Теории денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 20:38, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Данная тема носит актуальный характер в современных условиях, так как об этом свидетельствует частое изучение вопроса о спросе на деньги. А главное место в этом отводится именно теории. Так как важно знать истоки самой проблемы, только так можно ее решить. Спрос на деньги изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики спроса на деньги.

Вложенные файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 130.59 Кб (Скачать файл)

 

     где k — коэффициент предпочтения ликвидности данного экономического субъекта; m — оптимальный объем кассовых остатков этого экономического субъекта; Р — уровень цен; I — реальный доход экономического субъекта.

     При его использовании в анализе  необходимо учитывать два момента. Во-первых, наличие ликвидных средств  облегчает проведение деловых операций и дает их владельцам коммерческие преимущества. Во-вторых, деньги в ликвидной форме не приносят таких доходов, как если бы они были инвестированы [6, 40-41 c.].

     Таким образом, в теории денег А.Маршалла полагается, что единственным фактором, определяющим величину спроса на деньги, является совокупный доход. Величина спроса на деньги зависит от величины совокупного  дохода положительным образом [5,178-179 c.].

     Модель  спроса на деньги Фишера. Версия И.Фишера описывает объективные факторы, определяющие спрос на деньги. В  начале XX века предложил уравнение, ставшее впоследствии ключевым пунктом  количественной теории денег. По его  мнению, главным предназначением  денег было выполнение ими функции  средства обращения. Поэтому уравнение  Фишера связывало между собой  функциональной зависимостью объективные  факторы, определяющие, какой запас  денег необходим экономике.

     С этой точки зрения, очевидно. Что  в экономике денег должно быть ровно столько, сколько необходимо для опосредования всех сделок купли-продажи, совершающихся за данный промежуток времени. Каждая денежная единица за данный промежуток времени успевает обслужить не одну, а несколько сделок купли-продажи. Количество этих сделок описывается показателем, называемым скоростью обращения денег ( v ).

       Скорость обращения денег —  число оборотов, совершаемых денежной  массой в течение данного промежутка  времени. Показывает, сколько раз  в среднем каждая денежная  единица была потрачена на  приобретение товаров и услуг.

     Факторы, влияющие на скорость обращения денег:

     состояние платежной системы;

     способ  осуществления платежей;

     платежные традиции общества (например, частота  выплаты заработной платы) и т.п.

     Перечисленные институциональные и технологические  факторы весьма инертны и изменяются во времени очень медленно, поэтому  скорость обращения денег в краткосрочном  периоде может считаться постоянной.

     Отсюда  следует основной вывод модели И.Фишера:

      

     Mv = pT , 

     где М — количество денег, обращающихся в экономике;

     v — скорость обращения денег;

     Р — средняя цена каждой сделки;

     T — количество сделок купли-продажи,  совершающихся в экономике в  течение данного промежутка времени.

     Данное  выражение является не уравнением, а тождеством; оно служит одновременно и определением понятия скорости обращения денег, а значит, выполняется  всегда, а не только при каких-то конкретных (равновесных) значениях  входящих в него переменных. 
 
 

1.2 Кейнсианская модель спроса на деньги 

     Кейнсианская модель спроса на деньги не была полным отрицанием разработок неоклассической школы, а представляла собой их дальнейшее эволюционное развитие и творческое реформирование. Дж. М. Кейнс, принципиально не отвергая рассуждений неоклассиков, все же считал, что обе версии количественной теории денег, представленные кембриджским уравнением и уравнением обмена, давали слишком упрощенное представление о спросе на деньги. Он расширил представления предшественников  о природе денег, причинах, побуждающих домохозяйства иметь денежный запас. При этом был введен целый ряд новых понятий (таких как предпочтение ликвидности, мотив спроса на деньги, спекулятивный спрос на деньги и т. д.). Новую трактовку также получили традиционные категории денежной теории и среди них, прежде всего ставка процента.

     Средняя склонность к потреблению определяет для каждого индивидуума, сколько  он потребит из своего дохода и сколько  зарезервирует из него в одной  из существующих  на финансовых рынках форм сбережений, которые позволяют  ему распоряжаться будущим потреблением.

     Однако  после того как это решение  принято, индивидууму предстоит  дальше решить, в какой именно форме  он будет держать в своих руках  распоряжение будущим потреблением.

     С одной стороны, сбережения можно  держать в форме, позволяющей  осуществить непосредственное и  немедленное распоряжение ими, т.е. в наиболее ликвидной форме –  деньгах.

     С другой стороны, за вознаграждение в  виде процентного дохода можно отказаться на некоторый срок от этого непосредственного  распоряжения сбережениями и тем  самым предоставить будущей рыночной конъюнктуре определять, на каких условиях можно будет обратить другие формы сбережений, обладающих меньшей ликвидностью (например, золото, драгоценности, недвижимость, сберегательные счета, акции и облигации), в деньги.

     Поэтому решение проблемы выбора как для отдельного индивида, так и для всей совокупности домашних хозяйств зависит от того, какова степень их предпочтения  ликвидности.

     Другими словами, домохозяйства в отношении  имеющегося у них фонда накопления сбережений могут осуществлять выбор  между ликвидностью и доходностью.

     Кейнс считал, что правильнее рассматривать спрос отдельного человека и общий спрос всех домохозяйств на деньги как единое решение, хотя и являющегося результатом влияния различных мотивов.

     Субъективный  мотив спроса на деньги – это  причина, принуждающая домохозяйства  хранить часть своего богатства  в ликвидной, денежной форме.

     Три аспекта предпочтения ликвидности (спроса на деньги) Кейнс связывал с тремя видами мотивов.

     Во-первых, это трансакционный мотив, или мотив обращения, - потребность в наличных деньгах для текущих сделок потребительского  или производственного характера.

     Во-вторых, это мотив предосторожности, т.е. желание обеспечить в будущем  возможность распоряжаться определенной частью ресурсов в форме денежной наличности.

     В-третьих, это спекулятивный мотив, т.е. намерение  приберечь некоторый резерв, чтобы  с выгодой воспользоваться лучшим по сравнению с рынком значением  того, что принесет нам будущее.

     Трансакционный мотив спроса на деньги. Говоря о трансакционном мотиве, Кейнс подразделяет его на мотив, связанный с доходом, и коммерческий мотив.

     Мотив, связанный с доходом, характерезует причины хранения наличных денег домашними хозяйствами. Эти причины продиктованы необходимостью уравновесить получение дохода и его расходование, которые разделены определенным интервалом времени. Сила этого мотива зависит главным образом от величины дохода и продолжительности интервала между его получением и расходованием.

     Так, например, если домохозяйство ежемесячно получает в виде заработной платы  денежный доход (I) и равномерно тратит все полученные деньги в течение  месяца, то в начале каждого месяца его денежный запас равен всей сумме дохода (mH = I), а в конце месяца он уменьшается до нуля (mK = 0) (рисунок 2.1).

       

     Рисунок 2.1 Трансакционные кассовые остатки домашнего хозяйства при получении зарплаты один раз в месяц 

     Тогда в среднем величина трансакционных кассовых остатков домашнего хозяйства за месяц ( или в общем случае за период t) будет составлять половину дохода:

                                         

     mт = mн + mк /2 = I/2 

     Если  платежные традиции, а следовательно, и скорость обращения денег в экономике изменились домохозяйства стали получать заработную плату, скажем, один раз в две недели, то тогда на начало периода t денежный запас домохозяйства равен половине номинального дохода (mH = I/2), а вконце периода он  опять уменьшается до нуля (mK = 0).

     Следовательно, в среднем величина трансакционных  кассовых остатков домашнего хозяйства за период, равный t, теперь будет составлять только четверть дохода( рисунок 2.2.): 

     mT =( mH +mK ) /2 = (I/2+0) / 2 = I/4 

       

     Рисунок 2.2 Трансакционные кассовые остатки домашнего хозяйства при получении зарплаты 2 раза в месяц 

     Следовательно, и величина трансакционного спроса на деньги в нашем примере уменьшится в два раза.

     Результатом стало открытие совершенно нового мотива хранения денег, который был назван спекулятивным, а денежный  запас, оставляемый домашними хозяйствами  в силу мотива, спекулятивным спросом  на деньги. Спекулятивный спрос на номинальные кассовые остатки –  это нерасходуемый на покупки благ запас денег, предназначенный для приобретения финансовых активов.

     Деньги, хранящиеся по спекулятивному мотиву, еще называют «праздно лежащими», или  пассивными, кассовыми остатками.

     Сами  финансовые активы весьма разнообразны. К ним относятся облигации (государственные  и корпоративные), акции, сберегательные счета, депозитные сертификаты и  т. д.

     Спрос на деньги и облигации. Упрощающие допущения  простейшей версии портфельной теории спроса на деньги состоят в следующем:

     все структурные составляющие богатства  домашних хозяйств (в виде запасов  физического капитала, денег  и  финансовых активов) являются совершенными субститутами;

     богатство домохозяйств состоит только из финансового  богатства (запаса денег и запаса финансовых активов);

     домашние  хозяйства помимо денег владеют  только одним видом финансовых активов  – облигациями государственного займа.

     Спекулятивный спрос на деньги и спрос на облигации. Домохозяйства стремятся получить максимальный доход от своих вложений в облигации. Поскольку величина спроса на облигации обратным образом  зависит от их цены (рис. 2.3,а), то величина спроса на облигации прямо зависит  от их доходности или ставки процента (i) (рис.2.3,б). 
 

        

     Рис.2.3.Графики  спроса на облигации государственного займа 

     Повышение процентной ставки приводит к увеличению альтернативных издержек хранения денег  и, следовательно, к снижению объема спроса на деньги. И наоборот. Отсюда следует, что домохозяйства формируют и изменяют структуру своих портфелей, включающих денежные средства и облигации, в зависимости от величины ставки процента.

     Таким образом, кейнсианская теория спроса на деньги считает основным фактором, влияющим на спрос на деньги, ставку процента. Хранение денег в виде наличности связано с определенными издержками. Они равны проценту, который можно было бы получить, положив деньги в банк или использовав их на покупку других финансовых активов, приносящих доход. Чем выше ставка процента, тем больше мы теряем потенциального дохода, тем выше альтернативная стоимость хранение денег в виде наличности, а значит, тем ниже спрос на наличные деньги [10, 131-133 c.].    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ СПРОСА НА ДЕНЬГИ 

2.1 Модель Баумоля-Тобина 
 

     Современная теория спроса на деньги отличается от теоретической модели Дж.Кейнса следующими особенностями. Она рассматривает более широкий диапазон активов, помимо беспроцентного хранения денег и долгосрочных облигации. Вкладчики могут обладать портфелями как с приносящими процент формами денег, так и с беспроцентными формами денег. Помимо этого они должны обладать иными видами ликвидных активов: средства на сберегательных и срочных счетах ценные краткосрочные бумаги, облигации и акции корпорации и т. п.; отвергает разделение спроса на деньги на основании транзакционных, спекулятивных мотивов и мотива предосторожности. Процентная ставка влияет на спрос на деньги, но лишь вследствие того, что норма процента представляет собой альтернативную стоимость хранения денег; рассматривает богатство как основной фактор спроса на деньги; включает и другие условия, влияющие на желание населения и фирм предпочесть ликвидный актив, например, изменения в ожиданиях при пессимистическом прогнозе на будущую конъюнктуру величина спроса на деньги будет расти, при оптимистическом прогнозе спрос на деньги упадет; учитывает наличие инфляции и четко разграничивает такие понятия, как реальный и номинальный доход, реальную и номинальную ставку процента, реальные и номинальные величины денежной массы.

Информация о работе Теории денег