Теория рыночного спроса и эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
• Изучение темы «Теория спроса и эластичности. Ее применение. » с исторической и современной точек зрения.
Задачи работы:
• Рассмотреть сущность кардиналистской теорию полезности
• Понять поведение потребителя в данной концепции
• Рассмотреть ординалистскую теорию полезности
• Понять выбор потребителя в данной концепции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………....3
2.Кардиналистская теория полезности…………………………………………………………...5
• Введения понятия предельной полезности…………………………………………..5
• Сущность кардиналистской теории полезности……………………………………..5
• Поведение потребителя в кардиналистской концепции…………………………….9
• Правило максимизации полезности………………………………………………….11
• Максимизация полезности и благосостояние ……………………………………....13
1.Ординалистская теория полезности……………………………………………………………14
• Сущность ординалистской теории полезности ……………………………………..14
• Выбор потребителя в ординалистской теории полезности ………………………...16
• Кривые безразличия ………………………..................................................................18
• Равновесие потребителя в ординалистской концепции……………………………..21
• Эффект замены и эффект дохода по Хиксу …………………………………………25
• Компенсированная кривая спроса по Хиксу…………………………………………27
• Компенсированная кривая спроса по Слуцкому…………………………………….29
• Различия в подходах Хикса и Слуцкого……………………………………………...31
3.Эластичность……..………………………………………………………………………………34
• Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса……….34
• Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………….39
• Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу…………………….40
• Применение теории эластичности………………………………………………………...42
Заключение ………………………………………………………………………………………...47
Список литературы………………………………………………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

Теория рыночного спроса и эластичности. Ее приминение1.docx

— 553.28 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………………………....3

2.Кардиналистская теория  полезности…………………………………………………………...5

    • Введения понятия предельной полезности…………………………………………..5
    • Сущность кардиналистской теории полезности……………………………………..5
    • Поведение потребителя в кардиналистской концепции…………………………….9
    • Правило максимизации полезности………………………………………………….11
    • Максимизация полезности и благосостояние ……………………………………....13

1.Ординалистская теория полезности……………………………………………………………14

    • Сущность ординалистской теории полезности ……………………………………..14
    • Выбор потребителя в ординалистской теории полезности ………………………...16
    • Кривые безразличия ………………………..................................................................18
    • Равновесие потребителя в ординалистской концепции……………………………..21
    • Эффект замены и эффект дохода по Хиксу …………………………………………25
    • Компенсированная кривая спроса по Хиксу…………………………………………27
    • Компенсированная кривая спроса по Слуцкому…………………………………….29
    • Различия в подходах Хикса и Слуцкого……………………………………………...31

3.Эластичность……..………………………………………………………………………………34                                           

  • Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса……….34
  • Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………….39
  • Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу…………………….40
  • Применение теории эластичности………………………………………………………...42

Заключение ………………………………………………………………………………………...47

Список литературы………………………………………………………………………………...49

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность моей работы обусловлена большим интересом к выбранной теме в современной науке, а так же тем, что спрос и предложение являются неотъемлемой частью нормально функционирующего рынка, а их эластичность отражает реакцию потребителей и производителей на изменение цен на ресурсы и готовую продукцию. Впервые теории предельной полезности благ как  меры ценности благ и основания цен появились  в  1870-х  гг. практически одновременно в Австрии (К. Менгер),  Англии (У. Джевонс) и Швейцарии  (Л.Вальрас).  Теория полезности основывалась  на субъективных оценках стоимости благ. Ключевое  значение в ценообразовании отводилось полезности (а не  затратам труда).  Центром  исследования,  главным  объектом,  на который было направлено внимание  ученых,  стал  рынок, спрос и предложение, определяющие их  силы.  В  течение последующих десятилетий  теория  предельной  полезности претерпела значительные изменения, многие ее  важнейшие положения  были  усовершенствованы  и  развиты   далее, особенно в части приложения математического  аппарата, который  помогал  совершенствовать   и   содержательные определения. Наиболее слабым местом теории предельной полезности была  невозможность  хотя  бы  в  каком-то  приближении измерить полезность и однозначно ее оценить для  разных людей. Когда экономическая мысль сделала следующий  шаг и доказала, что нет необходимости ее измерять (в теории потребительского выбора), теория предельной  полезности получила широкое признание, а идея предельных  эффектов стала использоваться в  других  разделах  экономической науки. Эластичность – одна из самых важных категорий экономической науки. Впервые она была введена в экономическую теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

Цель работы:

  • Изучение темы «Теория спроса и эластичности. Ее применение. » с исторической и современной точек зрения.

Задачи работы:

  • Рассмотреть сущность кардиналистской теорию полезности
  • Понять поведение потребителя в данной концепции
  • Рассмотреть ординалистскую теорию полезности
  • Понять выбор потребителя в данной концепции
  • Сравнить эффект замены и эффект дохода по Хиксу и по Слуцкому
  • Рассмотреть понятие эластичности
  • Рассмотреть факторы влияющие на эластичность спроса, а так же применение теории эластичности

Структура работы:

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и библиографический список.                                         Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования. Глава первая раскрывает теорию предельной полезности с точки зрения кардиналистской концепции, вторая – с точки зрения ординалистской теории. В главе третьей рассмотрена теория ее сущность и сферы применения.

 

 

 

 

 

  1. Кардиналистская теория полезности

Введение  понятия предельной полезности.

Характерной особенностью экономической теории предельной полезности является ее очевидная ограниченность. От начала до конца это - теория ценности, а в отношении формы и метода - теория оценивания (valuation). Таким образом, теория предельной полезности является лишь частью общей теории распределения и имеет опосредованное отношение к любым другим экономическим явлениям . Время от времени предпринимаются попытки расширить использование принципа предельной полезности, например применив его к проблемам производства, но они до сих пор не увенчались каким-либо значимым успехом.

Предельная полезность MU — это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени.

 

Сущность кардиналистской теории полезности.

Кардиналистская (количественная) полезность – субъективная полезность, или удовлетворение, которые потребитель получает от потребления благ, измеренные в абсолютных величинах. Следовательно, имеется в виду, что можно измерить точную величину полезности, которую потребитель извлекает из потребления блага. Кардиналистскую (количественную) теорию предельной полезности предложили независимо друг от друга У. Джевонс (1835–1882), К. Менгер (1840–1921) и                 Л. Вальрас (1834–1910) в последней трети XIX в. В основе этой теории лежало предположение о возможности соизмерения полезности различных благ. Сторонником этой теории был А. Маршалл.                                                            Экономисты считали, что полезность можно измерить в условных единицах – ютилах. Но позднее было доказано, что создать точный измеритель количественной полезности невозможно, и возникла альтернативная кардиналистской (количественной) ординалистская (порядковая) теория полезности.       Количественный подход к анализу полезности не исходит из объективного измерения полезности блага в ютилах, поскольку одно и то же благо для одного потребителя представляет большую ценность, а для другого не представляет никакой ценности.   Эта теория нацеливала экономическую теорию на изучение поведения потребителей, доказывая, что предельная полезность как общественная равнодействующая субъективных оценок независимых субъектов выступает определяющим фактором, воздействующим на спрос.                                                                               Кардиналистская (количественная) теория исходит из возможности потребителя дать количественную оценку в ютилах полезности любого потребляемого им блага, набора благ, которая может быть выражена в виде функции общей полезности:

TU = F (QA, QB, …, Qz),

где TU – общая полезность данного набора благ; Q,A, Qв, Qz – объемы потребления благ А, В, Z в единицу времени.

Используя кардиналистскую (количественную) теорию полезности, можно охарактеризовать не только общую полезность, но и предельную полезность как дополнительное увеличение данного уровня благосостояния, получаемое при потреблении дополнительного количества блага данного вида и неизменных количествах потребляемых благ всех остальных видов.

Общая и предельная полезность изображены на графиках (рис. 1.1, 1.2).

Полезность, выраженная в денежных единицах, называется ценностью данного блага. Ценности различных благ, в отличие от полезности, количественно сравнимы, ибо выражаются в одних и тех же денежных единицах. Предельная ценность равна общей ценности данного количества блага. Стоимость данного блага – это рыночная цена одной единицы блага, умноженная на количество единиц данного блага. Ценность (выгода) больше стоимости, так как потребитель был бы готов отдать за предыдущие единицы блага более высокую цену, нежели та, которую он действительно платит во время купли. Максимальное превышение общей ценности над суммарными издержками достигается в точке, где предельная ценность равна цене.

 

Рис. 1.1. Общая полезность

 

Рис. 1.2. Предельная полезность

Большинство благ обладают свойством убывающей предельной полезности, согласно которому чем больше потребление некоторого блага, тем меньше приращение полезности, получаемой от единичного приращения потребления данного блага. Это объясняет, почему кривая спроса на эти блага имеет отрицательный наклон. На рис. 1.3 показано, что для голодного человека полезность первого потребляемого им ломтя хлеба очень высока (QA), однако по мере насыщения его аппетита каждый последующий ломоть хлеба приносит все меньшее и меньшее удовлетворение: пятый ломоть хлеба доставит лишь Q в дополнительной полезности.

 

Рис. 1.3. Убывающая предельная полезность

Принцип (закон) убывающей полезности нередко называют первым законом Госсена, по имени немецкого экономиста Г. Госсена (1810–1859), сформулировавшего его в 1854 г.

Данный закон заключает в себе два положения. Первое утверждает убывание полезности последующих единиц блага в одном непрерывном акте потребления, так что в пределе обеспечивается полное насыщение данным благом. Второе положение утверждает убывание полезности первых единиц блага при повторных актах потребления.                                                                                                                      Закон убывающей предельной полезности заключается в том, что по мере потребления новых порций одного и того же блага его общая полезность возрастает замедленно. Следует отметить, что закон убывающей предельной полезности не универсален, поскольку в ряде случаев предельная полезность последующих единиц блага вначале возрастает, достигает максимума и только потом начинает понижаться. Подобная зависимость существует для небольших порций делимых благ.

Второй закон Госсена заключается в утверждении, что полезность, получаемая из последней денежной единицы, израсходованной на приобретение какого-либо блага, одинакова независимо от того, на какое именно благо она затрачена.

Джевонс  Уильям Стэнли (1835–1882), английский экономист и статистик, представитель математической школы экономический мысли. Его работа «Теория политэкономии» (1871) стала одной из основополагающих работ маржинализма. Имя Джевонса символизировало разрыв математической школы с маржинализмом, превращение математики из метода изложения в метод исследования. Джевонс сформулировал уравнение равновесия для различных сфер воспроизводства.

Госсен Герман Генрих (1810–1858), немецкий экономист, основоположник теории предельной полезности, представитель математической школы. Цель экономической науки, по мнению Госсена, – помогать человеку в получении им максимума наслаждений. Он первым сформулировал закон психологической оценки благ. Теория потребления Госсена известна под именем двух законов Госсена.[1]

Поведение потребителя в кардиналистской концепции.

Посмотрим теперь более внимательно на поведение покупателя. Какими правилами он руководствуется при покупке того или иного товара? Какие цели он при этом ставит? Сколько единиц данного товара он приобретет при определенных условиях?

Теория субъективной полезности опирается на следующие основные предположения

1. Потребитель стремится  получить максимальное субъективное  удовлетворение, или полезность, используя  свой ограниченный доход.

2. Полезность, которую приносит  каждая последующая единица данного  товара (ее называют предельной  полезностью), меньше полезности  предыдущей единицы товара. Рассмотрим  следующий пример (табл. 1).

TU – total utility (общая полезность);

MU – marginal utility (предельная  возможность)

Таблица 1

Общая и предельная полезность абрикосов для отдельного потребителя

Число абрикосов

Общая полезность (сумма предельных полезностей), ед.

Предельная полезность (полезность дополнительного абрикоса), ед.

1

2

3

4

5

10

18

24

28

30

10

8

6

4

2


 

С увеличением количества абрикосов предельная полезность в нашем примере убывает. Каждый дополнительный абрикос приносит все меньшее дополнительное удовлетворение, или, иначе говоря, все меньше увеличивает общую полезность.

Каким же образом полезность связывается со спросом? Пусть полезность любой единицы денег будет одной и той же, например 1 руб. имеет полезность, равную двум единицам полезности[2].

Тогда наша таблица будет выглядеть следующим образом (полезность выражена в денежных единицах):

Таблица 2

Полезность, выраженная в денежных единицах (руб.)

Число абрикосов

Общая полезность

Предельная полезность

1

2

3

4

5

5

9

12

14

15

5

4

3

2

1


 

Попробуем теперь определить объем спроса нашего потребителя на абрикосы при различных значениях цены абрикосов.

Предположим что, доходы потребителя, его вкусы и предпочтения, цены других товаров остаются без изменения.

Допустим, цена одного абрикоса равна 5 руб. Сколько абрикосов купит покупатель по этой цене? Вероятно, он будет сопоставлять полезность денег, которую он при этом теряет, с полезностью приобретаемого товара. Покупая один абрикос, покупатель теряет полезность, равную 5 руб., и приобретает полезность, также равную 5 руб. Таким образом, от этого обмена он не терпит убытка. Купит ли потребитель второй абрикос при данной цене? Полезность денег, которую он теряет, опять-таки равна 5 руб., но приобретает он только 4 руб. полезности. Он теряет полезность величиной 1 руб. Следовательно, он откажется от покупки второго абрикоса.

Сколько абрикосов купит наш потребитель при цене 4 руб.? Очевидно, два. Первый абрикос принесет ему увеличение общей полезности на 1 руб. (5 руб. – приобретает 4 руб. – теряет), второй абрикос дает эквивалентный обмен полезностей, а третий уже приносит «убыток».

Предполагая последовательно цену абрикоса равной 3, 2, 1 руб., мы получим следующие результаты:

Таблица 3

Цена абрикосов, руб.

Объем спроса, шт.

5

4

3

2

1

1

2

3

4

5


 

Линия предельной полезности является также линией спроса, если полезность выражается в денежных единицах и полезность денежной единицы остается постоянной.[3]

Итак, можно сделать следующие выводы.

1.Исходное изучение спроса следует начинать с изучения поведения отдельного потребителя.

2. В основе поведения  потребителя лежит представление  о полезности блага.

3. В основе построения линии спроса лежит уменьшение предельной полезности дополнительной единицы блага.

 

Правило максимизации полезности

Денежный доход индивида ограничен. Поэтому потребитель будет соизмерять полезность покупаемой продукции и свой бюджет. Задача потребителя – найти такую комбинацию продуктов, которая в рамках бюджета обеспечивала бы для него максимальную полезность. На выбор потребителя влияет не только величина предельной (добавочной) полезности, содержащейся в следующих единицах, например, продукта А, но и от скольких долларов (следовательно, от скольких единиц альтернативного товара В) ему придется отказаться ради приобретения этих дополнительных единиц товара А. Например, вы предпочитаете посещение кафе с предельной полезностью в 36 ютилей просмотру кинофильма, предельная полезность которого для вас составляет 24 ютили. Но если посещение кафе стоит 12 долл., а билет в кино – 6 долл., то выбор будет сделан в пользу кино. Почему? Потому что предельная полезность в расчете на затраченный доллар составит 4 ютили в случае просмотра кино (4=24:6) и лишь 3 ютили в случае посещения кафе (3=36:12). Вывод: чтобы добавочные (предельные) полезности товаров, продаваемых по разным ценам, были сравнимы между собой, необходимо рассматривать предельные полезности в расчете на один затраченный доллар. Отношение МU/P показывает величину предельной полезности в расчете на 1 долл.

Информация о работе Теория рыночного спроса и эластичности