Товар и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить специфику понятия товар и его основных свойств.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия товар и его основных свойств
Рассмотреть понятие блага и их классификацию
Выявить специфику теории трудовой стоимости

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….....2
1. Сущность и свойства товара………………………………………………...…3-6
2. Блага и их классификация……………………………………………….......…7-9
3. Трудовая теория стоимости…………………………………………...……..10-11
4. Величина стоимости товара. Закон стоимости…………………………....11-15
5. Теория предельной полезности………………………………………..…….16-18
Заключение…………………………………………………………...…...…......….19
Список использовано литературы………………………………………….......…20

Вложенные файлы: 1 файл

Товар и его свойства.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Институт управления"

(г.Архангельск)

Северодвинский филиал

Кафедра гуманитарных и естественно-научных дисциплин

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

« Экономика»

 

Тема:

 «Товар и его свойства»

 

                                                                                  Студент: Сынкова А.Ю.

 Факультет: Экономический

Курс: второй

Группа: 22-ТЗб

Специальность:100400

Шифр зачетной книжки:1240

Руководитель: Маренкова Т.Н

 

 

 

Северодвинск 

2014

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………….……….....2

1. Сущность и свойства товара………………………………………………...…3-6

2. Блага и их классификация……………………………………………….......…7-9

3. Трудовая теория стоимости…………………………………………...……..10-11

4. Величина стоимости  товара. Закон стоимости…………………………....11-15

5. Теория предельной полезности………………………………………..…….16-18

Заключение…………………………………………………………...…...…......….19

Список использовано литературы………………………………………….......…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение:

В настоящее время товар – одна из важнейших категорий рынка. Товарная форма благ – это явление историческое. С древних времен человек производит предметы для своего потребления, называемые продуктами. Однако с развитием отношений между людьми появляется обмен, т.е. продукт начинает использоваться для обмена. Так появляется понятие товар. [1]

Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена. Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительскую стоимость.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человеческие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары.. Неоклассическая школа подчеркивает, что товар - это экономическое благо, предназначенное для обмена, но в этом определении отсутствует указание на то, что товар есть продукт труда. Сторонники трудовой теории стоимости, начиная с А. Смита, считали, что товары в определенных количествах приравниваются друг к другу потому, что они имеют общую основу - труд. При этом необходимым условием обмена является различие потребительных стоимостей товаров. В современной экономической теории принят иной подход, ведущий свое начало с работ представителей теории предельной полезности: К. Менгера, Е. Бем-Баверка, Ф. Визера. Они высказывали такую мысль, что не трудовая стоимость лежит в основе обмена, а полезность. [2]

Цель работы – выявить специфику понятия товар и его основных свойств.

Задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия товар и его основных свойств
  2. Рассмотреть понятие блага и их классификацию
  3. Выявить специфику теории трудовой стоимости
  4. Раскрыть понятие величины стоимости товара, закона стоимости
  5. Проанализировать теорию предельной полезности

 

  1. Товар и его свойства

 

Товар является важнейшей категорией экономики. Существует множество определений понятия товар. Вот основные из них:

  • Товар — это результат взаимодействия человека со средствами производства (личностного и вещественных факторов производства), который получает материальную или нематериальную форму.
  • Товар – это специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
  • Карл Маркс выдвинул такое определение этому понятию: «Товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие-либо человеческие потребности, в силу ее свойств».
  • Товар есть благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи. [4]

Сущность товара многогранна. Во-первых, товар отражает отношения собственности. Любой товар выступает в качестве объекта собственности. Собственник товара готов передать его другому в обмен на нечто равноценное.

Во-вторых, существуют отношения по поводу производства товара. К ним можно отнести отношения, обеспечивающие специализацию на производстве того или иного товара и возможность возникновения на ее основе кооперации. При производстве товара возникают также отношения конкуренции, в ходе которой производители стремятся сделать товар более привлекательным для покупателей.

В-третьих, по поводу товара складываются отношения распределения. Поскольку каждый товар выступает как часть общественного продукта, то, продавая и покупая товары, люди тем самым участвуют в распределении этого продукта.

В-четвертых, товар становится объектом потребления, поскольку, в конечном счете, она создается для удовлетворения каких-то потребностей.[3]

Товар имеет два основных свойства, две основные черты – потребительную стоимость и меновую стоимость. Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. Можно указать на следующие характеристики потребительной стоимости товара:

- полезность вещи заключена в самой вещи или в самой услуге, поэтому можно сказать, что потребительная стоимость и есть само благо;

- полезность товара предопределятся естественными свойствами самого блага;

- экономическая наука ставит вопрос: нужен этот товар кому-либо или не нужен;

- всякая потребительная стоимость имеет три характеристики – количество, качество и натуральную форму;

- потребительная стоимость всегда имеет общественный характер, ибо товар – это благо для других;

- потребительная стоимость товара иногда не зависит от количества труда;

- потребительная стоимость услуги не имеет вещественной формы.[4]

Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар. Товары обмениваются прежде всего потому, что они имеют разные потребительные стоимости. Никто не будет менять топор на такой же топор или буханку черного хлеба на такую же буханку, но топор на хлеб сменять можно. Но почему именно в такой пропорции? За меновыми пропорциями скрываются стоимости, то есть затраты труда производителей – затраты их физической и умственной энергии на производство товаров. Производители, обменивая свои товары, сравнивают различные виды труда (плотника, кузнеца, портного). Следовательно, в стоимости товара выражаются определенные связи, отношения между производителями. Товары обмениваются в соответствии с количеством затраченного на них труда.[3]

Каждый товар носит двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат человеческого труда, то есть обладает стоимостью. Единство потребительной стоимости и стоимости противоречиво – как потребительные стоимости все товары разнородны и несоизмеримы, как стоимости они однородны и соизмеримы. Один и тот же товар не может использоваться одним человеком как стоимость и потребительная стоимость. Для производителя товар – это вещь, которую он произвел для продажи, прежде всего стоимость – средство обмена на другой товар, на другую потребительную стоимость. Покупатель же приобретает вещь не потому, что она имеет стоимость, а потому, что она обладает потребительной стоимостью, способна удовлетворять его потребности.[5]

Двойственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, создающего товар. Труд каждого товаропроизводителя выступает в конкретной форме: труд токаря, пекаря, сталевара. Конкретные виды труда различаются по трем признакам:

- предметам труда;

- орудиям труда;

- приемам воздействия орудия труда на предмет труда.

В результате конкретного труда получают определенные вещи, то есть конкретный труд создает определенную потребительную стоимость. В процессе конкретного труда каждый производитель затрачивает свою физическую и умственную энергию. Эти затраты человеческой энергии представляют собой абстрактный труд. труд, характеризуя затраты энергии производителя на производство товара, создает стоимость данного товара, значит, стоимость можно определить как овеществленный в товаре абстрактный труд. Двойственность труда выражается не только в том, что он конкретный и абстрактный, но и в том, что он одновременно частный и общественный. Конкретный труд производителя в товарном производстве выступает как частный труд, так как он затрачивается исходя из интересов производителя, который выпускает то, что он может производить, и только то, что приносит ему на рынке выгоду. Но в то же время этот труд и общественный, поскольку товар производится для рынка, для удовлетворения потребностей других людей.[4]

Итак, стоимость товара – это не просто овеществленный абстрактный труд, но еще и общественный. Стоимость товара определяется затратами труда, а труд может измеряться временем. Но количество труда или рабочего времени, необходимого для производства товара может быть различным у различных товаропроизводителей под воздействием разных условий. Поэтому, рабочее время, необходимое для производства товара у отдельного производителя, - это индивидуальное рабочее время, и соответственно оно определяет индивидуальную стоимость товара.

  Процессы конкретного труда — это совокупность экономических явлений, связанных с функционированием конкретного труда; процессы абстрактного труда — это все непосредственно связанные с ним явления. К первым относятся процесс создания потребительной стоимости товара, в котором решающую роль играет полезная форма труда, создание потребительной стоимости товара как результат функционирования конкретного труда, перенесение старой стоимости со средств производства, осуществляемое конкретным трудом, на вновь создаваемый товар. Ко вторым — создание стоимости товара как результат функционирования абстрактного труда, создание прибавочного продукта независимо от его конкретных форм. Во всех этих случаях речь идет лишь о неразрывно связанных между собой сторонах экономических явлений товарного производства, поскольку процессы конкретного труда не существуют отдельно от соответствующих процессов абстрактного труда, а последние находятся в органической связи с первыми.

Как видно из изложенного, оба свойства товара — потребительная стоимость и меновая стоимость — тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. [3]

 

  1. Блага и их классификация

 

Благом вообще называется способность предметов удовлетворять потребности человека. А. Маршалл называет благом желаемую вещь, удовлетворяющую человеческую потребность. Но свойство предмета, которое позволяет удовлетворять определенную потребность, еще не делает его благом. Это происходит только тогда, когда человек осознал способность этого предмета удовлетворять определенную потребность.[8]

Необходимо отделить экономические блага от общего многообразия благ.

Экономические блага — это ограниченные количественно материальные и нематериальные предметы, точнее, свойства этих предметов, способные удовлетворять экономические потребности человека. Важнейшими свойствами экономического блага являются ценность и стоимость. Они выделяются в зависимости от того, в каком качестве — цели или средства ее достижения — выступает конкретное благо по отношению к другим. Ценность блага как средства достижения цели есть то, что от него можно получить в результате потребления. Исходя из способа использования данного блага — непосредственно или косвенно, путем обмена — выделяют потребительную и меновую ценность. 
             Благо - это то, что приносит человеку достаток, благополучие, служит удовлетворению потребности. Как правило, они создаются или природой без участия человека, или  природой при непосредственном участии  человека. Блага созданные природой без участия человека, в экономической теории принято называть естественными (свободными). Примером таких благ служит вода, воздух, дикорастущие плоды и ягоды и др. Блага, являющиеся продуктом взаимодействия человека и природы, принято  называть экономическими. Наличие таких благ предполагает существование организации процесса производства. Но кем бы благо ни было создано, оно должно обладать определенным свойством полезности, служить удовлетворению потребностей человека. [9] 
             При товарно-денежных отношениях экономическое благо, которое создано трудом человека и предназначено для купли-продажи, становится товаром. Причем следует заметить, что благо-товар может принимать форму как форму вещи, так и форму услуги. Поэтому в экономической теории принято употреблять понятие «товары и услуги». 
Многообразие потребностей людей вызывает необходимость производства разнообразных экономических благ, каждое из которых имеет свое функциональное предназначение.

Информация о работе Товар и его свойства