Теория и практика фискальной политики развитых стран и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 12:59, курсовая работа

Краткое описание

Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

Содержание

Цели и инструменты фискальной политики.
Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос.
Дискреционная фискальная политика.
Экспансионистская фискальная политика.
А) Увеличение государственных расходов.
Б) Снижение автономных чистых налогов.
В) Снижение ставок подоходного налога.
Рестрикционная фискальная политика.
А) Снижение государственных расходов.
Б) Увеличение чистых налогов.
В) Увеличение ставок подоходного налога.
Автоматическая фискальная политика.
Теория экономики предложения.
Влияние фискальной политики на государственный бюджет.
4.1. Случай с отсутствием налоговой ставки.
Случай, когда налоговая ставка не равна нулю.
5. Проблемы эффективности фискальной политики.
Бюджет при полной занятости.
Эффект вытеснения.
5.3. Временные проблемы применения.
Политические проблемы.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Фис1.doc

— 353.00 Кб (Скачать файл)

Теория и практика фискальной

политики развитых стран и России.

 

План.

  1. Цели и инструменты фискальной политики.
  2. Кейнсианская теория фискальной политики, направленная на совокупный спрос.
  3. Дискреционная фискальная политика.
  4. Экспансионистская фискальная политика.

А) Увеличение государственных расходов.

Б) Снижение автономных чистых налогов.

В) Снижение ставок подоходного налога.

  • Рестрикционная фискальная политика.
  • А) Снижение государственных расходов.

    Б) Увеличение чистых налогов.

    В) Увеличение ставок подоходного налога.

  • Автоматическая фискальная политика.
    1. Теория экономики предложения.
    2. Влияние фискальной политики  на государственный бюджет.

    4.1.  Случай с отсутствием налоговой ставки.

      1. Случай, когда налоговая ставка не равна нулю.

    5. Проблемы эффективности  фискальной политики.

      1. Бюджет при полной занятости.
      2. Эффект вытеснения.

         5.3.   Временные проблемы применения.

      1. Политические проблемы.

    Список использованной литературы.

     

     

    Добро пожаловать в мир фискальной политики! Так с легкой руки Дж. М. Кейнса принято называть область экономики, непосредственно связанную с взаимодействием государственных органов и всех остальных субъектов хозяйственной деятельности. Это взаимодействие достигается через систему государственных заказов, налогообложения и трансфертных платежей. Поскольку осуществление государственных расходов означает использование средств государственного бюджета, а налоги являются основным источником его пополнения, фискальная политика сводится к манипулированию государственным бюджетом.

    Фискальная политика является очень сильным оружием. Некоторые экономисты утверждают, что это, подобно атомной бомбе, слишком мощное оружие, чтобы позволить отдельным лицам и правительствам играть с ним; так что было бы лучше, если бы фискальная политика никогда не применялась. Тем не менее, совершенно несомненно, что, подобно тому, как ни одна нация не будет сидеть сложа руки, позволив чуме косить население, точно так же в каждой стране фискальная политика всегда вступает в игру, как только начинает разворачиваться депрессия. Нет другого выбора, кроме того, чтобы попытаться направлять фискальную политику в здоровом, а не в пагубном направлении. Каждое правительство всегда проводит некоторую фискальную политику, независимо от того, осознает оно это или нет. Реальный вопрос в том, будет ли эта политика конструктивной или она будет неосознанной и непоследовательной.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

      1. Цели и инструменты фискальной политики.

     

    Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

    1. устойчивый рост национального дохода,
    2. умеренные темпы инфляции,
    3. полная занятость,
    4. сглаживание циклических колебаний экономики.

          Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и  налоговых ставок, кроме того, трансфертные  платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

    Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

     

     

     

     

    2. Кейнсианская  теория фискальной политики, направленная  на совокупный спрос.

     

        1. Дискреционная фискальная политика.

    Дискреционная фискальная политика- это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами, осуществляемое правительством для изменения реального ВНП и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста. Термин «дискреционный» означает, что налоги и государственные расходы изменяются по усмотрению федерального правительства, то есть это происходит не автоматически, а только с согласия правительства. В зависимости от экономической ситуации в стране: наличия экономического спада, или же экономического роста, дискреционная фискальная политика подразделяется на экспансионистскую, которая осуществляется в периоды экономического спада, ее еще называют стимулирующей фискальной политикой; и рестрикционную, которая проводится в периоды экономического роста, ее другое название -  сдерживающая фискальная политика.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

        1. Экспансионистская фискальная политика.

    Предельная налоговая ставка равна нулю. Эта предпосылка облегчает дальнейший анализ. Экспансионистское   изменение налоговой ставки будет рассмотрено позже.

     

    Увеличение государственных закупок.

     

    Предположим, что экономика находится в состоянии спада Рис.(1), Реальный объем национального производства Y1 меньше потенциально возможного Yе. В данной ситуации присутствует разрыв ВНП DY, который можно ликвидировать увеличением совокупных расходов от положения AE2 до кривой совокупных расходов AE1, которая соответствует естественному уровню производства. И это  можно вызвать увеличением государственных закупок. Тут же перед правительством возникает вопрос: на сколько нужно увеличить государственные расходы, чтобы полностью ликвидировать имеющийся разрыв ВНП. Этот вопрос возникает из-за наличия мультипликативного эффекта, суть которого состоит в том, что  увеличение или уменьшение совокупных расходов вызывает аналогичные изменения в ВНП в большей степени.

     

    AE,


    AS                                                         AS


                                                                           AE1=C+I+DG


                                                                       

                                                                            AE2=C+I


                                        


             

             

                         


            DAE=DG


     

                                DY



                          Y1             Yе                                     Y

    Рис.(1) Увеличение госзакупок.

    Рассмотрим следующий числовой пример: допустим, что естественный уровень ВНП Ye=5000 денежных единиц, а реальный объем производства Y1=4000 ден. ед., при этом предельная склонность к потреблению МРС=0,6. Поставим перед собой цель определить объем государственных закупок необходимых для достижения естественного уровня производства. Так как увеличивая расходы на 1 д.е. в результате действия мультипликатора расходов мы получаем величину в несколько раз большую исходной, то, зная величину, которую нам нужно получить в итоге (а это Yе-Y1=1000), и величину мультипликатора расходов, которую можно подсчитать через МРС, не составит труда подсчитать величину изменения государственных закупок DG.    

       DY=Kp*DG

       Kp=1/(1-MPC)

       Kp=1/(1-0.6)=2.5

       DY=1000 д.е.

       DG=DY/Kp

       DG=1000/2.5=400 д.е.

    Из расчетов следует, что для того, чтобы ликвидировать разрыв ВНП=1000 д.е., необходимо увеличить государственные закупки на 400 д.е., эффект от которых, под действием мультипликатора расходов,  будет равняться 1000 д.е.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Снижение автономных чистых налогов.

     

    Но существует и другой путь решения данного вопроса. Увеличить совокупное потребление можно через уменьшение автономных чистых налогов. Чистые налоги представляют собой разницу между налоговыми сборами государства и величиной трансфертных выплат. Об этом правомерно говорить в свете того, что снижение автономных налогов предполагает увеличение располагаемого дохода, который, в свою очередь, используется для потребления благ; трансфертные платежи увеличивают располагаемы доход получателей социальных выплат.

     Для экспансионистской  фискальной политики характерно  снижение величины автономных  чистых налогов. Это может произойти: во-первых, из-за снижения самих автономных налогов при неизменной величине трансфертных платежей, во-вторых, - вследствие увеличения величины трансфертов при неизменной величине автономных налогов или синтеза двух предыдущих вариантов.  Будем рассматривать общий случай уменьшения автономных чистых налогов, вне зависимости от того каким путем это производится. И снова поставим перед собой задачу найти оптимальную величину, на которую следует снизить автономные чистые налоги (увеличить трансфертные выплаты или сократить автономные налоги).

    Для автономных чистых налогов существует свой мультипликатор, который расчитывается по формуле: КNT=MPC/(1-MPC). Используем данные предыдущего числового примера:

       DY=DNT*KNT

       KNT=MPC/(1-MPC)

       KNT=0.6/(1-0.6)=1.5

       DY=1000 д.е.

      DNT=DY/KNT

       DNT=1000/1.5=666.6 д.е.

    По результатам расчетов видно, что правительство должно сократить свои автономные чистые налоги  в размере 666,6 д.е. Вследствие этого сокращения будет ликвидирован разрыв ВНП, который равен 1000 д.е.

    Если сопоставить результаты числового примера в ситуации увеличения госзакупок и уменьшения автономных чистых налогов, то наглядно видно, что более эффективными являются госзакупки. Это видно из того, что госзакупки необходимо увеличить на  400 д.е. против снижения автономных чистых налогов на 666,6 д.е.  Это различие в эффективности обуславливается тем, что госзакупки уже сами по себе являются дополнением совокупного потребления, в то время как уменьшение автономных чистых налогов предоставляет семьям некоторый дополнительный доход, посредством уменьшения автономных налогов или же трансфертных выплат, который они направляют на потребление только частично, что, в свою очередь, обусловлено наличием МРС. Для наглядности можно привести такой пример: МРС=0,6;

    DG=1000 д.е. ; DNT=1000 д.е.

     

    Фаза цикла

    Увеличение реального дохода

    Увеличение реальных затрат на 1000 д.е.

    Увеличение госзакупок

    Сокращение чистых налогов.

    1

     

    1000

     

    2

    1000

    600

    600

    3

    600

    360

    360

    4

    360

    216

    216

    5

    216

    129,6

    129,6

     

    ИТОГО:

    2500

    1500


    Из данного табличного примера наглядно видно, что первоначальное изменение госзакупок уже на первой фазе является толчком совокупного потребления.

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Увеличение ставок подоходного налога.

    Ранее анализ велся без учета изменения процентных ставок подоходного налога.  Далее проанализируем изменение данного параметра. Для экспансионистской фискальной политики характерно снижение ставок подоходного налога. Механизм влияния снижения ставки подоходного налога на объем национального производства легче и нагляднее анализировать на числовом примере (Рис 2).

     

          AS


          AE                                                            AS

                                                                          AE2


     

                                                                       AE1


     


     


     

     

        2326

     

     


                                     Y1=4000  Ye=5000                        Y

    Рис.(2) Изменение налоговой ставки.

    Естественный уровень реального дохода вновь принимаем равным 5000 д.е. При существующей налогово-бюджетной политике: предельная налоговая ставка принимается равной 30%, а предельная склонность к потреблению – 0,6, задан определенный уровень плановых расходов (кривая АЕ1 на рис 2). Наклон кривой плановых расходов в этих условиях будет равен МРС*(1-t), т.е. 0,42. Это означает, что величина мультипликатора затрат составляет Кр=1/(1-МРС+МРС*t)=1,72; общие автономные затраты равны 2326 д.е. (точка пересечения кривой плановых расходов с вертикальной осью). Расчетный уровень национального дохода (4000 д.е.) равен произведению общих автономных затрат (2326 д.е.) на мультипликатор затрат (1,72).

    Информация о работе Теория и практика фискальной политики развитых стран и России