанной реформы).

Вместе с тем, это не исключает необходимость создания в МСХ РФ отраслевых отделов в рамках департаментов инновационного обеспечения и управления государственной собственностью. В первом случае цель данных отделов — формирование и передача в регионы информации по лучшим мировым достижениям в отрасли для внедрения в производство. Подобная трансформация отраслевых подразделений значительно повысит их эффективность, окажет реальное содействие развитию аграрного сектора России.

Целесообразно, чтобы каждый функциональный блок (департамент) МСХ РФ возглавлялся заместителем Министра сельского хозяйства.

Таким образом, внедрение рекомендаций по оптимизации функций и структуры органов государственного управления АПК позволит сократить число ступеней данной системы, унифицировать её органы в регионах, будет способствовать повышению эффективности отрасли.

 

3.2 Финансовая поддержка АПК и приоритеты при её использовании

Безусловно, все годы аграрной реформы в России камнем преткновения остается такая функция государственного управления в области экономики, как обеспечение межотраслевого баланса, одной из основных задач которой является стимулирование развития аграрного сектора путем оказания финансовой помощи. На текущий год её объем запланирован в размере 0,65 % расходной части консолидированного бюджета страны. Этого явно недостаточно, тем более что и она не вся доходит до хозяйств. Слишком много ухабов на пути продвижения этой помощи, из-за отсутствия четкой адресности при её оказании.

Анализ показывает, что в современных условиях минимальный уровень государственной финансовой поддержки аграрного сектора России должен быть не ниже 5-6 % от расходной части бюджета страны. Причем, при условии сохранения нынешних объемов изъятий из сельскохозяйственных организаций в виде налогов и сборов (размеры помощи нельзя рассматривать в отрыве от них). По данным МСХ РФ в 2012 году государственная финансовая помощь сельхозорганизациям составила 31 027 992 тыс. руб. (в расчете на 1 хозяйство — 1 167 тыс. руб., а на 1 га пашни — 349 руб., что соответственно равно 44,9 тыс. долларов США и 13,4 долларов США). Это на 14,2 % или соответственно на 193 тыс. руб. и 58 руб. меньше, чем изымается с данных хозяйств в виде налогов и сборов.

Анализ показывает, что состояние экономики аграрного сектора определяется не только размером помощи, но и эффективным её использованием. Изучение данной проблемы приводит к выводу о том, что наиболее слабым звеном в системе производства сельхозпродукции являются кадры. Острый дефицит высококвалифицированных руководителей, специалистов и рабочих сдерживает широкое использование в отрасли современных технологий. Поэтому главным приоритетом при распределении финансовых ресурсов должно стать укрепление кадровой базы аграрного сектора.

Вторая по значимости проблема — обеспечение отрасли высокопроизводительной и качественной техникой и оборудованием. Иначе говоря, человек, вооруженный современными знаниями и техническими средствами является главным фактором повышения производительности и снижения удельных затрат в сельском хозяйстве.

Таким образом, финансовая поддержка, оказываемая в России аграрному сектору, почти на порядок (до 9,2 раза) меньше минимально необходимой для обеспечения эффективной деятельности формирований отрасли. Разумеется, при таком негативном отношении к собственному аграрному сектору, ни о какой его конкурентоспособности не может быть и речи. Особенно, если учесть и массу других препятствий административного и иного характера, с которыми буквально на каждом шагу сталкивается сельхозтоваропроизводитель в России.

 

3.3 Применение информационных технологий в целях совершенствования

Для современного уровня управления агропромышленным комплексом характерно создание единого информационного пространства АПК Российской Федерации, формирование и актуализация баз данных, отвечающих потребностям сельских товаропроизводителей, разработка и освоение новых информационных технологий, развитие систем телекоммуникаций, улучшение каналов связи, применение информационных технологий организации данных и автоматизации процедур выработки и принятия управленческих решений.

Традиционные методы принятия технологических решений на современном этапе развития экономических систем стали малоэффективными. Это связано с увеличением объемов циркулирующей в системе управления информации, а также потребности в использовании более сложных моделей процессов, схем принятия решений, которые включают все большее количество факторов. Необходимым является поиск новых подходов, которые бы использовали информационные ресурсы и ориентировались на последних достижениях науки и техники в этом направлении.

Динамичность развития аграрных систем на современном уровне нуждается в повышении эффективности и оперативности решений, приближения их к решению ситуационных вопросов, усовершенствования контроля по состоянию посевов на каждом участке. Такие подходы тесно связаны с интенсификацией производственных процессов, их информационной насыщенностью, осложнением экономических взаимоотношений в аграрно-производственных системах. Из-за таких обстоятельств человеку, как основной составляющей производственных систем, нужно учитывать большое количество факторов, которые влияют на управленческие решения, что объективно, без специальных средств организации информации, сделать тяжело. При этом актуальность определенной проблемы со временем заметно растет, как и стоимость потерь от принятия неадекватных решений.

Для того чтобы в дальнейшем повысить уровень информационно обеспечения АПК, необходимо создание единой интегрированной сети. Для этого требуется сопряжение всех потоков информации, информационных ресурсов, компьютерно - телекоммуникационных сетей как структур, входящих в систему ИКС, так и других формирований АПК, провести работы по сбору, обработке и хранению информации отраслевых банков данных, обеспечить доступ пользователей к этой информации.

Информация о работе Теоретическое обоснование понятия управление экономикой