Товар и его свойства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа

Краткое описание

Цель работы – выявить специфику понятия товар и его основных свойств.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия товар и его основных свойств
Рассмотреть понятие блага и их классификацию
Выявить специфику теории трудовой стоимости

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….....2
1. Сущность и свойства товара………………………………………………...…3-6
2. Блага и их классификация……………………………………………….......…7-9
3. Трудовая теория стоимости…………………………………………...……..10-11
4. Величина стоимости товара. Закон стоимости…………………………....11-15
5. Теория предельной полезности………………………………………..…….16-18
Заключение…………………………………………………………...…...…......….19
Список использовано литературы………………………………………….......…20

Вложенные файлы: 1 файл

Товар и его свойства.docx

— 46.59 Кб (Скачать файл)

В экономической науке принято классифицировать экономические блага по следующим основным признакам.

1.  По функциональному назначению и роли в воспроизводственном процессе:

♦ предметы потребления (продукты питания, обувь, одежда и др.), предназначенные для удовлетворения личных потребностей; 
♦ средства производства (станки, машины, оборудование и др.), предназначенные для производительного потребления; 
♦ конечные, предназначенные для конечного использования (хлеб, конфеты и др.); 
♦ промежуточные (косвенные), поступающие в дальнейшую переработку и используемые в качестве сырья для производства нового продукта. Например, сахар может быть использован как конечный продукт при чаепитии и как промежуточный продукт при изготовлении конфет, тортов и др.[8]

2.  По приоритетности по отношению к потребностям:

♦ первичные, или предметы первой необходимости (пища, одежда, обувь, жилье), которые затрагивают саму основу жизни человека; 
♦ вторичные, или предметы роскоши (ювелирные украшения, картины и др.), которые не подрывают основу человеческой жизни и без которых человек может обойтись. 
Наличие предметов роскоши обусловлено, как правило, редкостью ресурсов и экономическим расслоением людей. Экономические блага из редких ресурсов производятся в ограниченном количестве, имеют высокую цену и являются доступными лишь тем людям, которые имеют высокий материальный достаток, живут в роскоши. Отсюда и название благ - предметы роскоши.

3. По времени использования:

♦ длительного пользования (автомобили, мебель и др.); 
♦ разового пользования (хлеб, сахар и др.). [9]

4. По способу владения:

♦ находящиеся в личной собственности; 
♦ находящиеся в коллективной собственности; 
♦ находящиеся в государственной (общественной) собственности. 
Отношение человека к благу через призму собственности определяет не только характер владения, но и способ распоряжения и пользования им.

5.  По способу удовлетворения потребностей:

♦ взаимозаменяемые; 
♦ взаимодополняемые. 
Взаимозаменяемые блага - это блага, которые могут удовлетворять одну и ту же потребность человека. Например, автомобиль марки «Форд» и автомобиль марки «Мерседес». Взаимодополняемые блага лишь в комплекте могут быть полезны человеку. Например, магнитофон и кассета к нему. 
В рыночной экономике взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ является одним из важнейших факторов потребительского поведения на рынке и формирования покупательского спроса.  [8]

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Трудовая теория стоимости

 

            Трудовая теория стоимости – это экономическая теория, в соответствии с которой товары обмениваются между собой в таких количествах, чтобы обеспечить равенство затрат труда (количества рабочего времени), общественно необходимого для их производства в данных социально-экономических условиях.[6]

            Впервые определили сущность стоимости английские классики экономики У. Петти, А. Смит и Д. Рикардо. У. Петти считал, что стоимость определяется трудом вообще. По А. Смиту, стоимость товара создается в любой отрасли материального производства, однако конкретному труду он приписывал стоимостеобразующие свойства. Д. Рикардо определял стоимость товара трудом, затраченным на его производство, безотносительно к его конкретной форме. Вместе с тем он не проводил различий между конкретным и абстрактным трудом.[7]

            Лишь в трудах К. Маркса впервые была открыта двойственная природа труда товаропроизводителей, понимание которой позволило ему разработать подлинно научную трудовую теорию стоимости. По К. Марксу, товар есть единство потребительной стоимости и стоимости. Товаром не может быть вещь, не обладающая стоимостью, точно так же не может быть товаром вещь, не являющаяся потребительной стоимостью. По К. Марксу потребительная стоимость - вещественное свойство товара, стоимость - общественное cвойство.

«Два свойства товара обусловлены двойственным характером труда, воплощенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается качественно определенными видами труда, отличными от других своими целями, приёмами, применяемыми орудиями и результатами, которые являются конкретным трудом. В тоже время все виды конкретного труда имеют одну и ту же физиологическую основу - производительное расходование рабочей силы человека, что позволяет их рассматривать как труд вообще, абстрактный труд. Как потребительные стоимости, товары не могут быть приравнены друг к другу: будучи качественно разнородными, две различные потребительные стоимости количественно несоизмеримы. Но все товары содержат овеществленный к них труд, представляют собой как бы сгусток абстрактного труда, что делает их количественно соизмеримыми. В каждом товаре воплощена стоимость израсходованных факторов производства, как прошлый труд, и новая стоимость, как овеществленный живой труд. Количество затраченного на производство товара труда измеряется рабочим временем, но не индивидуальным, так как оно различно у каждого производителя, а так называемым общественно-необходимым: это время, за которое создается большая часть товаров данного вида при средних для данной экономической системы уровнях развития технологии, интенсивности и квалификации труда. Таким образом, величина стоимости товара определяется количеством абстрактного общественно необходимого труда, затрачиваемого на его производство» .[6]

              По К. Марксу «стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходимым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условии производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда.

              Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производства и реализации».[5]

 

 

 

 

 

 

4)        Величина стоимости товара. Закон стоимости.

 

             Величина стоимости товара  – это средневзвешенные затраты общественного абстрактного труда на единицу данной потребительной стоимости.[6]

             Величина стоимости зависит от производительности и интенсивности труда.

             Производительность труда – это количество произведенной продукции в единицу времени; эффективность, результативность труда.

            Интенсивность труда – затраты труда в единицу рабочего времени.

Производительность труда определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени.

Она выражается формулой:

ПТ= К / В

где ПТ – производительность труда;

К – количество произведенной продукции;

В – время, затраченное на производство продукции. [7]

              Практически производительность труда измеряется либо путём деления объёма произведенной продукции на затраченное время, либо путём деления затраченного рабочего времени на объём произведённой продукции.

              В связи с этой пропорцией, Маркс вывел следующую математическую зависимость: “ Величина стоимости товара изменяется, таким образом, прямо пропорционально количеству и обратно пропорционально производительной силе труда, находящего себе осуществление в товаре”. [6]

              Так как стоимость товара создается трудом, то вполне очевидно, что величина стоимости определяется продолжительностью труда, количеством рабочего времени. Чем больше времени необходимо для производства товара, тем выше его стоимость. Вот в чем суть закона стоимости.

              Различные работники затрачивают неодинаковое время на изготовление одного и того же товара, поскольку они находятся в разных производственных условиях, обладают неодинаковой трудоспособностью, квалификацией и т. Д. Количество труда, израсходованное при определенных условиях на создание товара, называется индивидуальным трудом, а ушедшее на это время – индивидуальным рабочим временем. Затраты индивидуального рабочего времени служат мерой индивидуальной стоимости товара.

               В товарном хозяйстве при учете рабочего времени, необходимого для изготовления какого-то продукта, нельзя исходить из индивидуальных особенностей того или иного работника. Стоимость товаров определенного вида определяется на рынке не индивидуальной стоимостью каждого товара, а его общественной стоимостью. Общественная стоимость создается общественно необходимыми затратами труда, измеряемыми общественно необходимым рабочим временем.

               Рабочее время, требуемое для производства какого-либо товара при наличных общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне интенсивности труда и умелости трудящихся, называется общественно необходимым рабочим временем.[7]

              Под общественно нормальными условиями производства понимают условия производства, при которых изготовляется основная масса товаров данного вида. Предположим, на 1 кг. Гвоздей расходуется разными работниками соответственно 5, 10 и 15 часов труда. В большинстве же случаев затрата рабочего времени составляет 10 часов. Именно эта затрата и будет соответствовать общественно нормальным условиям производства. 10 часов составят общественно необходимое рабочее время, которое послужит на рынке мерилом общественной стоимости данного товара.

              Общественно необходимое рабочее время уменьшается в результате улучшения условий труда. Так, если в результате технических нововведений время, ушедшее на изготовление основной массы данных товаров, сократилось с 10 до 5 часов, то общественно необходимое время сократится вдвое. Вследствие этого стоимость товаров на рынке снизится также в 2 раза. Это уменьшение неизбежно коснется и той небольшой части товаров, условия, производства которых остались прежними. [6]

              Все изменения общественно необходимого рабочего времени, а следовательно, и величины стоимости товаров зависят от изменения производительности труда. Производительность труда характеризует его плодотворность и определяется количеством потребительных стоимостей, созданных в единицу рабочего времени. Она может быть также измерена количеством общественно необходимого рабочего времени, израсходованного на изготовление одного товара. [7]

              Рост производительности труда происходит под влиянием всяких изменений в производстве, сопровождающихся уменьшением общественно необходимого рабочего времени, затрачиваемого на создание данной потребительной стоимости. Повышение производительности труда происходит в результате усовершенствования или лучшего использования техники, развития науки и технологии производства, повышения квалификации работников, рационализации труда и других улучшений в процессе производства.

              С ростом производительности труда сокращается общественно необходимое время, затрачиваемое на изготовление одного товара, а, следовательно, и уменьшается его стоимость.[6] 

             Закон стоимости предполагает формирование у каждого отдельного товаропроизводителя индивидуальных затрат труда и ресурсов и, соответственно, формирование индивидуальной стоимости и индивидуальной цены, однако рынок признает не эти индивидуальные стоимости и, соответственно, цены, а стоимости и цены общественные, рыночные, в основе которых лежат «Общественно Необходимые Затраты Труда (ОНЗТ)». [9]

             Закон стоимости имеет объективный характер, однако, эту объективность нельзя понимать в том смысле, что никакие внешние факторы не в состоянии влиять на рыночные цены. Конкретные формы и уровни рыночных цен испытывают на себе влияние самых различных факторов, а не только влияние ОНЗТ. Закон стоимости есть закон цен, ибо внешней формой проявления стоимости являются цены. Стоимость – это содержание рыночных отношений между участниками рынка, цена –форма этого содержания. Закон стоимости и внутриотраслевая конкуренция формируют отраслевые уровни рыночных цен. Индивидуальные цены могут не совпадать с отраслевым уровнем цен, поэтому товаропроизводители одной отрасли получают различные величины прибыли на единицу капитала. Закон стоимости и межотраслевая конкуренция формируют межотраслевые рыночныецены производства. Товаропроизводители различных отраслей получают на единицу капитала различные величины прибыли, что ведет к переливу капитала и формированию цен производства, которые обуславливают получение равной прибыли на равные капиталы.[6]

              Сумма цен производства в масштабе общества равна сумме стоимостей, перераспределение стоимости в результате перелива капитала отражает учет затрат капитала, однако общий уровень цен производства и их изменение в конечном счете предопределяются уровнем и изменением рыночной стоимости, уровнем и изменением ОНЗТ.

             Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда.[7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теория предельной полезности

 

             Период 60-70 годов XIX в. считается переломным моментом в развитии экономической науки. Именно тогда одновременно в трех школах, которые по месту возникновения называют австрийской, лозанской и кембриджской, сформировались теоретические основы неоклассического подхода. Его исходным пунктом и основой ориентации экономического анализа стала субъективная теория стоимости, разработанная на основе принципа предельной полезности.

Информация о работе Товар и его свойства