Теория международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом, что обуславливает актуальность исследования. Целью исследования является всесторонне изучение международной торговли в целом и механизма ее регулирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение понятия международной торговли;
Изучение теорий международной торговли;
Анализ механизма регулирования международной торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………..
Сущность международной торговли…...…………........................................
Теории международной торговли…………………………………..…….….
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРОВЛИ……………………..
Сущность торговой политики………………………………………………...
Методы регулирования международной торговли………………………….
Организации, регулирующие международную торговлю………………….
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...
Направления развития международной торговли………………..…………
Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке…………………………………………………………………………...
Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая Теория торговли.docx

— 91.93 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….

  1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………..
    1. Сущность международной торговли…...…………........................................
    2. Теории международной торговли…………………………………..…….….
  2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРОВЛИ……………………..
    1. Сущность торговой политики………………………………………………...
    2. Методы регулирования международной торговли………………………….
    3. Организации, регулирующие международную торговлю………………….
  3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...
    1. Направления развития международной торговли………………..…………
    2. Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке…………………………………………………………………………...
    3. Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………...…………....

2

3

3

5

11

11

13

18

23

23

 

26

28

32

33

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из наиболее важных форм международных экономических отношений является международная торговля. Международная торговля играет все возрастающую роль в экономическом развитии. Она существовала еще до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово - экономического сотрудничества.  

Развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое могло расти на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. На протяжении всего послевоенного периода объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В результате внешняя торговля стала мощным фактором экономического роста, и значительно возросла зависимость стран от международного товарообмена.   

В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом, что обуславливает актуальность исследования. Целью исследования является всесторонне изучение международной торговли в целом и механизма ее регулирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  • Рассмотрение понятия международной торговли;
  • Изучение теорий международной торговли;
  • Анализ механизма регулирования международной торговли;
  • Изучение тенденций развития международной торговли и внешней торговли Республики Беларусь;
  • Обзор приоритетных направлений внешней политики Республики Беларусь.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

    1. Сущность международной торговли

 

Международная торговля - это система международных товарно-денежных и экономических отношений, складывающаяся из внешней торговли всех стран мира. Международная торговля является центральным звеном в сложной системе мирохозяйственных связей, опосредуя практически все виды международного разделения труда и связывая все страны мира в единую международную экономическую систему. Она представляет собой совокупность внешней торговли всех стран мира, а ее объем подсчитывается путем суммирования объемов экспорта. Современная международная торговля -  торговля между странами, предполагающая ввоз (импорт) и вывоз (экспорт) товаров, и участвуют различные юридические лица - корпорации, их объединения, государства.  Торговля является средством, с помощью которого страны могут развивать специализацию, повышать производительность своих ресурсов и,  увеличивать общий объем производства. Экономические и политические риски в международной торговле, обусловленные географическими, политическими, национальными факторами. Современная международная торговля имеет динамичный характер. Структура и объем экспорта, импорта товарооборота различных стран и регионов мира непрерывно меняется.

На достаточно стабильный, устойчивый рост международной  торговли оказали влияние ряд факторов:

  • стабилизация межгосударственных отношений в условиях мира;
  • развитие МРТ и интернационализация производства и капитала;
  • НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструирование старых;
  • активная деятельность международных корпораций на мировом рынке;
  • возникновение новой коммерческой реальности - общемирового рынка для стандартизированных товаров;
  • регулирование международной торговли посредством международных торговых соглашений, принятых в рамках ГАТТ/ВТО;
  • деятельность международных финансово-экономических организаций;
  • стабилизирующая деятельность Мирового банка в отношении мировой экономики;
  • либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование «свободных экономические зон»;
  • развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование «общих рынков», зон свободной торговли;
  • получение политической независимости бывшими колониальными странами. Выделение из их числа стран с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок [5, с. 60]. 

Для современного состояния мировой торговли товарами характерны рост экспортной квоты стран, значительная доля в товарной номенклатуре сложнотехнических товаров, сокращение доли продовольствия, сырья и топлива, быстрое обновление товарной номенклатуры, рост обмена деталями, комплектующими изделиями. Растет мобильность потребителей и производителей, развитие спутниковой связи и видеотехники позволили отказаться от личного контакта продавца и покупателя. Торговля наукоемкой и высокотехнологичной продукцией осуществляется преимущественно между промышленно развитыми странами. Значительная доля товарных потоков является внутрифирменной торговлей между дочерними компаниями ТНК.

Международная торговля имеет две стороны — импорт и экспорт и характеризуется торговым балансом, торговым оборотом, платежным балансом. 
Импорт заключается в приобретении продукции в другой стране. Под экспортом понимают продажу продукции в другие страны.

Структура товарного рынка представлена:

  • рынком низко технологичных изделий (текстиль, легкая промышленность, другое);
  • рынком средне технологичных изделий (станки, транспортные средства, пластмассы, химическая и деревообрабатывающая промышленность, другое);
  • рынком высоко технологичных изделий (электроника, аэрокосмическая, информационная техника, точное приборостроение, изделия фармацевтической промышленности, электрооборудование, другое).

Одной из главных закономерностей общественного развития с середины ХХ века является опережающий рост сферы услуг в сравнении с материальным производством. В услугах формируются такие ключевые факторы экономического роста как научное знание, нематериальные формы накопления, информационные технологии, глобализация хозяйственной деятельности.  
Международная торговля услугами имеет свою специфику: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, неоднородность или изменчивость качества, неспособность услуг к хранению, отсутствие посредников. Услуги не подлежат таможенному контролю, могут принимать вещественные формы (компьютерные программы, видеоматериалы), быть капиталоемкими или наукоемкими, иметь промышленный характер или удовлетворять личные потребности. Для разных услуг характерна различная степень вовлечения в международный оборот. Менее пригодны для этого услуги, поступающие преимущественно в личное потребление. Все многообразие услуг можно сгруппировать в несколько крупных подразделений: услуги транспорта, связи, оптовой и розничной торговли, кредитно-финансовой сферы, страхования, операций с недвижимостью. Разделяют также услуги производству и обращению, бытовые услуги, культурно-рекреационные услуги и услуги социального профиля.

Участие страны в мировой торговле услугами определяется ее долей в таковой торговле. Показателями развития международной торговли страны услугами являются:

  • доля торговли услугами в ВВП;
  • доля торговли услугами в общем объеме внешней торговли;
  • доля экспорта услуг в общем объеме экспорта;
  • внешнеторговая квота услугами;
  • экспорт услуг на душу населения;
  • коэффициент относительной экспортной специализации стран на торговле услугами как отношение экспорта услуг страны в ее общем экспорте к доле экспорта услуг страны в мировом экспорте.

Специализация стран на определенных услугах зависит от уровня их экономического развития, экономико-географического положения, развития торговли. 
Экспорт услуг представлен преимущественно услугами туризма, транспортными услугами, арендой машин и оборудования, информационными услугами, услугами страхования, рекламы и др. [6, с. 84]. 

 

    1. Теории международной торговли

 

Развитие мировой торговли опирается на выгоду, приносимую ею участвующим в ней странам. Теория международной торговли дает представление о том, что находится в основе этого выигрыша от внешней торговли, или чем определяются направления внешнеторговых потоков. Международная торговля служит инструментом, посредством которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, повышать уровень благосостояния населения.

Вопросами международной торговли занималось множество известных экономистов. Основные теории международной торговли - Меркантилистская теория, Теория абсолютных преимуществ А. Смита, Теория сравнительных преимуществ Д. Рикардо и Д. С. Милля., Теория Хекшера – Олина, Парадокс Леонтьева, Теория жизненного цикла товара, Теория М. Портера, Теорема Рыбчинского, а также Теория Самуэльсона и Столпера.

 




Меркантилистская теория. Меркантилизм — система взглядов экономистов XV—XVII веков, ориентированная на активное вмешательство государства в хозяйственную деятельность. Представители направления: Томас Мэн, Антуан де Монкретьен, Уильям Стаффорд. Термин был предложен Адамом Смитом, критиковавшим труды меркантилистов. Меркантилистская теория международной торговли возникла в период первоначального накопления капитала и великих географических открытий, основывалась на идее о том, что наличие золотых запасов является основой процветания нации. Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарного обмена обычные товары, будучи использованными, перестают существовать, а золото накапливается в стране и может быть вновь использовано для международного обмена. 
Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого, и наоборот. Для получения максимальной выгоды предлагалось усиление государственного вмешательства и контроля за состоянием внешней торговли. Торговая политика меркантилистов, названная протекционизмом, сводилась к тому, чтобы создавать барьеры в международной торговле, защищающие отечественных производителей от иностранной конкуренции, стимулировать экспорт и ограничивать импорт, вводя таможенные пошлины на иностранные товары и получая взамен своих товаров золото и серебро.

Основные положения Меркантилистской теории международной торговли:

  • необходимость поддержания активного торгового баланса государства (превышения экспорта над импортом);
  • признание пользы привлечения в страну золота и других драгоценных металлов с целью повышения её благосостояния;
  • деньги — стимул торговли, поскольку считается, что увеличение массы денег увеличивает объём товарной массы;
  • приветствуется протекционизм, направленный на импортирование сырья и полуфабрикатов и экспортирование готовой продукции;
  • ограничение на экспорт предметов роскоши, так как он ведет к утечке золота из государства.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита. В своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» в полемике с меркантилистами Смит сформулировал идею о том, что страны заинтересованы в свободном развитии международной торговли, поскольку могут выиграть от нее независимо от того, являются они экспортерами или импортерами. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом – выгодой, основанной на разной величине затрат на производство в отдельных странах – участницах внешней торговли. Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами продуктами своего труда.

Теория абсолютных преимуществ Адама Смита предполагает, что реальное богатство страны состоит из товаров и услуг, доступных её гражданам. Если какая-либо страна может производить тот или иной товар больше и дешевле, чем другие страны, то она обладает абсолютным преимуществом. Одни страны могут производить товары более эффективно, чем другие. Ресурсы страны перетекают в рентабельные отрасли, так как страна не может конкурировать в нерентабельных отраслях. Это приводит к повышению производительности страны, а также квалификации рабочей силы; длительные периоды производства однородной продукции обеспечивают стимулирование выработки более эффективных методов работы.

Естественные преимущества для отдельно взятой страны: климат; территория; ресурсы. Приобретённые преимущества для отдельно взятой страны: технология производства, то есть способность изготовить разнообразную продукцию. 
Теория сравнительных преимуществ Д.Рикардо и Д.С.Милля. В работе «Начала политической экономии и налогового обложения» Рикардо показал, что принцип абсолютного преимущества является лишь частным случаем общего правила, и обосновал теорию сравнительного (относительного) преимущества. При анализе направлений развития внешней торговли следует учитывать два обстоятельства: во-первых, экономические ресурсы – природные, трудовые и др. – распределены между странами неравномерно, во-вторых, эффективное производство различных товаров требует различных технологий или комбинаций ресурсов.

Информация о работе Теория международной торговли