Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2012 в 13:41, курсовая работа
Цель работы – на примере отдельно взятых стран рассмотреть основные аспекты торговли развивающихся стран и выявить прогнозы развития их внешнеторговой деятельности.
Задачи – изучить различия и характерные черты развивающихся стран и какую политику она могут выбрать в зависимости от этих черт, а также рассмотреть внешнеторговую деятельность некоторых стран и, наконец, выявить ожидаемое развитие стран «третьего мира».
Торговая политика - это политика воздействия государства на международную торговлю через налоги, субсидии, регулирование и стимулирование внешнеэкономической деятельности.
ВВЕДЕНИЕ
1.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.1.ГРУППЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
1.2.РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ КАК ЦЕЛОСТНОСТЬ И ИХ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ
1.3 ВЫБОР ПОЛИТИКИ РАЗВИВАЮЩИМИСЯ СТРАНАМИ
2. ТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
2.1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ АЛЖИРА
2.2. ТОВАРООБМЕН ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ НА ПРИМЕРЕ БРАЗИЛИИ И ВЕНЕСУЭЛЫ
2.3.СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ ЧАДА
3. ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
3.1. ПРОГНОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА ДО 2030 ГОДА
3.2.ПРОБЛЕМЫ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Наименее развитые страны связаны с мировым хозяйством экспортом традиционной продукции, в основном тропического земледелия и руд, но постоянно падающие цены сокращают возможности финансирования их роста. В то же время объемы внешней торговли НРС Африки, ориентированной преимущественно на ЕС, сократились в 1970-1998 гг. почти наполовину под давлением конкуренции однотипного экспорта из других развивающихся стран. Попытки компенсировать падение цен наращиванием вывоза ведут к «разрушающему росту», усилению моноспециализации и еще больше зависимости от конъюнктуры мирового рынка. Отчасти из-за этого в 80-е гг. здесь произошло падение дохода на душу населения.
Низкая
интегрированность в мировое
хозяйство как следствие
Опыт
развивающихся стран
Что следует делать, например, Гане в сфере экспорта и импорта, если она решительно настроена выйти из состояния стагнации, снижающей жизненный уровень ее граждан? Помимо общего реформирования экономики в сфере торговой политики перед Ганой стоит следующий выбор:
1. Политика свободной торговли на основе сравнительных преимуществ страны. Для Ганы это означает продолжение экспорта какао, кофе и других первичных продуктов при низких налогах на экспорт и импорт.
2. Политика обложения налогом традиционного экспорта, что даст средства для развития других секторов экономики. Страна может ввести такие налоги в одностороннем порядке, а может сделать это как часть политики, предписанной международным картелем стран, экспортирующих те же товары. Для Ганы это означает налог на экспорт какао и кофе.
3. Политика ограничения импорта и импортных налогов для защиты и субсидирования новых отраслей, обслуживающих внутренний рынок. Для Ганы это может означать, что ее граждане будут вынуждены покупать более дорогую отечественную сталь, телевизоры и авиауслуги.
4. Политика поддержки экспортных направлений, в основном – товаров промышленного производства. Средства на любые государственные субсидии новым экспортным отраслям могут быть получены от налогов на иностранную торговлю или от сфер, не связанных с торговлей. Например, Гана может субсидировать производство одежды или электрооборудования.
В настоящее время считают, что мировая торговая система должна соответствовать следующим пяти принципам.
1)
Отсутствие дискриминации в
Ни одно государство не должно ущемлять какую-либо другую страну, накладывая ограничения на экспорт и импорт товаров. В идеале, на внутреннем рынке любой страны не должно быть никаких различий в условиях продажи между иностранной продукцией и национальной.
2) Снижение торговых (протекционистских) барьеров.
Торговыми
барьерами называют факторы, снижающие
возможность проникновения
3)
Стабильность и
Иностранные компании, инвесторы и правительства должны быть уверены, что торговые условия (тарифные и нетарифные барьеры) не будут изменены внезапно и произвольно.
4)
Стимулирование
Для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приемы конкурентной борьбы – такие как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортерам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта.
5)
Льготы в международной
Этот принцип отчасти противоречит предыдущим, но он необходим для втягивания в мировое хозяйство слаборазвитых стран периферии, которые заведомо не могут на первых порах конкурировать с развитыми странами на равных. Поэтому считается «справедливым» представление слаборазвитым странам особых привилегий.
Такая торговая политика применима ко всем странам, определяемым и как «развитые» и как «развивающиеся». Развивающиеся страны отличаются тем, что перед ними стоят проблемы, которые в развитых странах хотя и присутствуют, но не имеют такой остроты. Эти проблемы можно разделить на три категории:
В
развивающихся странах иная обеспеченность
факторами производства. Они располагают
меньшим материальным капталом и
меньшей квалификацией
В развивающихся странах рынок капитала работает менее эффективно. Определяющая характеристика стран с низким уровнем дохода состоит в наличии больших барьеров для предоставления кредитов в производственной сфере. В результате многообещающим проектам приходится выплачивать более высокую плату за пользование капиталом (процентную ставку), чем в менее перспективных сферах. Причина в том, что права собственности четко не определены, и это, в свою очередь, сдерживает приток инвестиций.
Аналогичным образом, в развивающихся странах менее эффективно работает рынок труда. Разрыв в заработных платах в развивающихся и стагнирующих секторах экономики здесь значительнее, чем в странах с высоким уровнем дохода. Высокий разрыв в заработных платах косвенно свидетельствует о том, что труд не может перемещаться в сферу своего наиболее эффективного применения.
Эти
характерные особенности ставят
перед правительствами
Таким образом, перед развивающимися странами стоит задача определения политики по отношению к импорту промышленных товаров, а также по отношению к промышленному экспорту.
Одна
из возможных стратегий для
Традиционные страхи по поводу зависимости от экспорта первичных товаров кроются в том, что мировые цены на эти цены неблагоприятны для их производителя. Существующие данные показывают, что относительные цены на первичные товары имеют тенденцию к снижению, что соответствует общепринятым взглядам, но снижение было постепенным с 1900 г. Два фактора, понижающие относительный цены первичных товаров, объясняются законом Энгеля и появлением материалов, замещающих первичные. Можно назвать два фактора, повышающих цены на первичные товары: ограниченность природных ресурсов и то, что рост производительности в сфере производства первичных товаров значительно медленнее, чем в остальных секторах экономики.
Создание международного картеля может привести выгоду развивающимся странам. Наиболее удачный пример деятельности картеля – повышение цен на нефть странами ОПЕК в 1973-1974 и 1979-1980 гг. Успешная деятельность международных картелей, даже ОПЕК, непродолжительна. Существуют четыре силы, приводящие картель к распаду: рост эластичности спроса на товар, рост эластичности конкурентного предложения, снижении доли картеля на мировом рынке и нарушение принятых картелем правил его мелкими членами. В силу условий предложения маловероятно, что другие картели стран, экспортирующих первичные товары, приблизятся к успеху, достигнутому ОПЕК.
Еще
одна возможная стратегия развития
развивающихся стран –
Изменение в международной торговой политике является одной из наиболее важных компонентов перехода от централизованного планирования к рыночной экономике. Ключевой вопрос такого перехода – темпы либерализации торговой политики. Страны Центральной и Восточной Европы и Прибалтики избрали путь быстрой либерализации и добились наилучших результатов, выраженных в переориентации экспорта на Западную Европу и другие развитые рыночные страны. После периода падения национального производства в первые несколько лет такого перехода они добились возобновления экономического роста. Республики бывшего Советского Союза предпочли постепенную либерализацию, и период падения производства в этих странах затянулся. Как и в целом во всех развивающихся странах, мы видим расширяющийся разрыв в жизненном уровне между двумя группами этих стран, причем успех стран, избравших открытую политику, направленную на внешние рынки.
В 1999 году Абдельазиз Бутефлика был избран президентом Алжира с результатом в 74 % голосов, согласно данным властей, как независимый кандидат, поддержанный вооружёнными силами. Политический авторитет нового президента значительно способствовал улучшению международного имиджа Алжира. С приходом к власти Бутефлики активизировалась внешняя политика страны и внешняя торговля.
Товарооборот
между Россией и Алжиром за
2005 года составил около 300 млн.долларов.
В основном, это поставки по линии
военно-технического сотрудничества,
сельскохозяйственное и промышленное
оборудование, черный металл, удобрения.
За 2004 год в два раза вырос экспорт российских
зерновых. В Россию Алжир поставляет минеральное
сырье, фосфат кальция и финики.
Алжир обладает огромными запасами нефти
и газа. Поэтому, конечно, все направления
его внешней политики «вытекают» из торговли
данными ресурсами. Безусловно, нефть
и газ приносят колоссальные доходы в
период стабильности рынка, но в период
какой-либо нестабильности в мире, так
как цены на нефть и газ «привязаны» к
мировой конъюнктуре, экономика Алжира
приходит в упадок. Так, к примеру, в 1996
году, после нескольких лет падения мировых
цен на нефть и газ, внешний долг Алжира
достигал 73% ВВП. В последние годы цены
на нефть и газ выросли в несколько раз,
что очень благоприятно отразилось на
экономике Алжира. По итогам 2007 года, внешний
долг составил 37,4% от уровня ВВП.
После завоевания независимости Алжир, не будучи формально связан с Европейским экономическим сообществом, сумел сохранить во взаимоотношениях с ним ряд привилегий. Конечно, это связано с тем, что раньше Алжир являлся колонией Франции, но и с Италией и Испанией у Алжира происходит вполне выгодная торговля. Вместе с Марокко, Тунисом, Ливией и Мавританией Алжир развивает региональное экономическое и техническое сотрудничество в Магрибе. Также налажены «крепкие» и, самое главное, выгодные экономические отношения и с США.
К
примеру, в 2005 году в США было ввезено
товаров из Алжира на сумму 10,8 млрд.долларов,
что для США составило 0,6% от ввозимых товаров,
причём эта доля выросла в сравнении с
2000 годом в 3 раза. Это однозначно сказывается
положительно для алжиро-американских
отношений. В Европейский Союз в 2005 году
было ввезено товаров на сумму 20 млрд.долларов,
что примерно в два раза больше ввозимых
товаров в США. А в свою очередь Европейский
Союз ввёз в Алжир товаров на сумму 12,9
млрд.долларов.
По показателям мировой торговли Алжир
насчитывает на 2005 год 43,634 млрд.долларов,
что в четыре раза превосходит значение
на 1990 год, тогда мировая торговля Алжира
оценивалась в 11,009 млрд.долларов.