Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:28, курсовая работа

Краткое описание

В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состояний, то есть удовлетворять самые разнообразные потребности. Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения, определить подходы к анализу спроса. Теоретической базой исследования послужили общие работы по микроэкономике, научно- популярные статьи, профессиональные сайты, профильные газеты и журналы.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Поведение потребителя: основные характеристики..........................4
1.1 Теория предельной полезности: кардиналистский подход.......................4
1.2 Теория предельной полезности: ординалистский подход.........................6
Глава 2.Анализ поведения потребителя..........................................................11
2.1 Реакция потребителя на изменение его дохода........................................11
2.2 Реакция потребителя на изменение цен благ............................................15
2.3 Эффект замещения и эффект дохода.........................................................18
Заключение 24
Список литературы 25

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовик.docx

— 442.41 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1.Поведение потребителя: основные характеристики..........................4

1.1 Теория предельной полезности: кардиналистский подход.......................4

1.2 Теория предельной полезности: ординалистский подход.........................6

    Глава 2.Анализ поведения потребителя..........................................................11

2.1 Реакция потребителя на изменение  его дохода........................................11

2.2 Реакция потребителя на изменение  цен благ............................................15

    2.3 Эффект замещения и  эффект дохода.........................................................18

Заключение 24

Список литературы 25

 

 

Введение

 

В процессе своей жизнедеятельности  человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состояний, то есть удовлетворять самые разнообразные  потребности. Потребности человека почти неутолимы, поскольку всегда существует ограничения для их полного  удовлетворения, такие как земля, труд, капитал. Поэтому возникает  необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся  ресурсы таким образом, чтобы  наиболее полно удовлетворить собственные  потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путем  использования различных благ и  ресурсов. Ограниченный ресурс денежного  дохода может быть распределен между  текущим и будущим потреблением,  между товарами длительного пользования  и сиюминутного потребления, между  малым количеством дорогостоящих  и большим количеством дешевых  товаров.

Эта тема актуальна во все  времена. Ведь желания потребителя  все время меняются, растут, так как само общество постоянно развивается, прогрессирует, а вот то, что касается возможностей в приобретении того или иного блага, они не редко оказываются ограниченными. Какими мотивами потребитель руководствуется, делая выбор, в пользу того или иного, товара, существуют ли критерии, по которым он делает свой выбор. На все эти вопросы дает ответ теория потребительского выбора.

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения  и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить  сущность теории потребительского поведения, определить подходы к анализу  спроса.

Теоретической базой исследования послужили общие работы по микроэкономике, научно- популярные статьи, профессиональные сайты, профильные газеты и журналы.

 

Глава 1. Поведение потребителя: основные характеристики

1.1 Теория предельной полезности: кардиналистский подход

 

 

Количественный подход к анализу  полезности основан на представлении  о возможности измерения различных  благ в гипотетических единицах полезности ≈ ютилах.

В частности, предполагается: потребитель  может сказать, что ежедневное потребление  им 1 яблока приносит ему удовлетворение, скажем, в 20 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок ≈ 38 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок и 1 сигареты ≈ 50 ютилов, ежедневное потребление 2 яблок, 1 сигареты и 1 апельсина ≈ 63 ютила и т.д.

Следует подчеркнуть, что количественные оценки полезности того или иного  товара или товарного набора имеют  исключительно индивидуальный, субъективный характер. Количественный подход не предполагает возможности объективного измерения  полезности того или иного товара в ютилах. Один и тот же продукт может представлять большую ценность для одного потребителя и никакой ценности ≈ для другого. Количественный подход обычно не предусматривает также возможности соизмерения объемов удовлетворения, получаемых различными потребителями.

В количественной теории полезности предполагается, что потребитель может дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им товарного набора. Формально это можно записать в виде функции общей полезности:

TU = F(QA, QB, ..., QZ),        (3.1)

где TU ≈ общая полезность данного товарного набора; QA, QB, ┘, Q≈ объемы потребления товаров А, В, ..., Z в единицу времени.

Большое значение имеют предположения  о характере функции общей  полезности.

Зафиксируем объемы потребления товаров B,C,...,Z. Рассмотрим, как изменяется общая полезность товарного набора в зависимости от объема потребления товара А (например, яблок). В верхней части рис. 3.1, изображена эта зависимость. Длина отрезка ОК равна полезности товарного набора при фиксированных нами объемах товаров В, С,..., Z и при нулевом объеме потребления товара А. В количественной теории предполагается, что функция TU в верхней части рис. 3.1,а возрастающая (чем больше яблок, тем большую полезность имеет товарный набор) и выпуклая вверх (каждое последующее яблоко увеличивает общую полезность товарного набора на меньшую величину, чем предыдущее). В принципе эта функция может иметь точку максимума (S), после которой она становится убывающей.

В нижней части рис. 3.1,а изображена зависимость предельной полезности яблок от объема их потребления.

Предельная  полезность ≈ это прирост общей полезности товарного набора при увеличении объема потребления данного товара на одну единицу.

Математически предельная полезность товара есть частная производная  общей полезности товарного набора (3.1) по объему потребления г-того товара:

Геометрически значение предельной полезности (длина отрезка ON) равно тангенсу угла наклона касательной к кривой TU в точке L. Поскольку линия TU выпукла вверх, с увеличением объема потребления г-того товара угол наклона этой касательной уменьшается и, следовательно, понижается и предельная полезность товара. Если при некотором объеме его потребления функция общей полезности достигает максимума, то одновременно предельная полезность товара становится нулевой.

Предположим теперь, что потребитель  располагает некоторым доходом; цены на товары A, B, ..., Z не зависят от его поведения и равны соответственно PA, PB, ┘,Pтоварного дефицита нет; все товары являются бесконечно делимыми.

При этих предположениях потребитель  достигнет максимума удовлетворения, если он распределит свои средства на покупку различных товаров  таким образом, что:

1) для всех реально покупаемых им товаров А, В, С,... имеет место

где MUA, MUB, MU≈ предельные полезности товаров А, В, С; l ≈ некоторая величина, характеризующая предельную полезность денег;

2) для всех непокупаемых им товаров Y, Z,... имеет место

 

 

 

1.2 Теория предельной полезности: ординалистский подход

 

Порядковый подход к анализу  полезности и спроса является более  современным и основывается на гораздо  менее жестких предположениях, чем  количественный подход. От потребителя  не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель  был способен упорядочить все  возможные товарные наборы по их "предпочтительности".

Порядковый подход базируется на следующих  аксиомах.

1. Аксиома полной (совершенной) упорядоченности. Потребитель способен упорядочить все возможные наборы товаров с помощью отношений предпочтения (у) и безразличия (~). Это означает, что для любой пары товарных наборов А и В потребитель может указать, что либо А > В (А предпочтительнее, чем В), либо В > А (В предпочтительнее, чем А), либо А ~ В (А и Вравноценны).

Обратим внимание на то, что символы А и В здесь обозначают не отдельные товары, а товарные наборы.

2. Аксиома транзитивности. Если А > В > С, или А ~ В> С, или А > В ~ С, то А > С. Эта аксиома гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: А > В, В > С и одновременно С > А.

3. Аксиома ненасыщения. Если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то А > В. Таким образом, предполагается, что увеличение потребления любого товара ≈ при фиксированных объемах потребления других товаров ≈ улучшает положение потребителя.

4. Аксиома независимости потребителя. Удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им благ и не зависит от количества благ, потребляемых другими.

Это прежде всего означает, что  потребителю не знакомы чувства  зависти и сострадания.

В порядковой теории полезности понятие "полезность" означает не более  чем порядок предпочтения. Утверждение "Набор А предпочтительнее набора B" эквивалентно утверждению "Набор А имеет большую для данного потребителя полезность, чем наборВ". Вопрос о том, на сколько каких-либо единиц полезности или во сколько раз набор Апредпочтительнее (или имеет большую полезность), чем набор В, не ставится. Таким образом, задача максимизации полезности сводится к задаче выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него.

При порядковом подходе используются кривые и карта безразличия. Кривая безразличия ≈ это множество точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать. Если заполнить двухмерную плоскость кривыми безразличия так плотно, как это возможно, получим карту безразличия.

На рис. 3.2 товарный набор А включает ХА единиц товара X и YА единиц товара Y, товарный набор В включает Хединиц товара X и Yединиц товара Y. Если с точки зрения данного потребителя наборы А и В равноценны, то точки А и В лежат на одной и той же кривой безразличия.

Кривые безразличия обладают следующими свойствами.

А. Кривая безразличия, лежащая выше и правее другой кривой, представляет собой более предпочтительные для данного потребителя наборы товаров.

Б. Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.

В. Кривые безразличия никогда не пересекаютсяС.

Г. Кривая безразличия может быть проведена через любую точку пространства товаров.

Д. Кривые безразличия выпуклы к началу координат.

Основным рабочим понятием порядковой теории полезности является предельная норма замещения .Предельной нормой замещения благом X блага Y(MRSXY) называют количество блага Y, которое должно быть сокращено "в обмен" на увеличение количества блага X на единицу, с тем чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

Поскольку отношение DY/DX по определению отрицательно, минус, вводимый перед правой частью, делает значение нормы замещения положительным.

Пусть потребитель безразличен  между наборами А и В (рис. 3.5, а). Значит, норма, по которой он согласен замещать благо Y благом X, оставаясь при этом на одной и той же кривой безразличия, составит

(OY- OY2)/(OY- OY2) = - DY/DX = -AK/KB

По мере приближения точки А к точке В отношение АК/КВ будет приближаться к наклону касательной в точке В. В пределе в окрестностях В наклон кривой (или касательной) в этой точке и есть предельная норма замещения:

Предельная норма замещения  может принимать различные значения, она может быть равна нулю, может  быть неизменной или меняться при  движении вдоль кривой безразличия. В случае выпуклости к началу координат, как на рис. 3.5, MRS убывает по мере замещения одного блага другим, т.е. потребитель соглашается отдавать все меньшее количество замещаемого блага за одно и то же количество замещающего (аналог убывающей предельной полезности). Так, на рис. 3.5,б потребитель, находясь в точке А, готов уступитьY0Yблага Y взамен приращения блага X на X0X1. Однако, располагая набором С, он за равновеликое приращение блага X (X2X= X0X1) согласится уступить лишь Y2Yблага Y, что меньше Y0Y1

Для двух совершенно взаимозаменяемых товаров MRS = const. В этом случае кривые безразличия вырождаются в прямые линии (линия U1Uна рис. 3.6). Обычно такие товары рассматриваются как один товар.

Возможно, далее, что товары вообще не могут заменять друг друга, как например правый и левый ботинок. Потребитель получит одно и то же удовлетворение, имея один левый и два правых ботинка, как и имея, наоборот, два левых и один правый. Такие товары жестко дополняют друг друга. В этом случае каждая кривая безразличия вырождается в два взаимно перпендикулярных отрезка (U2Uна рис. 3.6). Наконец, иногда возможно, что, чем больше какого-то товара имеет потребитель, тем больше

он хотел бы иметь его. В этом случае кривая безразличия вогнута  к началу координат и норма  замещения возрастает (U3Uна рис. 3.6). Хотя ни один из этих вариантов не может быть исключен, выпуклость кривых безразличия и убывающая норма замещения представляют наиболее общую и распространенную ситуацию.

Порядковая теория полезности концентрирует  внимание на I квадранте карты безразличия, представленной на рис. 3.7. В этом квадранте  аксиома ненасыщения выполняется для обоих благ ≈ X и Y, тогда как в III квадранте потребности индивидуума в обоих благах насыщены и увеличение их потребления приведет лишь к перенасыщению. В квадранте II избыточным был бы рост потребления блага Y, в квадранте IV ≈ блага X.

Лишь I квадрант интересовал создателей теории и лишь в I квадранте существует проблема выбора и ее оптимальное  решение.

Количественная и порядковая теории полезности ≈ это теории, построенные  на основе различных предположений  о поведении потребителей. Тем  не менее в этих теориях можно  обнаружить много общего.

Информация о работе Теория потребительского выбора