Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2014 в 16:27, курсовая работа
В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом, что обуславливает актуальность исследования. Целью исследования является всесторонне изучение международной торговли в целом и механизма ее регулирования. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Рассмотрение понятия международной торговли;
Изучение теорий международной торговли;
Анализ механизма регулирования международной торговли;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….
ПОНЯТИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……………………………..
Сущность международной торговли…...…………........................................
Теории международной торговли…………………………………..…….….
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРОВЛИ……………………..
Сущность торговой политики………………………………………………...
Методы регулирования международной торговли………………………….
Организации, регулирующие международную торговлю………………….
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...
Направления развития международной торговли………………..…………
Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке…………………………………………………………………………...
Приоритетные направления внешней политики Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
3.2 Тенденции развития внешней торговли Республики Беларусь на мировом рынке
В современном мире состояние внешней торговли государства - это показатель уровня развития, индикатор признания страны международным сообществом. Высокая доля внешнеторгового товарооборота в ВВП означает высокую зависимость благосостояния граждан от внешней торговли. Для Беларуси увеличение объемов экспорта было и остается важнейшим приоритетом государственной политики, ибо Республика Беларусь не имеет в достаточном количестве собственных природных ископаемых и зависима от внешнего рынка. Производственный комплекс республики закупает сырье за рубежом, после чего производит продукцию и продает ее. Благополучие страны и народа полностью зависит от эффективной работы ориентированных на экспорт предприятий и грамотной внешнеторговой политики.
Республика Беларусь поддерживает отношения более чем со 130 странами мира. В структуре внешнеторгового оборота около 2/3 объема приходится на страны СНГ, доля России в котором достигает почти 50%. На втором месте - развитые страны Западной Европы. Далее - европейские страны с переходной экономикой, развивающиеся страны Азии, страны Северной Америки, Южной Америки, Африки, Ближнего Востока, развитые страны Азии, Карибского бассейна, Австралии и Океании [4, с. 40].
В товарной структуре белорусского экспорта преобладают машины, оборудование, транспортные средства, продукты химической промышленности. Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортирует: тракторов - 24 тыс. штук (97% от их производства); грузовых автомобилей - 11,3 тыс. штук (74% от их производства); телевизоров - 408 тыс. штук (65% от их. производства); холодильников, морозильников - 655 тыс. штук (76% от их производства); химических волокон и нитей - в среднем в год 148 тыс. тонн (70% от их производства); калийных удобрений - свыше 3 млн. тонн (83% от их производства); азотных удобрений - 353 тыс. тонн (58% от их производства). В экспорте Республики Беларусь значатся и «минеральные продукты». В основном это продукты переработки нефти. Их доля в группе превышает 80%. Ежегодно экспортируется около 7,5 млн. тонн нефтепродуктов.
Далее идут: черные и цветные металлы и изделия из них; продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного); текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия; кожевенное сырье и изделия из него; прочее.
В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты, машины, оборудование и транспортные средства, продукция химической промышленности, черные и цветные металлы.
Ежегодно Республика Беларусь в среднем импортирует около: 2 млн. тонн черных и цветных металлов; 12 млн. тонн сырой нефти; 0,7 млн. тонн нефтепродуктов; 17,5 млрд. куб. метров
природного газа; 430 тыс. тонн угля; 7,5 млрд. кВт/ч электроэнергии; 104 тыс. тонн растительного масла; 1300 тыс. тонн зерновых культур.
Одной из проблем экономики республики является ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.
Экспорт и импорт услуг составляют довольно скромную долю в общем объеме товарооборота. Так, доля экспорта услуг в общем товарообороте колеблется в пределах 12%, а доля их импорта - около 7 %. Среди экспортных услуг основными являются: транспортные; строительные; услуги связи; туристические; аренда; финансовые. Среди импортных услуг выделяются туристические; транспортные; услуги связи; аренда; строительные; финансовые.
Негативным показателем в торговле Республики Беларусь является постоянное в течение последних лет превышение импорта над экспортом. Так коэффициент покрытия импорта экспортом Республики Беларусь за последние 5 лет составил 83%, что негативно отражается на ее платежном балансе.
Основные направления внешней торговли Республики Беларусь на ближайшие годы определены «Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы». В соответствии с этой программой главным направлением внешнеэкономической деятельности на перспективу станет осуществление эффективной единой промышленной, внешнеторговой и макроэкономической политики, обеспечивающей динамичное развитие внешнеэкономического комплекса страны и защиту интересов национального рынка от неблагоприятного воздействия мировой конъюнктуры и иностранной конкуренции. Приоритетными направлениями должны стать: активизация государственной поддержки модернизации экспортоориентированных производств по выпуску наукоемкой высокотехнологичной продукции; поиск альтернативных источников необходимых стране ресурсов; развитие инфраструктуры экспорта; расширение номенклатуры и увеличение экспорта товаров и услуг; рационализация структуры импорта. Качественно новый уровень функционирования экономики позволит проводить политику внешнеторговой экспансии путем избирательного ее применения как к отдельным государствам, так и к группам стран или союзам [4, с. 41].
Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов.
Среди таких приоритетных направлений – государства-соседи, прежде всего, Российская Федерация, сотрудничество с которой строится на союзной основе, а также государства-участники Содружества Независимых Государств. Последовательно отстаивая идеи интеграции, Беларусь занимает активную позицию в объединительных образованиях на постсоветском пространстве – Таможенном союза/ЕЭП, СНГ и ОДКБ.
Евросоюз – объективно важный для Беларуси партнер в торгово-экономической сфере и источник инвестиционных ресурсов.
На качественно новый уровень выходит сотрудничество со странами со странами мирового Юга.
Беларусь последовательно выступает за нормализацию отношений с Соединенными Штатами Америки.
Важным направлением внешнеполитической активности Беларуси является многосторонняя дипломатия, сотрудничество в рамках международных организаций.
Развитие взаимодействия с Российской Федерацией
Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией как на двустороннем уровне, так и в рамках Союзного государства и интеграционных структур на постсоветском пространстве. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.
Выстраивая взаимовыгодное сотрудничество с Россией, Беларусь неукоснительно придерживается принципа безусловного сохранения суверенитета и территориальной целостности сторон, ответственного выполнения ими своих международных обязательств.
Пространство СНГ
Следующий приоритет на данном направлении внешней политики – партнеры по СНГ.
Республика Беларусь заинтересована в интенсификации многопланового взаимодействия со странами Содружества на двустороннем уровне и в рамках интеграционных объединений – Содружества Независимых Государств, Единого экономического пространства/Таможенного союза, Организации Договора о коллективной безопасности.
Беларусь поддерживает процессы развития интеграционного потенциала СНГ, в первую очередь, в экономической сфере. Успешность взаимодействия в таких областях как энергетика, транспорт, промышленность, развитие инновационных технологий, а также реализация положений Договора о зоне свободной торговли, направленных на ликвидацию существующих барьеров во взаимной торговле, является залогом роста благосостояния и качества жизни народов входящих в Содружество стран.
Принципиально новые перспективы с точки зрения национальных интересов государств-участников открывают Таможенный союз и Единое экономическое пространство Беларуси, Казахстана и России.
Снятие тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле, упрощение внешнеторговых процедур, отмена всех видов контроля на внутренних границах емкого 170-миллинного общего рынка сегодня дают позитивный результат, создавая благоприятные условия для свободного движения товаров и услуг, капитала и рабочей силы, привлечения иностранных инвестиций.
Создав Таможенный союз и Единое экономическое пространство, Беларусь вместе с Россией и Казахстаном приступила к формированию Евразийского экономического союза на основе договорно-правовой базы этих интеграционных объединений.
Республика Беларусь намерена содействовать укреплению Организации Договора о коллективной безопасности по всем направлениям ее деятельности (политическому, военному, военно-техническому, информационному); развитию сотрудничества в области борьбы с наркотрафиком, нелегальной миграцией, международной организованной преступностью; предотвращения чрезвычайных ситуаций; усилению внешнеполитической координации государств-членов Организации; налаживанию конструктивного взаимодействия ОДКБ с другими международными и региональными объединениями.
Развитие взаимодействия с Европейским cоюзом
Приоритетом внешней политики Беларуси на европейском векторе является интенсификация партнерства со странами Евросоюза в сферах взаимного интереса: торговли и инвестиций, транспорта, транзита, трансграничного и регионального сотрудничества, упрощения визового режима, охраны окружающей среды.
Беларусь – надежный партнер Евросоюза не только с точки зрения поддержания социально-экономической стабильности в регионе, но и по стратегически важным вопросам общеевропейского значения: обеспечения военно-политической, энергетической и экологической безопасности, борьбы с преступностью, наркотрафиком, нелегальной миграцией.
В условиях, когда ЕС по ряду позиций демонстрирует неконструктивные подходы в отношении Беларуси, наша страна продолжает твердо отстаивать принципы равноправия, взаимоуважения и добрососедства как единственно возможной основы для партнерских отношений и активизации диалога с Европейским союзом.
Страны мирового Юга
Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.
Диверсификация торговли, углубление экономической кооперации со странами названных регионов планеты являются важной предпосылкой роста для экспортоориентированной белорусской экономики.
Основные направления развития отношений – активизация политического и экономического взаимодействия с традиционными партнерами (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Египет, Индия, Иран, Китай, Куба, ОАЭ, Сирия, Япония, ЮАР), налаживание диалога и активный выход и закрепление на рынках государств, имеющих значительный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества (Ангола, Австралия, Индонезия, Катар, Колумбия, Кот-д'Ивуар, Малайзия, Мексика, Нигерия, Никарагуа, Пакистан, Перу, Саудовская Аравия, Того, Филиппины, Эквадор, Эфиопия и другие).
Соединенные Штаты Америки
Республика Беларусь выступает за развитие конструктивного и равноправного диалога с США, расширение полноформатного двустороннего сотрудничества по актуальным вопросам глобальной повестки дня (борьба с торговлей людьми, противодействие распространению наркотических и психотропных веществ, противодействие киберпреступлениям и распространению детской порнографии в Интернете, защита ядерных объектов, нераспространение ОМУ), основанного на взаимном учете интересов.
Несмотря на сложные политические отношения, Беларусь продолжает прилагать усилия для нормализации сотрудничества по всему спектру двустороннего взаимодействия.
Многосторонняя дипломатия
Республика Беларусь содействует укреплению центральной роли ООН в решении мировых проблем; поддерживает политику ООН в области сохранения международного мира и безопасности, укрепления и развития существующих международных режимов по предотвращению распространения оружия массового уничтожения, сокращения и ликвидации его арсеналов, борьбы с международным терроризмом; выступает за сбалансированное реформирование ООН с целью адаптации Организации к новым реалиям.
Приоритетной задачей является продвижение ключевых белорусских инициатив в рамках ООН: о признании многообразия путей прогрессивного развития в качестве ценности человеческой цивилизации; о продвижении глобального партнерства против рабства и торговли людьми и выполнении Глобального плана действий ООН по борьбе с торговлей людьми, принятого по инициативе Беларуси на 64-й сессии ГА ООН консенсусом; о недопустимости практики применения односторонних принудительных мер для оказания политического давления на суверенные государства; о противодействии политизации правозащитной тематики в ООН; о формировании комплексной энергетической повестки дня ООН.