Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 15:03, контрольная работа
Цель работы – выявить специфику понятия товар и его основных свойств.
Задачи:
Раскрыть сущность понятия товар и его основных свойств
Рассмотреть понятие блага и их классификацию
Выявить специфику теории трудовой стоимости
Введение………………………………………………………………….……….....2
1. Сущность и свойства товара………………………………………………...…3-6
2. Блага и их классификация……………………………………………….......…7-9
3. Трудовая теория стоимости…………………………………………...……..10-11
4. Величина стоимости товара. Закон стоимости…………………………....11-15
5. Теория предельной полезности………………………………………..…….16-18
Заключение…………………………………………………………...…...…......….19
Список использовано литературы………………………………………….......…20
Наибольшую известность и международное признание получила австрийская школа. Ее представителями являются австрийские экономисты Э. Бём-Баверк и К. Менгер.[9]
Сторонники этой теории утверждают, что стоимость - это чисто психологическое явление, объясняемое «предельной», то есть наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Э. Бём-Баверк раскрывает это положение на примере поселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен ему для прокормления, второй - для улучшения питания, третий - для откорма домашней птицы, четвертый - для изготовления водки, пятый - для кормления попугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именно полезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. «Ценность - это не отношение между людьми в процессе обмена, а отношение человека к вещи: человек даёт ту или иную оценку благу в зависимости от того, какую пользу оно ему приносит. Величина ценности благ определяется предельной полезностью - это полезность последней единицы каждого блага, то есть той, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.» [6]
Отсюда делается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность для покупателя, тем ниже их стоимость. Стоимость (ценность) определяется степенью полезного эффекта определенного блага. При этом различалась объективная ценность (рыночные цены), которая существует независимо от сознания человека и субъективная. Субъективная ценность показывает, во сколько данный человек ценит ту или иную вещь с точки зрения своего благополучия. Ценность вещи, утверждает Э. Бём-Баверк, измеряется ее предельной пользой, то есть ценность определяется не полезностью каждого товара, а полезностью последней единицы запаса определенного потребительского блага. Предельная полезность зависит, таким образом, от запаса (редкости) блага и от интенсивности самой потребности в нем. Чем выше интенсивность потребности при данном запасе благ, - тем выше предельная полезность для индивида. Наоборот, чем больше запас блага при данной интенсивности, - тем ниже предельная полезность.[9]
Э. Бём-Баверк выделяет три основных правила, которыми должны пользоваться участники процесса общественного обмена:
- во-первых, обмен должен приносить выгоду (то есть благо, получаемое в обмен, обладает большой полезностью, чем отдаваемое);
- во-вторых, каждый стремиться совершить сделку с большей для себя выгодой;
- в-третьих, лучше совершать сделку с меньшей выгодой, чем вообще отказаться от обмена.
Эту проблему австрийцы представляют следующим образом. Рынок - это пункт, где сталкиваются интересы (оценки) продавцов и покупателей. (Напомним, что данная ступень абстракции не предполагает наличия производства и ни один из участников обмена не сопоставляет предлагаемую ему цену с затратами труда). У каждого их них имеется своя оценка реализуемого товара. Так покупатель лошади исходит из того, насколько ему нужна лошадь и какова ее полезность, а продавец из того, какой ущерб его хозяйству принесет продажа лошади. Иными словами, согласно этой теории, у каждого участника обмена - покупателя и продавца - имеются уже заранее выработанные субъективные оценки. Австрийская школа рассматривает рыночную цену как равнодействующую субъективных оценок продавцов и покупателей. [6]
Определенное внимание в концепции австрийской школы отводится оценке производственных благ. Их ценность (стоимость) выводится из предельной полезности потребительских благ. Так, по Э. Бём-Баверку, не стоимость муки определяет стоимость хлеба, а наоборот, стоимость хлеба определяет стоимость муки, которая, в свою очередь, определяет стоимость пшеницы, ржи и т.д., то есть издержки производства получают ценность от своих продуктов. Ценность факторов, участвующих в производстве, носит, таким образом, производный, «вмененный характер».
«В итоге можно сделать вывод, что теория
трудовой стоимости по К.
Марксу и теория предельной полезности
не противоречат, а дополняют друг
друга. Если в первой наиболее глубоко
разработан научный аппарат
обоснования стоимости в соответствии
с трудовыми затратами, то второй -
теоретически обосновано наиболее эффективное
использование основных
факторов производства - труда, капитала,
земли и т.д.» [9]
Заключение:
Товар – это благо, являющееся результатом производства одного субъекта экономики и поступающее в потребление другого субъекта через обмен в форме купли-продажи.
Товар имеет два основных свойства – потребительную стоимость и меновую стоимость.
Потребительная стоимость товара – это его способность удовлетворять ту или иную потребность человека, его полезность. [1]
Меновая стоимость товара – это его способность обмениваться в определенных количественных соотношениях на другой товар.
Оба этих свойства товара тесно связаны и влияют друг на друга.
Каждый товар носит двойственный характер. С одной стороны, он выступает как потребительная стоимость, с другой – он есть результат человеческого труда, то есть обладает стоимостью.[2]
Существует также такое понятие как величина стоимости товара. Это средневзвешенные затраты общественного абстрактного труда на единицу данной потребительной стоимости.[6]
Сущность закона стоимости состоит в том, что в товарном производстве основу пропорций обмениваемых товаров определяет рыночная стоимость, величину которой, в свою очередь, предопределяют общественно необходимые затраты труда. [9]
В экономической теории существуют две основные теории стоимости: 1) трудовая теория стоимости и 2) теория субъективной полезности. Представители первой теории считают, что стоимость товара в своей основе объективна и источником ее образования является затраченный на производство товара труд. Последователи второй теории рассматривают стоимость как субъективную категорию и выводят ее из оценки людьми полезности определенного товара в сравнении с полезностью других благ. В теориях первой группы стоимость анализируется как существующая независимо от ощущений человека, от его субъективных оценок полезности товара. В теориях же второй группы стоимость выводится из интенсивности желаний потребителя и из наличного рыночного запаса данного товара, как субъективная полезность.
Список использованной литературы:
1) Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат., 2005. – Гл. 4
2) Ежов, А.Н. Экономика/А.Н. Ежов.-Архангельск: МИУ, 2005.-Т.13
3) Иохин, В.Я. Экономическая теория: учебник, Москва, ЮРИСТ, 2008 г. – Гл.3
4) Камаев, В.Д. Экономическая теория: учебник под ред. В.Д. Камаева, М.З.Ильчиков. - М.: ВЛАДОС, 2008. – Гл.4
5) Маркс,К. Капитал. Собрание сочинений/К.Маркс, Ф.Энгельс. – 2-е изд. В 25 т: - М., 1998. – Т.1
6) Райхлин, Э.Н. Основы экономической теории. Микроэкономическая теория рынков продукции/ Райхлин Э.Н.-Москва 1998 г. – Гл.6
7) Ховард, К. Экономическая теория: учебник/К.Ховард. Г.Журавлева, Н.Эриашвили. – М.:ЮНИТИ, 1998. – Гл 7.
8) Экономика: учебник/под ред. А.С.Булатова.- М.:Экономистъ, 2008. – Гл. 5
9) Экономическая теория: учебник под ред. Е.Н. Лобачевой. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, 2009. – Гл.7