Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2014 в 00:46, курсовая работа
Основная цель работы заключается в изучении основ теории общего экономического равновесия и рассмотрении условий, необходимые для достижения эффективности в потреблении, производстве и структуре выпуска продукции в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие общее экономическое равновесие и сопоставить его с понятием частичное экономическое равновесие;
2) раскрыть предельные условия эффективного обмена продукции;
3) раскрыть предельные условия эффективного производства и структуры выпуска продукции;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1. ПОНЯТИЯ ЧАСТИЧНОГО И ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ………………………….5
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБМЕНА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И СПРАВЕДЛИВОСТЬ…………………………………………………………………...12
2.1. Эффективность по Парето………………………………………………...........12
2.2. Эффективность в потреблении…………………………………………...........13
2.3. Эффективность и справедливость……………………………………………..17
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА И СТРУКТУРЫ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ…………………………………………………………………………...21
3.1. Эффективность производства…………………………………………………...21
3.2. Эффективность структуры выпуска продукции……………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………26
ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………………...28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ПОНЯТИЯ ЧАСТИЧНОГО И ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ………………………….5
2. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБМЕНА. ЭФФЕКТИВНОСТЬ
И СПРАВЕДЛИВОСТЬ…………………………………………
2.1. Эффективность по
Парето………………………………………………......
2.2. Эффективность в потреблении…………………………………………...
2.3. Эффективность и справедливость…………………………………………
3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА
И СТРУКТУРЫ ВЫПУСКА ПРОДУКЦИИ………………………………………………………
3.1. Эффективность производства………………………………………………
3.2. Эффективность
структуры выпуска продукции………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….........
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика в процессе своего функционирования одновременно пребывает в двух состояниях – равновесия и динамики. Известно, что в случае, если все произведенные продукты станут товарами (будут проданы), а все доходы населения израсходованы и отоварены, то совокупный спрос и предложение совпадут, и в экономике наступит состояние равновесия.
Таким образом, экономическое равновесие – это состояние сбалансированности экономики в пространстве и во времени, в денежном и натурально-вещественном выражении, проявляющееся в соответствии на рынке совокупного спроса и совокупного предложения, дополненного равновесием инвестиций и сбережений, с одной стороны, и денежных пропорций – с другой.
Причем равновесие должно касаться всего общества, т.е. доходы и расходы должны быть сбалансированы в масштабах всей национальной экономики.
На рынке сталкиваются два типа экономических субъектов – покупатели и продавцы. Поэтому для достижения равновесия одновременно на всех рынках необходимо соблюдение двух условий.
Во-первых, нужно, чтобы никто из покупателей не изменял своих решений относительно количеств разнообразных благ, которые они желают приобрести. Во-вторых, необходимо, чтобы никто из продавцов не изменял своих решений относительно объемов предложения различных товаров.
Это означает, что в условиях общего равновесия для любой пары благ предельная норма замещения в производстве должна быть равна предельной норме замещения в потреблении.
Рассматриваемые в курсовой работе вопросы достаточно проработаны и освещены в экономической теории. Проблемам частичного и общего равновесия, эффективности в потреблении, производстве и структуре выпуска продукции, а также экономике благосостояния посвящено значительное количество научных трудов зарубежных и белорусских ученых-теоретиков.
Все вышеизложенное свидетельствует о том, что тема курсовой работы актуальна и в настоящее время.
Основная цель работы заключается в изучении основ теории общего экономического равновесия и рассмотрении условий, необходимые для достижения эффективности в потреблении, производстве и структуре выпуска продукции в условиях рыночной экономики.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1) определить понятие общее экономическое равновесие и сопоставить его с понятием частичное экономическое равновесие;
2) раскрыть предельные условия эффективного обмена продукции;
3) раскрыть предельные условия эффективного производства и структуры выпуска продукции;
Настоящая курсовая работа имеет следующую структуру: введение, три главы, заключение, глоссарий и список использованной литературы.
В первой главе определены понятия частичного и общего экономического равновесия.
Во второй главе рассмотрены критерий эффективности по Парето, эффективность в потреблении, а также соотношение эффективности и справедливости.
В третьей главе курсовой работы рассмотрена эффективность в производстве и эффективность структуры выпуска продукции.
При написании курсовой работы использованы научные труды белорусских и российских ученых-экономистов, статьи из некоторых экономических журналов.
1. ПОНЯТИЯ ЧАСТИЧНОГО И ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ
В теории фирмы, согласно наиболее распространенной классификации, выделяют четыре базовые рыночные структуры или четыре типа строения рынков [17, С. 265]:
1) совершенная конкуренция;
2) монополистическая конкуренция;
3) олигополия;
4) монополия.
Все множество разнотипных рынков переплетено в чрезвычайно сложную систему рыночной экономики.
«Рыночная экономика, развивающаяся по законам товарного хозяйства и рынка саморегулирующаяся система. Базируется на основе единых объективных экономических законов и закономерностей, которые не зависят от субъективной воли, а действуют прямо и неотвратимо» [6, с.401].
Общепринятое изложение понятия экономического равновесия обычно связывают с рассмотрением кривых спроса и предложения, отражающих планы покупателей и продавцов. Этот используемый экономистами подход довольно прост и вследствие этого имеет определенные границы применения в экономических исследованиях функционирования торгового обмена.
Процесс установления рыночного равновесия часто рассматривался только на моделях частичного равновесия. При этом не учитывалось, как изменение цены одного блага влияет на цены других благ, и игнорировался возникающий в этом случае эффект обратных связей. В действительности все цены находятся в тесном взаимодействии. Цены факторов производства определяют затраты на блага, лежащие в основе их цен. При заданных затратах цены благ определяют объем выпуска, от которого зависит объем спроса на факторы производства, а, следовательно, и их цены. Кроме того, от цен факторов производства зависят доходы их владельцев, а доходы потребителя, определяя его спрос, непосредственно воздействуют на цену блага. Количественной мерой такого воздействия, является коэффициент эластичности спроса по доходу. К взаимозависимости всех цен приводит и то обстоятельство, что любое благо по своим потребительским свойствам является либо взаимозаменяемым, либо взаимодополняемым к каким-то другим благам. Для количественной характеристики данной взаимозависимости цен используется коэффициент перекрестной эластичности.
Из-за перечисленных обстоятельств более достоверное представление о процессе рыночного ценообразования и его роли в национальной экономике можно получить на основе построения модели общего экономического равновесия, в которой исследуется механизм формирования системы равновесных цен, обеспечивающих равенство спроса и предложения одновременно на всех рынках. Большое число факторов, определяющих систему равновесных цен, делает модели общего экономического равновесия значительно более сложными по сравнению с моделями частичного равновесия.
В экономическом анализе часто используется предположение о постоянстве всех прочих переменных, кроме рассматриваемых. Этот аналитический прием позволяет изучать отдельный рынок, абстрагируясь от связей его с другими рынками (анализ частичного экономического равновесия).
Но такой подход не позволяет оценить влияние изменений, произошедших на одном рынке, на все другие рынки, и поэтому несовершенен. Раскроем проблему на примере. Предположим, что в начальный момент времени рынки всех потребительских товаров и производственных ресурсов находятся в равновесии. Но происходят изменения в предпочтениях потребителей в пользу товара А. Возможно, они повлекут за собой увеличение спроса на товар А (кривая спроса сдвинется в положение D2), что обусловит повышение его рыночной цены и в дальнейшем приведет к росту предложения данного товара (кривая предложения займет положение S2) и установлению нового рыночного равновесия (рисунок 1, а).
а
в
Рисунок 1 – Рынок товара А(а), В(б), С(в), D(г)
Новому равновесию будет соответствовать равновесная цена Р2 и равновесный объем выпуска Q2. Более тщательное изучение рыночных последствий изменений предпочтений потребителей товара А обязательно обнаружит множество корректировок цен на других рынках товаров и услуг, которые могут быть товарами-субститутами или товарами-комплементами для блага А. Равновесный объем производства товара-субститута В увеличится при одновременном росте цен на этот товар (рисунок 1, б). Напротив, объем производства товара С, который является комплементом товару А, снизится и цена на него упадет (рисунок 1, в). Существует также вероятность некоторого снижения предложения товара, в производстве которого используются значительные количества тех же производственных ресурсов, что и для производства товара А – в нашем примере это товар D (рисунок 1, г).
Таким образом, произойдут множественные корректировки цен и объемов производства многих товаров. В конечном счете, некоторые из этих изменений повлияют на спрос или предложение товара А. Другими словами, будет иметь место эффект обратной связи. Так, рост цен на товар В приведет к росту спроса на товар А (кривая спроса сдвинется положение D3). Снижение цены на товар С приведет к еще большему увеличению спроса на товар А (кривая спроса может сдвинуться в положение D4). Уменьшение объема производства товара D может снизить цены на ресурсы, используемые в производстве D и А и, соответственно, кривая предложения А сдвинется вправо (S3). Эти эффекты обратной связи приведут к росту равновесных объема выпуска А до Q3 и его цены до Р3. И все начнется сначала.
Нет ни одного товара, оптимальный уровень производства которого можно определить изолированно. Размещение производственных ресурсов является, безусловно, проблемой общего экономического равновесия.
«Общее равновесие – это ситуация, при которой ни потребители, ни производители не желают изменений количеств товаров и услуг, на которые они предъявляют спрос или предлагают на разнообразных рынках» [12, с. 277].
«Общее равновесие – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложение на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках» [15, с. 353].
«Общее равновесие – это равновесие экономики в целом, как совокупности отраслей народного хозяйства» [2, с. 181].
«Частичное равновесие – равновесие, складывающееся на отдельном рынке» [15, с. 353]. Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ влияют на цены других.
Анализ рыночного равновесия, когда исследование ценовых изменений ограничивается одним рынком, либо одной группой тесно взаимосвязанных рынков, считается анализом частичного экономического равновесия.
Анализ общего экономического равновесия – это исследование рыночной системы как единого целого, анализ всеобъемлющих взаимосвязей между всеми различными рынками и ценами, которые составляют рыночную систему. Он позволяет проследить процесс изменения различных факторов экономики в одно взаимоувязанное целое.
Эффект обратной связи отражает изменения частичного равновесия на данном рынке в результате изменений, возникших на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Общее равновесие характеризуется тем, что равновесные цены и объемы выпуска устанавливаются на всех рынках одновременно с учетом эффекта обратной связи.
«Цена, при которой количество предложенного на рынке товара равно количеству товара, на который предъявлен спрос, называется равновесной ценой, а соответствующий этой цене объем товара – равновесным количеством» [9, с. 58].
«Равновесная рыночная цена – это цена, при которой по каждому данному товару нет ни излишка, ни дефицита. Она устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения как денежный эквивалент строго определенного количества товара. Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего цена и количество товара, продаваемое по этой цене, выступают как результат равновесия спроса и предложения» [8, с. 96].
В точке равновесия происходит оптимизация рыночного поведения экономических субъектов. По мере развития рыночных структур экономика стремится именно к этой точке. «Складывающееся на рынке соотношение может рассматриваться в трех основополагающих аспектах [2, с. 178]:
Внутрифирменное равновесие – это свидетельство экономической стабильности фирмы, доказательство того, что в этом звене экономики на данный период времени, ресурсы используются рационально.