Теория международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:27, курсовая работа

Краткое описание

В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом, что обуславливает актуальность исследования. Целью исследования является всесторонне изучение международной торговли в целом и механизма ее регулирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение понятия международной торговли;
Изучение теорий международной торговли;
Анализ механизма регулирования международной торговли;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………..
Сущность международной торговли…...…………........................................
Теории международной торговли…………………………………..…….….
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРОВЛИ……………………..
Сущность торговой политики………………………………………………...
Методы регулирования международной торговли………………………….
Организации, регулирующие международную торговлю………………….
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...
Направления развития международной торговли………………..…………
Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке…………………………………………………………………………...
Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

КУрсовая Теория торговли.docx

— 91.93 Кб (Скачать файл)

Министерская конференция назначает Генерального директора ВТО. В настоящее время Гендиректором ВТО является Ренато Руджеро (Италия). Гендиректор назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО и определяет их обязанности и условия прохождения службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.

В соответствии с Соглашением об учреждении ВТО странами-учредителями организации стали участники ГАТТ, которые представили списки обязательств по товарам и услугам и ратифицировали пакет соглашений ВТО до 1997 года. В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 132 государства, причем только Эквадор, Монголия, Болгария и Панама стали новыми членами, а остальные имеют статус страны-учредителя.

В настоящее время более тридцати государств имеют статус наблюдателя в ВТО. Подавляющее большинство из них (включая Россию, Китай, Тайвань, Саудовскую Аравию, страны Балтии и практически все государства СНГ) находятся на различных стадиях процесса присоединения к ВТО. Кроме того, около пятидесяти международных организаций имеют статус наблюдателя в ВТО, в т.ч. МВФ, Мировой Банк, ОЭСР, различные подразделения ООН, региональные группировки, товарные организации и т.д.

Процедура присоединения к Всемирной торговой организации, выработанная за полвека существования ГАТТ/ВТО, достаточно сложна и состоит из нескольких этапов. Как показывает опыт присоединяющихся стран, этот процесс занимает несколько лет. Все указанные ниже процедуры присоединения полностью распространяются и на Россию.

На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происходит детальное рассмотрение экономического механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в этой международной организации. Подобные консультации и переговоры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заинтересованными странами-членами ВТО.

Прежде всего, эти переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоставить членам ВТО по доступу на ее рынок товаров и услуг, а также по срокам принятия на себя обязательств по Соглашениям, вытекающих из членства в ВТО.

Взамен присоединяющаяся страна получает права, которыми обладают члены ВТО, что практически будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках. В случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, любая страна сможет обращаться с соответствующей жалобой в Орган по разрешению споров (ОРС), решения которого обязательны для безусловного исполнения на национальном уровне.

Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствии с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.

Последним этапом является ратификация законодательным органом присоединяющейся страны всего пакета документов.

Содружество Независимых Государств.

Соглашением от 15 апреля 1994 года «О создании зоны свободной торговли» (и Протокола к нему от 2 апреля 1999 года) страны участники подтвердили свою приверженность свободному развитию взаимного экономического сотрудничества, внедряя в практику принципы рыночной экономики, действуя в направлении последовательной реализации положений договора о создании экономического союза, формируя условия для свободного движения товаров и услуг, обеспечивая сбалансированность взаимной торговли и стабилизацию внутреннего экономического положения участвующих государств, содействуя росту экономического потенциала государств - участников на основе развития взаимовыгодных кооперационных связей и сотрудничества, руководствуясь стремлением к постоянному повышению уровня жизни населения своих государств. Стороны, вступая в соглашение о создании зоны свободной торговли, договорились для достижения целей настоящего соглашения обеспечить взаимодействие в решении конкретных задач создания экономического союза, направленных на:

    • постепенную отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и количественных ограничений во взаимной торговле;
    • устранение других препятствий для свободного движения товаров и услуг; создание и развитие эффективной системы взаимных расчетов и платежей по торговым и другим операциям;
    • координацию торговой политики в отношении стран, не являющихся участниками данного соглашения;
    • координацию экономической политики в той мере, в какой это необходимо для достижения целей соглашения (в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта, финансов, инвестиций, социальной сферы, развития добросовестной конкуренции и т.д.);
    • содействие межотраслевой и внутриотраслевой кооперации и научно-техническому сотрудничеству;
    • гармонизацию и унификацию законодательства договорившихся сторон в той мере, в какой это необходимо для надлежащего и эффективного функционирования зоны свободной торговли.

Территория соглашения охватывает таможенные территории стран: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина, Республика Грузия.

Страны - участницы сохраняют за собой право самостоятельного и независимого определения режима внешнеэкономических отношений с государствами, не участвующими в данном соглашении. Но не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз или вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из договаривающихся сторон и предназначенных для таможенной территории других.

Помимо этого, в целях ликвидации технических барьеров и других ограничений аналогичного характера во взаимной торговле страны – участницы будут стремиться к гармонизации технических и других специальных требований к согласованию своей политики в этой области.

Европейский Союз.

Европейский Союз объединяет ряд европейских стран с целью обеспечения мира и процветания своих граждан в рамках все более тесного объединения на основе общих экономических, политических и социальных интересов. Страны Союза твердо привержены сбалансированному и устойчивому социальному и экономическому прогрессу. В частности, это достигается путем создания пространства без внутренних границ, укрепления экономического и социального единства и учреждения экономического и валютного союза. Создание единого рынка для более, чем 369 миллионов европейцев обеспечивает свободу перемещения людей, товаров, услуг и капитала.

Внутри Европейского Союза разрабатывается единая политика в таких областях, как сельское хозяйство, телекоммуникации, транспорт, энергетика и охрана окружающей среды. Для отношений с внешним миром Союз разрабатывает внешнюю торговую и коммерческую политику и начинает играть все более важную роль на международной арене путем проведения единой внешней политики и политики безопасности.

В Европейский Союз входят 15 государств-членов: Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция, с общей численностью населения 370 миллионов человек. Это самый крупный в мире торговый блок.

Выполнение целей, содержащихся в Договорах (достижение четырех свобод, т.е. свободы движения людей, товаров, капитала и услуг, создание и проведение общей политики во все большем количестве областей), ведет к постепенной передаче части суверенитета государств-членов европейским институтам.

Европейский Союз - крупнейшая мировая торговая держава; на него приходится почти четверть мировой торговли. Это также крупнейший нетто-импортер сельскохозяйственных продуктов и сырья. На Европейский Союз приходится и основная часть помощи развивающимся странам [8, с.92]. 

 

 

ГЛАВА 3. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

 

3.1 Направления развития международной  торговли

 

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило, чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются важным экзогенным (внешнего происхождения) фактором, который оказывает значительное влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование её структуры, эффективность функционирования.

Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. В частности, для новых индустриальных стран внешнеэкономические связи явились основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них динамичной модели устойчивого экономического развития.

Особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности.

Одной из важных тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. Помимо традиционных форм внешнеэкономических связей — внешней торговли и инвестиционного сотрудничества — в последние годы активно развиваются научно-техническое сотрудничество, промышленная кооперация, валютно-финансовое, военно-техническое сотрудничество, туризм и др.

Основной формой мировых хозяйственных связей по-прежнему остаётся внешняя торговля, которая по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Кроме того, темпы прироста международных экспортно-импортных операций превышают темпы роста мирового промышленного производства.

После 5 лет довольно умеренного роста и стагнации в 1993 г. объём мировой торговли с 1994 г. начал расти достаточно высокими темпами. Темп прироста мировой торговли в 1994 г. составил 9,5%, что является рекордным показателем за последние 20 лет.

По предварительным данным в 1995 г. объём мировой торговли увеличился на 8% . Интенсификации товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Кроме того, существенным фактором роста международной торговли стало сохранение благоприятной конъюнктуры во многих развивающихся странах и особенно в новых индустриальных странах.

Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий. Стоимость экспорта офисного и телекоммуникационного оборудования возросла в 1995 г. на 25% и достигла 12% общей стоимости мировой торговли.

Важным фактором роста мировой торговли является существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

Промышленно развитые страны контролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия. Канада, Гонконг, Нидерланды, Бельгия, Люксембург.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии. По совокупному объёму внешней торговли (920 млрд долл. в 1993 г.) Гонконг, Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объёма мировой торговли. Данные по экспорту и импорту некоторых стран и их доли в мировом экспорте и импорте представлены в таблицах 1 и 2 ( см. Приложение).

Из азиатских, новых индустриальных стран в десятку крупнейших торговых держав мира входит Гонконг, который в 1993 г. занимал в атом списке 7-е место по экспорту и 8-е место по импорту. Гонконг значительно опережает все страны мира по стоимости экспорта и импорта в расчёте на душу населения.

Среди стран с переходной экономикой наиболее динамично развивается внешняя торговля Китая. С 1979 по 1995 г. среднегодовой рост экспортно-импортных операций составлял 16,5%, что значительно превышало темпы роста мировой торговли. Стоимостный объём внешней торговли Китая увеличился с 24 млрд долл. в 1979 г. до 281 млрд долл. в 1995 г., что позволило стране войти в десятку крупнейших торговых держав мира.

Современная международная торговля развивается достаточно высокими темпами. Среди основных тенденций развития международной торговли можно выделить следующие:

  1. Происходит преимущественное развитие торговли по сравнению с отраслями материального производства и всего мирового хозяйства в целом. Так, по некоторым оценкам, за период 50–90-х годов ХХ века ВВП мира вырос примерно в 5 раз, а товарный экспорт – не менее чем в 11 раз. Соответственно, если в 2000 году ВВП мира оценивался в 30 трлн долл., то объем международной торговли – экспорт плюс импорт – в 12 трлн долл.
  2. В структуре международной торговли растет доля продукции обрабатывающей промышленности (до 75%), из которой более 40% – машиностроительная продукция. Лишь 14% составляет топливо и другое сырье, доля сельскохозяйственной продукции – около 9%, одежда и текстиль – 3%.
  3. Среди изменений в географическом направлении потоков международной торговли наблюдается повышение роли развитых стран и Китая. Однако развивающимся странам (в основном за счет выдвижения из их среды новых индустриальных стран с выраженной экспортной ориентацией) удалось существенно усилить свое влияние в этой сфере. В 1950 году на них приходилось только 16% мирового товарооборота, а к 2001 году – уже 41,2%. 
    Со второй половины XX века проявилась неравномерность динамики внешней торговли. В 1960-е годы Западная Европа — главный центр международной торговли. Ее экспорт почти в 4 раза превышал экспорт США. К концу 1980-х годов Япония стала выбиваться в лидеры по фактам конкурентоспособности. В этот же период к ней присоединились «новые индустриальные страны» Азии — Сингапур, Гонконг Тайвань. Однако к середине 1990-х годов США выходят на лидирующие позиции в мире по конкурентоспособности. Экспорт товаров и услуг в мире в 2007 году по данным ВТО составил 16 трлн. долл. США. Доля группы товаров составляет 80%, а услуг - 20% от общего объема торговли в мире.
  4. Важнейшим направлением развития внешней торговли является внутрифирменная торговля в рамках ТНК. По некоторым данным, на внутрифирменные международные поставки приходится до 70% всей мировой торговли, 80–90% продаж лицензий и патентов. Так как ТНК – важнейшее звено мировой экономики, мировая торговля является в то же время торговлей в рамках ТНК.
  5. Расширяется торговля услугами, причем несколькими способами. Во-первых, это трансграничная поставка, например, дистанционное обучение. Другой способ поставки услуг – потребление за рубежом – предполагает передвижение потребителя или перемещение его собственности в страну, где услуга предоставляется, например, услуга гида в туристической поездке. Третий способ – коммерческое присутствие, например деятельность в стране иностранного банка или ресторана. И четвертый способ – перемещение физических лиц, являющихся поставщиками услуги за границей, например, врачей или преподавателей. Лидером в торговле услугами являются наиболее развитые страны мира.

Информация о работе Теория международной торговли