Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа
Цель работы – выявить специфику понятия товар и его основных свойств.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия товар и его основных свойств
Рассмотреть понятие блага и их классификацию
Выявить специфику теории трудовой стоимости
Введение………………………………………………………………….……….....2
1. Сущность и свойства товара………………………………………………...…3-6
2. Блага и их классификация……………………………………………….......…7-9
3. Трудовая теория стоимости…………………………………………...……..10-11
4. Величина стоимости товара. Закон стоимости…………………………....11-15
5. Теория предельной полезности………………………………………..…….16-18
Заключение…………………………………………………………...…...…......….19
Список использовано литературы………………………………………….......…20
В экономической науке принято классифицировать экономические блага по следующим основным признакам.
1. По функциональному назначению и роли в воспроизводственном процессе:
♦ предметы потребления (продукты
питания, обувь, одежда и др.), предназначенные
для удовлетворения личных потребностей;
♦ средства производства (станки, машины,
оборудование и др.), предназначенные для
производительного потребления;
♦ конечные, предназначенные для конечного
использования (хлеб, конфеты и др.);
♦ промежуточные (косвенные), поступающие
в дальнейшую переработку и используемые
в качестве сырья для производства нового
продукта. Например, сахар может быть использован
как конечный продукт при чаепитии и как
промежуточный продукт при изготовлении
конфет, тортов и др.[8]
2. По приоритетности по отношению к потребностям:
♦ первичные, или предметы первой
необходимости (пища, одежда, обувь, жилье),
которые затрагивают саму основу жизни
человека;
♦ вторичные, или предметы роскоши (ювелирные
украшения, картины и др.), которые не подрывают
основу человеческой жизни и без которых
человек может обойтись.
Наличие предметов роскоши обусловлено,
как правило, редкостью ресурсов и экономическим
расслоением людей. Экономические блага
из редких ресурсов производятся в ограниченном
количестве, имеют высокую цену и являются
доступными лишь тем людям, которые имеют
высокий материальный достаток, живут
в роскоши. Отсюда и название благ - предметы
роскоши.
3. По времени использования:
♦ длительного пользования
(автомобили, мебель и др.);
♦ разового пользования (хлеб, сахар и
др.). [9]
4. По способу владения:
♦ находящиеся в личной собственности;
♦ находящиеся в коллективной собственности;
♦ находящиеся в государственной (общественной)
собственности.
Отношение человека к благу через призму
собственности определяет не только характер
владения, но и способ распоряжения и пользования
им.
5. По способу удовлетворения потребностей:
♦ взаимозаменяемые;
♦ взаимодополняемые.
Взаимозаменяемые блага - это блага, которые
могут удовлетворять одну и ту же потребность
человека. Например, автомобиль марки
«Форд» и автомобиль марки «Мерседес».
Взаимодополняемые блага лишь в комплекте
могут быть полезны человеку. Например,
магнитофон и кассета к нему.
В рыночной экономике взаимозаменяемость
и взаимодополняемость благ является
одним из важнейших факторов потребительского
поведения на рынке и формирования покупательского
спроса. [8]
Трудовая теория стоимости – это экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях.[6]
Впервые определили сущность стоимости английские классики экономики У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У. Петти считал, что стоимость определяется трудом вообще. По А. Смиту, стоимость товара создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определял стоимость товара трудом, затраченным на его производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводил различий между конкретным и абстрактным трудом.[7]
Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости. По К. Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. По К. Марксу потребительная стоимость - вещественное свойство товара, стоимость - общественное cвойство.
«Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными видами труда, отличными от других своими целями, приёмами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В тоже время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу - производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный к них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство» .[6]
По К. Марксу «стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.
Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации».[5]
4) Величина стоимости товара. Закон стоимости.
Величина стоимости товара – это средневзвешенные затраты общественного абстрактного труда на единицу данной потребительной стоимости.[6]
Величина стоимости зависит от производительности и интенсивности труда.
Производительность труда – это количество произведенной продукции в единицу времени; эффективность, результативность труда.
Интенсивность труда – затраты труда в единицу рабочего времени.
Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени.
Она выражается формулой:
ПТ= К / В
где ПТ – производительность труда;
К – количество произведенной продукции;
В – время, затраченное на производство продукции. [7]
Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции.
В связи с этой пропорцией, Маркс вывел следующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”. [6]
Так как стоимость товара создается трудом, то вполне очевидно, что величина стоимости определяется продолжительностью труда, количеством рабочего времени. Чем больше времени необходимо для производства товара, тем выше его стоимость. Вот в чем суть закона стоимости.
Различные работники затрачивают неодинаковое время на изготовление одного и того же товара, поскольку они находятся в разных производственных условиях, обладают неодинаковой трудоспособностью, квалификацией и т. Д. Количество труда, израсходованное при определенных условиях на создание товара, называется индивидуальным трудом, а ушедшее на это время – индивидуальным рабочим временем. Затраты индивидуального рабочего времени служат мерой индивидуальной стоимости товара.
В товарном хозяйстве при учете рабочего времени, необходимого для изготовления какого-то продукта, нельзя исходить из индивидуальных особенностей того или иного работника. Стоимость товаров определенного вида определяется на рынке не индивидуальной стоимостью каждого товара, а его общественной стоимостью. Общественная стоимость создается общественно необходимыми затратами труда, измеряемыми общественно необходимым рабочим временем.
Рабочее время, требуемое для производства какого-либо товара при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне интенсивности труда и умелости трудящихся, называется общественно необходимым рабочим временем.[7]
Под общественно нормальными условиями производства понимают условия производства, при которых изготовляется основная масса товаров данного вида. Предположим, на 1 кг. Гвоздей расходуется разными работниками соответственно 5, 10 и 15 часов труда. В большинстве же случаев затрата рабочего времени составляет 10 часов. Именно эта затрата и будет соответствовать общественно нормальным условиям производства. 10 часов составят общественно необходимое рабочее время, которое послужит на рынке мерилом общественной стоимости данного товара.
Общественно необходимое рабочее время уменьшается в результате улучшения условий труда. Так, если в результате технических нововведений время, ушедшее на изготовление основной массы данных товаров, сократилось с 10 до 5 часов, то общественно необходимое время сократится вдвое. Вследствие этого стоимость товаров на рынке снизится также в 2 раза. Это уменьшение неизбежно коснется и той небольшой части товаров, условия, производства которых остались прежними. [6]
Все изменения общественно необходимого рабочего времени, а следовательно, и величины стоимости товаров зависят от изменения производительности труда. Производительность труда характеризует его плодотворность и определяется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу рабочего времени. Она может быть также измерена количеством общественно необходимого рабочего времени, израсходованного на изготовление одного товара. [7]
Рост производительности труда происходит под влиянием всяких изменений в производстве, сопровождающихся уменьшением общественно необходимого рабочего времени, затрачиваемого на создание данной потребительной стоимости. Повышение производительности труда происходит в результате усовершенствования или лучшего использования техники, развития науки и технологии производства, повышения квалификации работников, рационализации труда и других улучшений в процессе производства.
С ростом производительности труда сокращается
общественно необходимое время, затрачиваемое
на изготовление одного товара, а, следовательно,
и уменьшается его стоимость.[6]
Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат «Общественно Необходимые Затраты Труда (ОНЗТ)». [9]
Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ. Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена –форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночныецены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.[6]
Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.
Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.[7]
Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.