Теория рыночного спроса и эластичности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 13:01, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы:
• Изучение темы «Теория спроса и эластичности. Ее применение. » с исторической и современной точек зрения.
Задачи работы:
• Рассмотреть сущность кардиналистской теорию полезности
• Понять поведение потребителя в данной концепции
• Рассмотреть ординалистскую теорию полезности
• Понять выбор потребителя в данной концепции

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………....3
2.Кардиналистская теория полезности…………………………………………………………...5
• Введения понятия предельной полезности…………………………………………..5
• Сущность кардиналистской теории полезности……………………………………..5
• Поведение потребителя в кардиналистской концепции…………………………….9
• Правило максимизации полезности………………………………………………….11
• Максимизация полезности и благосостояние ……………………………………....13
1.Ординалистская теория полезности……………………………………………………………14
• Сущность ординалистской теории полезности ……………………………………..14
• Выбор потребителя в ординалистской теории полезности ………………………...16
• Кривые безразличия ………………………..................................................................18
• Равновесие потребителя в ординалистской концепции……………………………..21
• Эффект замены и эффект дохода по Хиксу …………………………………………25
• Компенсированная кривая спроса по Хиксу…………………………………………27
• Компенсированная кривая спроса по Слуцкому…………………………………….29
• Различия в подходах Хикса и Слуцкого……………………………………………...31
3.Эластичность……..………………………………………………………………………………34
• Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса……….34
• Факторы, влияющие на эластичность спроса…………………………………………….39
• Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по ходу…………………….40
• Применение теории эластичности………………………………………………………...42
Заключение ………………………………………………………………………………………...47
Список литературы………………………………………………………………………………...49

Вложенные файлы: 1 файл

Теория рыночного спроса и эластичности. Ее приминение1.docx

— 553.28 Кб (Скачать файл)

Взаимное расположение кривых безразличия трех типов (обыкновенной, скомпенсированной по Хиксу и скомпенсированной по Слуцкому) для нормальных и некачественных товаров показано на (Рис.2.13).

(Рис.2.13) 

 

Различия  в подходах Хикса и Слуцкого.

Различия в подходах Хикса и Слуцкого удобно рассмотреть, совместив их на одном рисунке (Рис. 2.14).

Px  и Py, ее уравнение

,  ее уравнение

—  вспомогательные

(Рис.2.14)

бюджетные прямые соответственно по Хиксу и по Слуцкому. Их уравнения:

Н- и S-комбинации товаров X и У, отвечающие требованию неизменного реального дохода соответственно по Хиксу и по Слуцкому.

(*)

(**) 

Левые части (*) и (**) характеризуют общий результат изменения цены Рх в мере изменения объема спроса на товар X, и в обоих случаях они одинаковы. Правые части представляют суммы эффектов дохода и замены. Очевидно, что разница в распределении общего результата на эффект дохода и эффект замены составляет Х3-Х2. В (*) эта величина входит в эффект дохода, в (**) — в эффект замены.

Можно показать, что величина Х3 –Х2 = 0 при АРх = О, так что при малых изменениях Рх подходы Хикса и Слуцкого дают практически одинаковый результат.

 

 

 

 

В дифференциальной форме равенства (*) и (**) имеют вид:

(***)

 

(****)

 
(по Слуцкому).

Левые части (***) и (****) одинаковы и представляют общий результат изменения Рх при неизменных номинальном доходе  и цене Ру. Здесь дХ/дРх можно интерпретировать как наклон линии спроса на товар X, если Рх принять как аргумент, а объем спроса — как функцию.

Правые части представляют, как и в (3.14) и (3.15), суммы эффектов дохода и замены. При этом в (3.17) Х = д1/дРх, поскольку при изменении Рх на АРх для приобретения прежнего товарного набора E0(Xi,Yi) потребовалось бы компенсирующее изменение номинального дохода потребителя Х^АРх, или в расчете на единицу изменения цены ХхАРх/АРх, т.е. Х.

Эффект замены дХ/дРх всегда отрицателен, так как цена и количество изменяются в противоположных направлениях.                                                 Знак перед первым слагаемым правой части (эффект дохода) зависит от знака сомножителя дХ/д1. Если X — нормальный товар, дХ/д1 > 0 и эффект дохода отрицателен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки нормального товара возрастают). Если X — некачественный товар, дХ/д1 < 0 и эффект дохода   положителен (снижение цены увеличивает реальный доход, и покупки некачественного товара сокращаются). В этом случае эффекты замены и дохода разнонаправлены. Наконец, если X — товар Гиффена, положительный эффект дохода перекрывает отрицательный эффект замены, так что общий результат изменения Рх оказывается положительным, дХ/дРх > О (повышение цены вызывает увеличение спроса на товар).                                                                       Очевидно, что изменение цены одного товара влияет на объем спроса не только данного, но и других товаров. Основываясь на ранее высказанных соображениях, мы можем разложить на эффект замены и эффект дохода и изменение объема спроса на товар У в результате изменения цены товара X. Для этого модифицируем уравнение Слуцкого (****):

(*****)

Левая часть (*****) характеризует влияние изменения цены Рх на объем спроса на товар У. Правая представляет сумму эффектов дохода и замены. В случае двух товаров (X, У) эффект замены, как следует из (Рис.5.2), положителен. При неизменной полезности снижение цены Рх приводит и к сокращению покупок товара У, что является следствием убывающей предельной нормы замены MRS.

3.Эластичность. 

Общая характеристика эластичности спроса. Измерение эластичности спроса.

Мера реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Примером может служить эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса, которая показывает, насколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если обозначить цену Р, а величину спроса Q, то показатель (коэффициент) ценовой эластичности спроса Ер равен:


Ер =


где Q — изменение величины спроса, %; Р — изменение цены, %; "Р" в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене.[9] Показатель ценовой эластичности спроса для всех товаров является отрицательной величиной. Если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя.                           Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса больше 1, то мы имеем дело с относительно эластичным спросом. Иными словами, изменение цены в данном случае приведет к большему количественному изменению величины спроса. Если абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса меньше 1, то спрос относительно неэластичен. В этом случае изменение цены повлечет за собой меньшее изменение величины спроса. При коэффициенте эластичности равном 1 говорят о единичной эластичности. В этом случае изменение цены приводит к такому же количественному изменению величины спроса.

На (Рис.3.1) изображены два варианта графиков спроса. На (Рис.3.1а), снижение цены на 100 руб. (на 33%) приведет к росту величины спроса на 20 ед. (на 200%). Коэффициент эластичности будет равен 6, т.е. он больше 1, и спрос эластичен. Выручка от реализации увеличится с 3000 до 6000 руб. т.е. вырастет в два раза. Заштрихованные прямоугольники 0 и 1 наглядно показывают увеличение выручки от реализации продукции при снижении цены в условиях эластичного спроса. Площадь прямоугольника 1 заметно больше площади прямоугольника 0.

(Рис.3.1б), графически иллюстрирует пример неэластичного спроса. Снижение цены на 100 руб. увеличит величину спроса лишь на 2 единицы. При этом выручка от реализации упадет с 3000 до 2400 руб. Естественно, что при такой ситуации фирма не будет снижать цену своей продукции, не без основания опасаясь снижения своих доходов.


Рруб  Рруб



300 300



200 200

 



                 Qед   Qед 

 

а)      б)

(Рис.3.1) Относительно эластичный (а) и относительно неэластичный (б) спрос.

       Существует два крайних случая. Первый случай — существование только одной цены, при которой товар будет приобретаться покупателями. Любое изменение цены приведет либо к полному отказу от приобретения данного товара (если цена повысится), либо к неограниченному увеличению спроса (если цена снизится). При этом спрос является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис.3.2 а).

 

 

 P  P D


                P’


D

 


а)                                         Q  б)                               Q’                 Q

 

(Рис.3.2) Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен.

Другой крайний случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (Рис.3.2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись, и т. п.

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

1 < |Ep|— спрос эластичен;

0 m |Ep| < 1 — спрос неэластичен;

|Ep| = 1 — спрос с единичной эластичностью.

Для того, чтобы измерить эластичность спроса по цене необходимо подсчитать процентные изменения величины спроса и цены и соотнести их:

 


=:        *


 

 

Из этой формулы видно, что показатель эластичности зависит не только от соотношения приростов цены и объема или от наклона кривой спроса, но и от их фактических значений. Даже если наклон кривой спроса является постоянным, показатель эластичности будет различным для разных точек на этой кривой.

Есть еще одно обстоятельство, которое следует учитывать при определении эластичности. Какой объем продукции, и какой уровень цены следует использовать при расчете: существовавший до изменения или полученный после него?

В общем виде формула для определения процентного изменения величины спроса DQ будет выглядеть:



 =  * 100 


 

где Q0 и Q1 — величина спроса до и после изменения цены.

Аналогично для определения процентного изменения цены DP выбранном интервале получаем:



 =  * 100 


 

 

где Р0 и Р1 — соответственно начальная и новая цена, руб.

Коэффициент эластичности исчисляем как отношение прироста величины спроса к приросту цены:

 


  * 100 :  * 100 =


 

 


=   *


 

 

Рассчитав коэффициенты эластичности, получим количественные характеристики ценовой эластичности спроса в различных ценовых интервалах.

На участках эластичного спроса снижение цены и рост объема продаж приводят к увеличению общей выручки от реализации продукции фирмы, на участке неэластичного спроса — к уменьшению выручки. Поэтому каждая фирма будет стремиться избегать того участка спроса на свою продукцию, где коэффициент эластичности меньше единицы.

 

Факторы, влияющие на эластичность спроса

Важным моментом, оказывающим воздействие на эластичность спроса, является наличие товаров-заменителей. Чем больше на рынке продуктов, признанных удовлетворять одну и ту же потребность, тем больше возможностей для покупателя отказаться от приобретения данного конкретного продукта в случае повышения его цены, тем выше эластичность спроса на данный товар.

Например, спрос на хлеб относительно неэластичен. В то же время спрос на отдельные сорта хлеба является относительно эластичным, так как с повышением цены, к примеру, на бородинский хлеб покупатель может перейти на другой сорт ржаного хлеба и т.п. Спрос на сигареты, лекарства, мыло и другие подобные продукты относительно неэластичен. Однако если рассматривать эластичность по отношению к отдельным видам сигарет, сортам мыла и т.п., то она будет значительно выше.

Та же закономерность применима к изделиям, выпускаемым отдельной фирмой. Если на рынке присутствует значительное число конкурентов, выпускающих аналогичную или близкую по назначению продукцию, то спрос на продукцию этой фирмы будет относительно эластичным. В условиях совершенной конкуренции, когда много продавцов предлагают одинаковую продукцию, спрос на товар каждой отдельной фирмы будет абсолютно эластичным.

Другим важным обстоятельством, влияющим на ценовую эластичность, является фактор времени. В краткосрочном периоде спрос имеет тенденцию быть менее эластичным, чем в долгосрочном. Например, спрос на бензин со стороны индивидуальных владельцев автомобилей относительно неэластичен, и повышение цены, особенно в летний сезон, вряд ли сократит спрос. Однако можно предположить, что осенью значительная часть автовладельцев поставят свои машины в гаражи, спрос на бензин снизится, сократится объем продаж его. Кроме того, к следующему лету часть из них начнут пользоваться пригородными электричками. Несмотря на то, что спрос на бензин относительно неэластичен в обоих случаях, в долгосрочном периоде эластичность выше.

Такая тенденция изменения эластичности во времени объясняется тем, что с течением времени каждый потребитель имеет возможность изменить свою потребительскую корзину, найти товары-заменители.

Различия в эластичности спроса объясняются также значимостью того или иного товара для потребителя. Спрос на предметы первой необходимости неэластичен; спрос на товары, не играющие важной роли в жизни потребителя, обычно эластичен. Действительно, при повышении цен мы можем отказаться от дополнительной пары обуви, драгоценностей, мехов, но вряд ли сократим покупки хлеба, мяса и молока. Как правило, спрос на продукты питания неэластичен, и сейчас, при снижающемся уровне жизни населения, на их приобретение тратится все большая часть доходов средней российской семьи.[10]

 

 Перекрестная  эластичность спроса. Эластичность  спроса по ходу

Понятие перекрестной эластичности спроса используется для определения степени влияния на величину спроса на данный товар изменения цены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности — это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б:


            *              = *


 

где "с" в индексе означает перекрестную эластичность.

Значение коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, какие товары рассматривают: взаимозаменяемые или взаимодополняемые. Если товары являются взаимозаменяемыми коэффициент перекрестной эластичности будет иметь положительное значение. Так, подорожание сливочного масла вызовет увеличение спроса на маргарин, снижение цены на бородинский хлеб приведет к сокращению спроса на другие сорта черного хлеба. Если товары являются взаимодополняемыми, как, например, бензин и автомобили, фотоаппараты и фотопленка, величина спроса будет изменяться в направлении, противоположном изменению цен, а коэффициент эластичности будет иметь отрицательное значение.

Например, цена батона белого хлеба повысилась с 4 до 5 руб., в результате спрос на черный хлеб увеличился с 2000 до 3000 буханок. Рассчитав коэффициент перекрестной эластичности, который в данном случае равен 1,8, можно сделать вывод, что эти два вида хлеба являются взаимозаменяемыми товарами.

Измерив перекрестную эластичность, можно определить, являются ли выбранные товары взаимодополняемыми или взаимозаменяемыми и соответственно как изменение цены на какой-то один вид продукции, производимой фирмой, может отразиться на спросе на другие виды продукции той же фирмы. Такие расчеты помогут оценить решения по изменению цен на выпускаемую продукцию.

Эластичность спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

Информация о работе Теория рыночного спроса и эластичности